Август 2015
Елена Песчаная
В сухом остатке

На одной из последних пресс-конференций мэра «Бизнес-Класс» поинтересовался ходом модернизации Белводоканала и ситуацией с тарифами. Мэр сообщил, что комплексная модернизация предприятия в виду отсутствия средств все еще не начата. И призвал белгородцев морально готовиться к повышению тарифов на воду, которое, по его словам, неизбежно и должно было случиться уже этим летом, «если бы блогер Лежнев не поднял всю эту шумиху». Напомним, «шумиха» была связана с попытками белгородских коммунальщиков поднять тарифы на водоснабжение и водоотведение на 177% и 242% соответственно. Попытка благодаря публикации блогера закончилась приездом замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, который умерил аппетиты местных властей.

«Мы расточительны», – заявил журналистам мэр. Те недоуменно переглянулись – на скромную зарплату работника СМИ и так не пошикуешь, а тут народ обвиняют в расточительности. Мэр продолжил свою мысль: «Артезианской водой мы моем машины, используем ее для охлаждения на заводах, поливаем огороды. Такая система водоснабжения сформировалась, когда город был небольшим. Но за последние 10 лет жилой фонд увеличился почти вдвое, промышленный сектор растет, сети не выдерживают возросшей нагрузки».

Ситуация, по мнению Сергея Боженова, опасная, однако на строительство новой насосной станции и очистных сооружений у города денег нет. «Если бы водоканал поднял цену в четыре раза, то это не означало бы, что что-то резко подорожало. Процентный подъем, который так напугал всех, на самом деле означал бы 100-120 рублей в месяц», – пояснил он. И резюмировал напоследок: «Возможно, придется идти за кредитами. Но ведь их надо отдавать!».

Причуды арифметики
С этим не поспоришь – идти за кредитами никому не хочется. Берешь «чужое» – отдаешь «свое». Но почему скинуться на инвестпрограмму Белводоканала стоимостью 2 млрд рублей должны люди, а самое главное – куда пошли предыдущие вливания, журналистам до сих пор внятно никто не пояснил. В свободном доступе можно найти только информацию о бедственном положении водоканала. Например, такую: «Ежегодный прирост износа водопроводно-канализационного хозяйства последние десять лет составлял 5-7%, что привело к следующей ситуации: износ сетей водоснабжения составляет до 40%, водоотведения – 40%, в том числе городских очистных сооружений – 70%, основных сборных коллекторов канализации – 100%».

Затраты на собственное спасение Белводоканал оценивал в прошлом году в 3,9 млрд рублей. Источники финансирования предприятие видело следующие: 1,09 млрд за счет тарифной составляющей, 1,7 млрд – за счет тарифа на подключение и 1,05 млрд – за счет кредитных средств. Но перед новым годом появляется приказ №30/13 Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области «О корректировке инвестиционной программы ГУП «Белводоканал» по строительству, реконструкции, модернизации и развитию централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Белгорода на 2014-2018 годы». И там никакие «походы в банк» уже не значатся. А общий объем финансирования составил не 3,9 млрд, а 2 млрд 177 млн рублей, то есть «похудел» почти наполовину (если отталкиваться от сметы «первоисточника»). И вновь никакого вразумительного разъяснения по поводу такого тасования цифр.

Свой кошелек
К слову, Белводоканал, оказывая услуги подключения населению и юрлицам, ценообразовательной скромностью вовсе не страдает. К примеру, подключение многоквартирного дома к централизованной системе водоотведения обходится строительной компании в 23 млн рублей. А стоимость прокладки 1 км канализационной и водопроводной сетей составляет в среднем 2 млн рублей. За кошельки индивидуальных застройщиков тоже в этом ГУП никто особо не переживает. Если проект подключения жилого дома к наружным сетям водопровода и канализации в частных проектных организациях стоит от 1,5 до 3 тысяч рублей, то стоимость аналогичных услуг государственного Белводоканала стартует от 6 тысяч. В общем-то, в Белводоканале, единственным владельцем которого на сегодня является департамент имущественных и земельных отношений области, крутятся неплохие деньги.

