Август 2014
Наталья Чернышова
Устремленные

Когда ровно год назад «Бизнес-Класс» проводил исследование рынка проектных услуг, то из ответов заказчиков, строителей и самих проектировщиков сложилась довольно безрадостная картина, что отразилось и в названии статьи – «Остаться в живых».* На рынке Белгорода работает более 250 проектных организаций, а заказчики при всем богатстве выбора ищут альтернативу на стороне. И причин тому было названо несколько: неповоротливость и консерватизм проектных институтов, руководствующихся в своих решениях устаревшими стандартами, отсутствие у небольших компаний необходимых ресурсов для выполнения проекта «под ключ» и предоставления заказчику комплексных решений, острая нехватка квалифицированных кадров, владеющих новыми технологиями и способных к созданию смелых, уникальных проектов.

Тогда нам казалось, что мы знаем о местном проектном рынке почти всё. А спустя месяц после публикации материала, мы впервые услышали о проектно-строительной компании «БелЭнергоСтрой» на встрече Геннадия Шипулина с блогерами и журналистами. Главный тренер славных белгородских волейболистов презентовал грандиозную спортивную арену, проект которой был создан командой БелЭнергоСтроя. Признаюсь, первая мысль была довольно скептической: «Наверное, создали компанию специально под этот проект».

Спасибо дотошному блогеру Михаилу Койнову, который сначала выступил с детальной критикой выбранного места под спортивный комплекс, а затем отправился знакомиться с самими проектировщиками. Собственно, его пост стал неким откровением о компании, в которой слились воедино все чаяния и надежды, высказанные ранее строителями и заказчиками. Неудивительно, что Шипулин, добравшись в поисках проектной организации до Америки, остановил свой выбор именно на «ПСК «БелЭнергоСтрой», куда и мы, движимые любопытством, отправились знакомиться.

Определить путь

«Настоящему лидеру нет необходимости вести.
Ему вполне довольно указать путь».
Генри Миллер

Мы провели в компании, которая занимает несколько этажей офисного центра «Монблан», почти три часа, и так и не смогли определить, кто же здесь главный. Создалось впечатление, что каждый сотрудник участвует в одном важном процессе и вполне осознает свою персональную значимость. А еще приятно удивило такое количество открытых, доброжелательных и красивых людей, собранных в одном месте.

Экскурсию провел исполнительный директор Константин Тетерин, с которого и началось наше знакомство с компанией. В 2005 году Тетерин приехал в Белгород из Волгодонска и возглавил на Белгородском ЗМК коммерческую службу. Завод тогда переживал непростые времена, но опыт и знание рынка помогли Константину за короткий срок вывести предприятие в плюс. Уже тогда было ясно, что необходимо предлагать рынку не только продукцию, но и комплексные решения ее использования. И перед кризисом в 2008 году была образована проектно-строительная компания «БелЭнергоСтрой»

Изначально компания занималась только проектированием, поставками и монтажом металлоконструкций для объектов промышленно-гражданского назначения. Сейчас она вплотную приблизилась к генеральному проектированию. Для этого имеются все необходимые ресурсы: современный инженерный центр, технический отдел, транспортное управление и группа управления проектами. А главное – опыт. Ведь за плечами сравнительно молодой компании участие в возведении таких масштабных объектов, как главный олимпийский стадион в Сочи «Фишт» на 40 тысяч зрителей и олимпийский медиацентр, где одновременно могли работать 6,5 тысяч журналистов, сочинская трасса Формулы-1 и один из самых сложных и значимых объектов – стадион «Казань-Арена».
Когда в 2006 году проектировщики ЗМК, изучив мировой опыт строительства, предложили использовать для решения пространственных конструкций спортивных и промышленных объектов трубы круглого сечения, то над ними посмеялись и коллеги, и заказчики, и эксперты. Но это не остановило новаторов, и они продолжали убеждать, что труба идеальна, поскольку работает одинаково во всех направлениях и позволяет равномерно распределить нагрузку. Это, в свою очередь, позволяет уменьшить металлоемкость при сохранении заданной прочности.
Тогда в стране не было ни конструкторско-технологической базы по использованию труб с круглым сечением, ни нормативной документации. К тому же в производстве круглой трубы есть определенные особенности, и не у всех заводов имелась возможность ее обрабатывать. На ЗМК частично использовали оборудование для изготовления трубопроводов, таким образом, обеспечивая дополнительный спрос на продукцию предприятия. Вскоре примеру последовали другие заводы и начали у себя развивать это направление. В итоге такие трубы в России стали популярны, и сейчас из них делают всевозможные сооружения, включая стадионы, атриумы, торговые комплексы, что позволяет и проектировщикам лучше себя чувствовать – у них появилось больше простора для творчества в реализации самых смелых инженерных идей.

