Март 2015
Наталия Вивьерс
In vino veritas

Когда-то давным-давно в небольшом и уютном ресторанчике на южном берегу озера Гарда, что на севере Италии, я впервые увидела, как работает сомелье. Это было настоящее шоу, от которого невозможно оторвать глаз. Он бережно взял в руки бутылку, слегка встряхнул и, обернув белоснежной салфеткой, медленно ввернул штопор в податливую пробку. Вытащив пробку, он водил ею возле лица и с наслаждением, закрыв глаза, обонял (именно обонял, а не нюхал). Затем плеснул немного вина на салфетку, и на белой ткани вспыхнуло ало-бордовое зарево. Сомелье, снова прикрыв глаза, глубоко вдохнул раскрывающийся аромат. Я смотрела на него завороженно, и была уверена, что в этот момент он видит склоны виноградников, налитые солнцем тяжелые грозди и даже слышит шелест крыльев бабочек. Наконец, он вернулся из своего далека, взял бокал и плеснул в него немного вина. Медленно, очень медленно покрутил бокал, наблюдая, как рубиновые струйки стекают по тонкому стеклу, с улыбкой протянул его мне и выжидающе застыл. Я держала бокал с вином, как священную чашу Грааля, вдыхала аромат и старалась увидеть то же, что и он. Не увидела… Сделала глоток, одобрительно кивнула застывшему сомелье, улыбнулась и сказала: «Grazie, buon vino».

Хозяйка бутика элитных вин «Бонвинсити» Лариса Лихачева тоже как-то случайно оказалась в Италии. «Просто решили с подругой сменить обстановку, взяли какой-то недорогой тур и полетели, – вспоминает она. – А там тоже совершенно случайно попали на кулинарное шоу Юлии Высоцкой. Море обаяния, невероятная энергетика, легкость и простота, а результат превзошел все ожидания! Вкусно было так, что сравнить можно лишь с каким-то высшим наслаждением». А потрясающие итальянские вина, непременно сопровождающие и подчеркивающие вкус любого блюда, подтолкнули любознательную Ларису к изучению их истории, особенностей и способов производства. Правда, тогда она даже не представляла, куда приведет эта вдруг пробудившаяся страсть.

Солнце в бокале
«Без песен и вина жизнь даром пропадает».
Пьер Огюстен Бомарше
Вообще Лариса по природе яркая гедонистка. Она убеждена, что человек рожден, чтобы наслаждаться жизнью и быть счастливым. Ведь тогда он сможет и другим дарить радость. И друзья подобрались ей под стать. Приехав с родителями в Белгород из Казахстана, где отец служил на Байконуре, она окончила школу и отправилась учиться тогда еще в Ленинград. Первое образование – историческое, второе – экономическое. В Санкт-Петербурге Лариса десять лет проработала главным бухгалтером в крупной аудиторской компании. Частенько с коллегами захаживали в небольшой ресторанчик на Васильевском острове поесть устриц под легкое белое вино. А могли и сорваться в Хорватию на остров Истрия, который славится своими устричными плантациями.

«Наша жизнь полна стрессовых ситуаций. И каждый снимает стресс по-разному, – рассуждает Лариса. – Я всегда всем другим способам предпочитала теплую компанию друзей и приятные беседы под бокал хорошего вина». Каждый год, например, друзья из разных уголков России слетались в Стамбул и уходили на несколько дней на Босфор. И наслаждались природой, общением, вкусной едой и, конечно же, хорошим вином.

После первой поездки в Италию Лариса не раз побывала в сердце «винной» Сардинии – Порто Черво, где проходит знаменитый Porto Cervo Wine Festival. На фестивале вина не только профессионалы, но и любители могут узнать много нового. И Лариса со свойственным ей пытливым любопытством открывала для себя все новые и новые вина, с удивлением отмечая, что даже одинаковый сорт вина отличается у разных производителей. А в цепкой памяти бухгалтера оставались названия местных сортов вин – Каннонау, Верментино, Кариньяно – терпкие и плотные, игривые и легкие, наполненные солнцем и яркими красками юга.

Она посещала винные погреба, где на дегустациях училась различать тончайшие нюансы вкуса, цвета, аромата. Наверняка, Лариса не задумывалась тогда, что наступит день, когда все эти знания ей пригодятся в собственном бизнесе. Но именно в этом и проявляется мудрость судьбы – она нас ведет до поры неведомыми тропами, чтобы потом поставить перед выбором.