Согласно информации Seldon.Basis, выручка организации в 2013 году выросла на 12,14% и составила 1 млрд 86 млн 406 тысяч рублей. Чистая прибыль составила 24 млн 693 тысячи рублей. За первое полугодие 2014 года чистая прибыль составила уже 30 млн рублей. Но тогда почему лишь недавно заговорили о необходимости предоставить водоканалу льготу по налогу на прибыль и обязать направлять часть прибыли на реконструкцию объектов на время окупаемости проекта?

Каждая наша проблема, как говорил классик, имеет фамилию, имя и отчество. Но обнародовать имена «героев», по вине которых сложилась нынешняя нетерпимая ситуация с водоснабжением, водоочисткой и канализацией в одном из самых удобных для жизни городов России, власти не спешат. Так же, как и не спешат провести качественный аудит предприятия. Что же касается источников финансирования инвестпрограммы водоканала, инвестором, в понимании многих белгородцев, должно выступить государство в лице области. Во-первых, водоканал – это областная собственность. Во-вторых, – сфера жизнеобеспечения, по сути, социальная. Ну и конечно, на модернизацию водоканального хозяйства хорошо бы привлечь федеральные средства, чего до сих пор не было сделано.

Не фонтан
Конечно, на фоне глобальных проблем реконструкции городского водоканала вопросы строительства и эксплуатации белгородских фонтанов как-то меркнут и отходят на дальний план. Но, похоже, и здесь требуется переосмысление процесса и, опять-таки, жесткий контроль за расходованием средств.

В областном центре разработана программа развития городского коммунального хозяйства, согласно которой в городе должны функционировать 13 фонтанов. Функционировать – значит работать, а не стоять поломанными или без воды. Примеров бюджетного расточительства, к сожалению, и здесь предостаточно. К примеру, плавающий музыкальный фонтан на реке Везелка спел свою лебединую песню уже спустя несколько сезонов, хотя только стоимость установки обошлась бюджету в 12 млн рублей. По признанию мэра, сделанному все на той же пресс-конференции, когда устанавливали плавающий фонтан, «не задумались над некоторыми моментами». А он при работе стал насосами хватать землю, забились все форсунки, оборудование пришло в негодность. Ремонт его не рентабелен. Дескать, забудьте навсегда об этом водном аттракционе неслыханной щедрости, встреча фонтана с Везелкой была ошибкой.

На слуху и еще один неудачный запуск. Новый контактный фонтан на аллее парка «Южный», что в районе «Космоса», в прошлом году протестировали, сделали фотофиксацию довольной малышни, на том водный праздник и закончился. Ввод в эксплуатацию был отложен. Работы обещают завершить в этом году. Правда, не уточняют, силами того же «фонтаностроителя» или нового, а между тем стоимость технологического оборудования для пешеходного фонтана составила 5,1 млн рублей.

С профпригодностью «есенинского» фонтана, построенного ДСК в подарок 11-ому микрорайону, тоже творятся чудеса – местные жители видят его включенным по большим праздникам, которые в Белгороде обычно выпадают на 9 мая и 5 августа. В холодное время года фонтан стоит любовно завернутый в пленочку, в теплое – просто как малая архитектурная форма, этакий конкурент садовым гномикам. Дареному коню, конечно, в зубы не смотрят. Но, похоже, не следует ожидать многого от вещей, полученных даром.