В 2008 году, уже силами специалистов БелЭнергоСтроя, были разработаны технические условия на применение труб круглого сечения в строительстве, и Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А. Кучеренко их утвердил. Совместно с Челябинским Трубопрокатным Заводом и компанией «Севестраль» были разработаны специальные марки стали для изготовления труб, которые потом использовались на строительстве стадиона в Казани. «Делали мы это не потому, что так захотелось, – поясняет Константин Тетерин. – Тогда как раз произошла авария на Фукусиме, и основной производитель высокопрочной стали в Японии Nippon Steel приостановил свое производство на экспорт. Сейчас мы работаем только с российской сталью. Нам поступает много предложений от иностранных производителей металлопроката, но мы принципиально от них отказываемся. Мы патриоты».

Так, определяя свой путь, компания «БелЭнергоСтрой» участвовала в формировании российского рынка. Несомненно, и строители, и проектировщики, и производители не раз вспоминали добрым словом этих убежденных энтузиастов, доказывающих важность внедрения новых решений.

Найти и вдохновить

«Вдохновение рождается только от труда».
П. И. Чайковский

По мере роста компании росла и потребность в квалифицированных кадрах. За ними не стали далеко ходить, а отправились в Технолог. Почти все молодые специалисты в БелЭнергоСтрое оттуда, хотя весь коллектив здесь молодой – самому «старому» проектировщику едва за 40. «Мы отслеживаем талантливых ребят, начиная с 3-4 курса, – рассказывает Константин. – Сначала приглашаем их на практику. У нас есть отдельная группа, где трудятся только студенты. По итогам практики самых толковых из них мы приглашаем на работу. Начинают они трудиться простыми конструкторами (инженерами), а дальше у них есть возможность стать ведущим конструктором, руководителем группы». По словам Тетерина, качество образования, с которым приходит молодежь, вполне приемлемое, но все же ему хотелось бы, чтобы студенты больше взаимодействовали с предприятиями, а прохождение практики не было формальным. Важно, чтобы будущие проектировщики как можно раньше понимали, с чем им придется столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Работают здесь и ребята из других городов. Одну из конструкторских групп возглавляет улыбчивая девушка Елена Морозова. После окончания Курского политеха она полгода присматривалась, а три года назад попала в БелЭнергоСтрой. Ее первым объектом стал стадион «Казань-Арена», чья фотография занимает почетное место в кабинете конструкторов. «Мы много времени провели над его разработкой – он был конструктивно очень сложным, – рассказывает Елена. – Зато теперь мы можем собой гордиться». Глядя на мониторы, где молодые конструкторы замысловато соединяют разноцветные детали, спрашиваю: «Что вам снится?» «Люди, – улыбается Лена. – Иногда даже начинаю думать об отношениях между людьми какими-то категориями цифр».

Кстати об отношениях – они здесь вполне демократичные и даже дружеские. Все вопросы решаются оперативно напрямую с руководством, без служебных записок и прочих формальностей. Хотя компания немаленькая – сегодня в ней работает 140 человек в двух городах – в Белгороде и в московском филиале, а под отдельные проекты привлекаются специалисты в регионах. Это скорее уже небольшой проектный институт. При этом нет текучки кадров, напротив – желающих работать в БелЭнергоСтрое хватает. Наверное, причину подобной привлекательности лучше всего сформулировал руководитель группы Антон Горшков: «У нас бизнес созидательный. Мы стадионы строим, а не шнурки покупаем по 5 рублей, а продаем по 15».