Так сложились обстоятельства, что Лариса с семьей год назад переехала в Белгород. И оказавшись перед выбором – идти работать по специальности или заняться тем, к чему стремилась все эти годы, – выбрала второе. Так 1 сентября прошлого года в Белгороде открылся бутик элитных вин.

За культуру пития
«Люди подобны вину – если с годами они становятся лучше,
значит, они очень высокого качества».
Филипп Бувар
«Город за последние лет десять изменился разительно – сильно разбавился миграционно, появились качественные ресторанные площадки, торговые центры, ничуть не уступающие столичным, – отмечает Лариса. – Я не чувствую себя здесь на периферии. И я уверена, что люди готовы к тому, чтобы открывать для себя все новые грани качественных напитков». По твердому убеждению Ларисы, в культуре пития проявляется и общая культура человека.

Поэтому она очень тщательно занималась набором персонала. Ведь именно продавец является той путеводной нитью, что приведет покупателя к удовлетворению именно его потребности. А чтобы продавцы легко ориентировались в разнообразном винном мире, каждый рабочий день начинается с просмотра обучающего фильма: вкусовые качества различных сортов винограда, на что влияют климатические особенности страны-производителя, условия хранения и особенности производства, дегустации с комментариями профессиональных сомелье.

Сложности возникли и с поиском добросовестного поставщика. Обжегшись на одной из местных компаний, которая задержала поставки необходимого ассортимента, в результате чего магазин открылся на месяц позже, Ларисе повезло найти надежную московскую фирму. Но тут возникла еще одна проблема. Белгород – единственный город в России с двойной сертификацией алкогольной и слабоалкогольной продукции. Вторая сертификация хотя и добровольная, но без нее продукцию на полки магазина не поставишь. Первый местный поставщик запросил за добровольный сертификат 25% от стоимости, что для элитного алкоголя сумма запредельная. Но Ларисе повезло с компанией «Родник», которая за приемлемую плату предложила свои услуги.

Открывшись в сентябре, «Бонвинсити» быстро стал известен ценителям качественных напитков. Проявили интерес к элитному ассортименту и рестораны. Пока не со всеми Ларисе удалось поработать, но она ведь только в самом начале пути. Конечно, взлетевший в декабре курс валют заметно отразился на ценнике европейских вин. Но ассортимент в целом подобран довольно удачно – есть и крымские вина, и грузинские (исключительно от одного проверенного поставщика), большой популярностью пользуются вина из Чили и Аргентины. «Чилийские вина по сравнению со спокойными итальянскими, философскими французскими и страстными испанскими, несколько агрессивны, – рассказывает Лариса. – А вообще каждое вино выбирается под настроение. И даже под время года. Летом, в жару, хороши легкие белые вина, слегка кисловатые, сильно охлажденные, а в прохладный день приятно посидеть у камина с бокалом терпкого красного вина плотностью градусов 13».

Сама Лариса остается верной своей первой любви – итальянским винам. Наверное, итальянцы все же смогли внушить, что все самое лучшее у них! Как говорил Федерико Феллини: «Хорошее вино – как хороший фильм: быстро заканчивается, оставляя великолепное послевкусие; с каждым глотком в нем открывается что-то новое, и как это часто бывает с фильмами – оно рождается и возрождается в каждом новом ценителе».

Всё будет хорошо
«Выпивая бутылку вина, ты наполняешь ее своей душой».
Жерар де Нерваль
Преодолевшая все сложности с открытием магазина, с поиском надежных поставщиков и толкового персонала, с добровольной сертификацией и подбором ассортимента, Лариса прекрасно понимает, что это только начало. В бизнес уже на сегодня вложено немало: помещение под магазин приобретено в собственность, сделан ремонт, да и товар сам по себе недешевый. И я не смогла удержаться от волнующего всех последние месяцы вопроса: «Каким видится будущее?» Сейчас, когда люди вокруг больше говорят о том, что надо запасаться сахаром и крупой, а спрос на самогонные аппараты возрос в разы, кто будет покупать элитные вина?

Лариса удивленно посмотрела на меня, на мгновение на лице промелькнуло сомнение, а затем она улыбнулась и сказала: «Я верю, что всё будет хорошо! Ну и потом, товар у меня такой, что с годами становится только лучше». И снова заговорила о томных нотках южных виноградников. Говорить о вине Лариса может бесконечно. Глядя на нее, я вспоминала того чудесного сомелье в маленьком ресторанчике на озере Гарда, где я так и не смогла увидеть налитые солнцем тяжелые грозди и услышать шелест крыльев бабочек. А вот Лариса наверняка может, словно ей уже открылась истина, которая в вине. Именно поэтому все у нее обязательно получится.


для комментариев используется HyperComments