При всем при этом на фонтанное хозяйство областного центра тратятся нешуточные средства. Официальный сайт госзакупок пестрит конкурсами на ремонт и содержание фонтанов. К примеру, эксплуатация, техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание городских фонтанов в 2012 году обошлись казне в 8 млн рублей. Устройство фонтана на аллее Дружбы в бывшем городском саду Белгорода – в 6,4 млн рублей. Примерно такой же порядок цифр и по областным фонтанам. Строительство новых обходится бюджету в среднем в 5-6 млн рублей, ремонт старых – от 50 тысяч до 1,5 млн рублей за единицу. Недешевое удовольствие. Это ли не повод четко прописывать в конкурсной документации гарантийные обязательства и требовать от победителя конкурса их исполнения? Иначе бюджетную течь устранить так и не удастся.

Если покопаться
А тем временем призывы к потребителям экономить каждую каплю воды раздаются все громче. Обсуждается переход на двухставочный тариф и соцнорму, когда вода для бытовых нужд будет отпускаться населению по действующим ценам только в определенном количестве, из расчета, скажем, 3 куба на человека в месяц. А все, что сверх норматива – по ценам в 10 или даже в 20 раз выше. Частных застройщиков призывают обзаводиться собственными скважинами для полива огородов. К последней идее многие относятся довольно скептически.

Если предположить, что верхний водоносный горизонт находится близко – на глубине 30-50 метров, что в новых микрорайонах ИЖС является скорее исключением, нежели правилом, скважина все равно обойдется его владельцу порядка 70 тысяч рублей (бурение+насос+обезжелезивание). К тому же, если качать воду нерегулярно – с водичкой на огороде очень скоро можно будет попрощаться.

- Бытовые скважины – это, конечно, не панацея, – считает начальник отдела геологии и лицензирования по Белгородской области департамента по недропользованию по ЦФО Центрнедра Иван Погорельцев. – Я убежден, что надо менять саму культуру полива, и активнее использовать дождевую воду. Крыша среднестатического коттеджа занимает площадь 300 кв. метров. Совсем не сложно придумать приспособление для накопления дождевой воды и пользоваться бесплатным ресурсом, подаренным природой.

Как считает Иван Погорельцев, дефицит воды Белгороду не грозит. Город потребляет 130 тысяч кубометров воды в сутки из 230 тысяч разведанных запасов. Агломерации банально не хватает сетей, чтобы задействовать этот 100-тысячный резерв. Но даже если средства на строительство сетей появятся, проложить их можно не везде – какие-то земли находятся в частной собственности, какие-то застроены.

Уже не первый раз приходится слышать, что на этапе планирования территорий ИЖС многое не было учтено. В некоторых микрорайонах даже не зарезервировали места под 100-метровые санитарные зоны, требующиеся для обустройства промышленных скважин. По сути, геологов поставили перед фактом. Дали в руки карту с расчерченными участками и сказали: «Найдите нам здесь воду». Воду, конечно, специалисты нашли. Но какой ценой она теперь достается?

Разведанные запасы подземных вод для питьевого водоснабжения г. Белгорода приурочены к мело-мергельному водоносному горизонту, представленному трещиноватыми меловыми породами. Этот горизонт наиболее водообилен в долинах рек, крупных балок. Скважины, оборудованные на этот горизонт, имеют глубину 100-120м.

- Участки же под застройку в основном раздавали на водоразделах, где данный водоносный горизонт практически безводный, – поясняет генеральный директор территориального центра «Белгородгеомониторинг» Александр Спиридонов. – Для водоснабжения данной территории необходимо сооружение скважин на нижележащий водоносный горизонт глубиной 350-400 метров. Стоимость одной скважины по самым оптимистичным прогнозам будет составлять порядка 5-7 млн рублей без учёта водоподготовки. На небольшой микрорайон нужно две (три) скважины – действующие и одна резервная. На крупный микрорайон – 6-7 скважин. Вот вам и «золотые огурцы».

В сухом же остатке остается одно: мы все должны научиться рационально относиться к водным ресурсам. Все без исключения. Относиться с умом, не забывая про совесть. Тогда и «выводить на чистую воду» никого не придется.


для комментариев используется HyperComments