Февраль 2015
Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), г. Москва
Виды на урожай

В конце года ИКАР традиционно представил широкой общественности свой взгляд на основные события и тренды на аграрном рынке России. И хотя делать прогнозы в кризисное время – занятие неблагодарное, аналитики института попытались озвучить сценарий развития АПК в наступившем году. Тренд таков: в ближайшее время отечественный аграрный сектор, к сожалению, столкнется с исключительно сильной инфляцией издержек, которая будет усердно «откусывать от маржи».

2015 год пройдет для российских аграриев под знаком санкций. Многое будет зависеть от того, как сельское хозяйство адаптируется к новым условиям. Позитивные факторы – открывающиеся возможности для импортозамещения, рост цен на продовольствие, а значит, и маржинальности, дополнительные субсидии со стороны государства (пока речь идет о 20 млрд рублей). Негативные факторы – высокие цены на средства производства для сельского хозяйства, удорожание или даже недоступность кредитов, что только усугубляет инвестиционные риски.

Надо понимать, что условия для импортозамещения сейчас намного сложнее, чем были в конце 90-х – начале 2000-х. Нет ни такого количества простаивающих производственных мощностей, ни массовой безработицы, ни очевидных незанятых ниш на рынке. Из-за геополитической нестабильности компании не рискуют инвестировать в основной капитал. Чтобы переломить эту ситуацию, нужно либо финансировать проекты компаний, либо субсидировать ставки по инвестициям в основной капитал, либо дать госгарантии.
Конечно, 20 миллиардов рублей дополнительной господдержки – это лучше, чем ничего. Но расчеты показывают, что указанная сумма даже не компенсирует инфляции инвестиционных ресурсов аграрного бизнеса за период 2013-2015 гг.

Зависимость сохраняется
Импортозамещение – тонкая и сложная штука, и «кавалеристские» подходы в этом вопросе не уместны. Конечно, можно и в Мурманске бананы начать выращивать, только зачем? Если уж заниматься импортозамещением, то по конкурентоспособным позициям, имеющим внутренние и внешние рынки сбыта.

Давайте не будем строить иллюзий. Возьмем, например, свеклосахарный комплекс. Мы, конечно, выращиваем сахарную свеклу, но в структуре себестоимости присутствует значительное число импортных компонентов. Семена гибридов сахарной свеклы – импортные примерно на 98%. Альтернативы импортным семенам гибридов нет и в ближайшие годы (3-5 лет) не предвидится.

Аналогичные проблемы имеются и в производстве сельхозтехники, оборудования для АПК и пищевой промышленности, химикатов для сельского хозяйства. Поэтому зависимость от импорта во многих секторах сохранится. Остается только уповать на снижение темпов обесценивания рубля.

В закромах родины
В стране выращен весьма достойный урожай основных растениеводческих культур – зерновых, масличных, сахарной свеклы, овощей, фруктов и др. Урожай зерновых в 103 млн тонн (без Крыма) вообще оказался вторым в современной истории России. В животноводстве ситуация тоже складывалась относительно благоприятно: благодаря высокому урожаю цены на корма виделись умеренными, а цены на конечную продукцию находились на относительно высоких уровнях (за исключением мясного птицеводства, где год назад наблюдались все признаки относительного перепроизводства и ценовой стагнации).

Однако во второй половине 2014 года ситуация кардинально изменилась. Запрет на импорт продовольствия из ряда стран вкупе с падением курса рубля разогнали продовольственную инфляцию. Товарные рынки в некоторых секторах растениеводства, особо тесно интегрированных в мировые рынки, на время как бы прекратили самостоятельное существование и стали производными от курса национальной валюты.

Оптимизма все это, конечно же, не добавляет. Сектор растениеводства в ближайшие месяцы потеряет в доходности в силу введения правительством РФ с 1 февраля 2015 года экспортной пошлины на пшеницу. По некоторым прогнозам, зерновики не досчитаются как минимум 15 млрд рублей доходов.

Животноводы, с одной стороны, выигрывают от санкций в силу открывающихся возможностей по импортозамещению, с другой – страдают от роста стоимости кормов, резкого повышения стоимости кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса населения.

Замерли в ожидании
Что касается урожая масличных, по прогнозам нашего института, в 2015 году они сохранят высокую маржинальность. В этом сезоне при сборе урожая подсолнечника в большинстве регионов была сухая погода, поэтому у аграриев не возникло острой необходимости сразу сбывать продукцию. Они не спешат продавать ее переработчикам, реализуя лишь ограниченные партии, чтобы расплатиться по краткосрочным кредитам. Выжидают, так сказать, более привлекательных цен. Правда, пока аграрии играют в спекулянтов, некоторые масложировые комбинаты вынуждены останавливать работу из-за отсутствия сырья либо работать на пониженной мощности.

Хорошую маржинальность продемонстрировала соя. И этот тренд, скорее всего, сохранится в наступившем году, поскольку продукты переработки сои востребованы как на внутреннем рынке у животноводов, так и на экспорт.

Голодать россиянам однозначно не придется. Что же касается цен на продовольствие, они продолжат расти. Серьезный рост уже наметился в сегменте свежих овощей и фруктов. В первой половине сезона всегда резко повышается доля импорта этих товаров, а именно он сейчас резко ограничен. Гарантировать, что рост цен остановится в наступающем году, никто не берется. Уже очевидно, что инфляция останется двузначной. Оптимистичный прогноз экономистов – 10 процентов, пессимистичный – 30.


для комментариев используется HyperComments