Конечно, стадионы – это штучные, уникальные проекты. Поэтому компания постоянно участвует в тендерах и конкурсах, активно презентует себя. Поиском новых заказов занимается коммерческий директор Игорь Кузнецов. «Те, кто однажды работал с нами – обращаются снова, – говорит Игорь. – Для нового заказчика мы готовы выполнять даже небольшой объем работ, чтобы показать и проявить себя. Строим промышленные цеха, склады, производственные помещения, а в последнее время овощехранилища и теплицы». Игорь Кузнецов пришел в компанию в 2011 году на должность главного конструктора и был единственным работником инженерного центра. Сегодня в конструкторском отделе работает более 25 человек, а возглавляет его Роман Максименко, скромный и талантливый человек, знаток своего дела.

Кроме проектирования гражданских и промышленных сооружений, одно из направлений деятельности компании – адаптация иностранной проектной документации. Иностранные компании, как правило, приходят со своими проектировщиками, но поскольку они не знают местной специфики, то не могут учесть всех нюансов. В БелЭнергоСтрое адаптируют эти проекты под российские строительные нормы и правила, по сути, заново переделывают всю документацию. Сейчас компания участвует в строительстве нового студийного комплекса телекомпании НТВ – монтирует металлоконструкции перекрытия зоны студийных помещений общим весом более 1500 тонн, а также завершает работу над заводом по производству автомобильных двигателей «Volkswagen» в Калуге.

Оставить след

«Цена человека не выше цены его амбиций».
Марк Аврелий

И все же стремление создавать уникальные сооружения здесь превалирует, поэтому встречу с Геннадием Шипулиным нельзя назвать случайной. Арена – первый для компании проект, выполняемый для Белгорода. Компания выступает генеральным проектировщиком, выполняя весь комплекс мероприятий – от составления технического задания и разработки проектной документации, внесения при необходимости актуальных изменений, до контроля ее соблюдения на всех этапах строительства.

Арена стала любимым детищем заместителя генерального директора Романа Золотарёва. По его мнению, спортивный комплекс на 10 тысяч мест великоват для нашего города, поэтому было принято решение сделать его многофункциональным. «Прежде чем начинать работу над проектом, мы изучаем мировой опыт, – рассказывает Роман. – Причем вникаем не только в специфику проектирования, но и в последующую эксплуатацию объекта. Одно дело – запроектировать, а другое эксплуатировать, желательно с прибылью. Многие подобные сооружения нерентабельны. Их, как правило, строят к определенным событиям, а что потом с ними делать – не знают».

Эксплуатация, конечно, далека от сферы проектирования, но тем и интересна заказчику компания, что может аргументированно рассказать, как он сможет заработать на своем объекте. Арена сможет легко трансформироваться под любые игровые виды спорта – волейбол, баскетбол, гандбол – для проведения соревнований европейского и мирового уровня. Приспособлена она для тенниса, бокса, других единоборств. Кроме того, в Арене смогут проходить концерты, выставки, всевозможные развлекательные шоу.

Мы были удивлены, узнав от Романа, что, оказывается, недостаточно спроектировать игровую зону: учесть количество зрителей, обслуживающего персонала, спортсменов и обеспечить необходимые комфортные условия. Важно, чтобы и раздевалки для спортсменов, и помещения для судейского состава, и пресс-центр соответствовали международным спортивным требованиям и нормам. Для этого специалисты компании получили у спортивных международных федераций эти требования и спроектировали Арену в соответствии с ними.

Необходимо было включить в проект и парковку. По современным стандартам для спортивных сооружений на 100 посадочных мест достаточно пяти паркомест, для развлекательных – 10-15. Было решено превысить эти нормы и запроектировать не менее двух тысяч машиномест. Из нескольких предложенных вариантов фасадов был выбран один. Окончательное решение при выборе было принято после проведенного интернет-голосования.

Если благодаря усилиям БелЭнергоСтроя и известной воле к победе Геннадия Шипулина комплекс, вопреки уверениям скептиков, все же будет воплощен, то это будет самое большое спортивное сооружение в городе с населением меньше миллиона. Что-то мне подсказывает, что этот сплав здоровых амбиций и устремленности к цели непременно даст нужный результат. И у белгородцев появится еще один повод для гордости.


для комментариев используется HyperComments