Октябрь 2015
Светлана Васильковская
Вопреки трендам

В первом полугодии белгородскому подразделению ВТБ удалось почти вдвое увеличить кредитный портфель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 17,4 до 30,1 млрд рублей). За первые шесть месяцев был зафиксирован рост в портфеле гарантий – на 71%, объем документарного портфеля с начала года вырос на 65%. Вырос и объем привлеченных средств юридических лиц. Если на 1 июля 2014 года на депозитах юрлиц находилось 7,7 млрд рублей, а в виде остатков на расчетных счетах – 1,6 млрд, то на ту же дату в этом году общее значение привлеченных средств достигло 13,5 млрд рублей, из которых 11 млрд было размещено на депозитах, а 2,5 млрд – оставалось на счетах компаний.

На фоне кризисных явлений такие результаты выглядят впечатляюще. Мы попросили руководителя дирекции ВТБ по Белгородской области Алексея Ноздрина, который в апреле занял эту должность, рассказать, за счет чего банку удается расти в условиях рецессии.

– Прежде всего, хочется спросить, совпали ли ваши ожидания от работы в Белгороде с реальностью?

– Белгородский рынок в части корпоративного кредитования, так и в части пассивов, как я и предполагал, оказался достаточно емким. Это подтверждают и полученные в первом полугодии результаты. Ожидания оправдались. Что касается моей интеграции в работу, понимание экономики области, налаживание рабочих моментов, вхождение в коллектив во многом уже состоялись. Все идет так, как должно быть.

– Как вы оцениваете текущую экономическую ситуацию?

– В конце прошлого года и бизнес, и банки испытали шок. В декабре и начале этого года процессы финансирования были серьезно замедлены. Но с первого квартала и по настоящее время рынок потихоньку «оттаивал». Значительная часть банков понизила стоимость кредитов, они стали доступнее для заемщиков. Мы видим небольшое увеличение объемов потребления финансовых ресурсов, но также мы видим, что, к сожалению, рынок в третьем квартале становится сложнее.

Если говорить о макроэкономике, то отдельные направления находятся в стагнации, есть снижение выручки по многим отраслям. Темпы роста на этот год до сих пор остаются непонятными. Мы очень гордимся тем, что в таких непростых условиях нам удалось улучшить свои показатели практически по всем направлениям. В третьем квартале объем кредитного портфеля составит около 33 млрд рублей – это лучший результат за время существования белгородского подразделения.

– Как вам это удалось?

– Мы продолжаем концентрироваться на работе со средним бизнесом (по критериям ВТБ в этот сегмент попадают клиенты с годовой выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей). Это, как правило, компании, локализованные в Белгородской области. Оценка таких заемщиков – более сложная и кропотливая по сравнению с анализом крупного бизнеса федерального масштаба, и требует очень глубокого индивидуального подхода. На сегодня наш кредитный портфель по среднему бизнесу составляет 6,8 млрд рублей. Мы надеемся по итогам третьего квартала вплотную приблизиться к отметке 7 млрд.
Конечно, то, что мы – один из крупнейших, надежнейших банков с безупречной репутацией, способствует нашему успеху. Но прежде всего, столь значимые результаты – огромная заслуга коллектива белгородского ВТБ.

Я уверен, что в любой компании, и наш банк не исключение, коллектив – это главное. Многое зависит, во-первых, от профессионализма каждого сотрудника, который ведет то или иное направление. А во-вторых, от качества и оперативности их взаимодействия, так как банковский труд – труд коллективный. Это является принципиальной особенностью нашей работы, и нет такой банковской операции, которую мог бы провести один человек: всегда есть цепочка из нескольких сотрудников и даже подразделений.

Рынок банковских услуг очень подвижен, мобилен, требования к услугам постоянно повышаются. Поэтому способность команды адекватно реагировать на изменения, соответствовать им, совершенствоваться, очень важна, и все эти качества у коллектива белгородского ВТБ есть.

– Как обстоят дела с просрочкой? Меняется ли в банке подход к оценке заемщика?

– В белгородском ВТБ объем проблемной задолженности – 0,1% от общей суммы кредитного портфеля. У нас есть сложный кредит, но методики банка позволяют сопровождать такие случаи «в ручном режиме». ВТБ всегда идет навстречу клиенту. Мы реструктуризировали задолженность, дали рекомендации по выходу из сложной ситуации.

Методика оценки заемщика у нас не менялась, требования не ужесточались, но учитывая общую обстановку, нам приходится более глубоко проникать в отраслевую экономику. Мы стали более внимательно анализировать риски не только по конкретным проектам, но и по отрасли в целом. В ВТБ существует рейтинговая система оценки заемщика. Так, кредитные эксперты присваивают компаниям определенный рейтинг в зависимости от их финансовых показателей. Кроме того, мы – банк с большой долей государственного участия. Поэтому компании с высоким рейтингом финансовой устойчивости нам доверяют и предпочитают работать именно с ВТБ. Это позволяет говорить и об устойчивости всего кредитного портфеля в целом.

– Какие отрасли сейчас наиболее уязвимы, а какие, напротив, перспективны? Каких заемщиков вы ждете?

– На самом деле, мы ждем всех. В любой отрасли всегда есть предприятия, которые, вопреки негативным тенденциям рынка, показывают хорошие результаты. Поэтому говорить, что мы закрыли работу по каким-то отраслевым направлениям, категорически нельзя. Мы готовы оценивать возможности любого нашего потенциального заемщика.

Наиболее перспективными отраслями можно назвать всё, что связано с экспортом, а также с обслуживанием оборонного комплекса и госзаказов. Сельское хозяйство на фоне набирающего обороты импортозамещения также выглядит перспективным направлением, и показывает пусть небольшой, но рост. На начало года в структуре портфеля белгородского ВТБ доля кредитов сельхозпроизводителям была чуть менее 9%, а на 1 июля она составила 19%. Здесь важную роль играет господдержка. Благодаря субсидированию ставка по кредитам для аграриев значительно ниже, чем в среднем по рынку.

Неплохо идут дела у производителей пищевых продуктов – здесь тоже есть доступ к госсубсидиям, а стабильность спроса на продукты питания позволяет говорить об устойчивости отрасли в целом. Чего, к сожалению, нельзя сказать о «пищёвке» в сфере обслуживания. Кафе, бары, рестораны демонстрируют падение выручки в среднем на 20%. В группе риска также строительство и продажа автомобилей. Какие-либо прогнозы сейчас делать сложно, но причин для паники точно нет.

– Как банк ВТБ поддерживает своих клиентов в это непростое время?

– ВТБ – банк с государственным участием, и является «проводником» механизмов государственной поддержки к бизнесу. Мы участвуем во всех программах поддержки, реализуемых правительством. Кроме того, в этом году банк сосредоточился на повышении качества обслуживания и предоставлении дополнительных сервисов, а также выступает в качестве финансового консультанта и помогает своим клиентам оптимально управлять денежными средствами с помощью передовых комплексных решений.


для комментариев используется HyperComments