Март 2014
Елена Песчаная
ТОРГИ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ?

В сфере госзакупок кипят гамлетовские страсти. Как-то я разговорилась с одним белгородцем, занимающимся изготовлением металлоконструкций. И выяснила любопытную вещь – многие предприниматели принципиально не хотят связываться с муниципальными заказами. «Если ты не «в связке», а просто участник «с улицы», приличный конкурс выиграть не реально. Нам кидают то, что не захотели взять «свои» – так, по мелочевке. Или когда заказ проблемный, где хлопот много, а выхлопа никакого. Выиграл я однажды конкурс в сфере благоустройства – и сам был не рад. Продукцию поставил вовремя, изъяв средства из оборота, а вот за бюджетными деньгами бегал больше полугода. Еле выцарапал. Теперь предпочитаю иметь дело с частными заказами либо агрохолдингами. «Сначала деньги – затем стулья», – разоткровенничался представитель малого бизнеса.

РАЗЛОЖЕНИЕ АТОМА

Ложку дегтя подкинул и еще один знакомый, который связан с поставками продукции в атомную промышленность. По его мнению, впору издавать специальную брошюру «Росатом и торги». Посоветовал ради интереса заглянуть на официальную площадку для закупок госкорпорации и ознакомиться с конкурсной документацией, которая занимает от 80 страниц текста. Заглянула. Ужаснулась. Условия еще те! Сроки поставки во многих конкурсах – один-два месяца, уложиться в которые нереально, если конечно, требуемая продукция уже не лежит у тебя на складе. Внесение изменений в договор не предусмотрено. Если не устраивает росатомовская редакция договора – как говорится, свободен…

Одна из излюбленных организаторами торгов форм закупки – закупка у единственного поставщика. Причем далеко не всегда этот единственный поставщик оказывается заводом-изготовителем. Мне вообще не понятно, как можно закупать без конкурентных процедур продукцию у единственного поставщика стоимостью в сотни миллионов рублей? Решил обжаловать результаты торгов – добро пожаловать в Центральный арбитражный комитет Росатома. То есть, к внутреннему контролеру.

У корпорации особый статус. В своей закупочной деятельности она руководствуется не федеральным законом, а собственным отраслевым стандартом закупок, который даже при поверхностном изучении явно уступает по своим нормам аналогичному федеральному закону. Особый интерес вызывает размещение заказов путем запроса котировок. Здесь корпорация вправе устанавливать требования, содержащие указания на средства индивидуализации (товарный знак, марку). Это, так или иначе, способствует ограничению количества участников процедуры закупки. И о какой свободной конкуренции может идти речь?

Ничего не изменилось и с введением новой контрактной системы закупок. Госкорпорация по-прежнему находится в «свободном закупочном плавании», позволяющем оставлять «ненужных» участников торгов «за бортом».

ПОД ПУТЕВОДНОЮ ЗВЕЗДОЙ

Другое дело, если ты, как выразился один из моих собеседников, «в связке». Тут тебе и своевременный расчет, и привлекательная цена контракта, и, чего греха таить, особые условия, не предусматривающие никаких штрафных санкций за задержку поставки товара или оказания услуг.

Не будем проводить параллели, но уж очень заинтересовало сообщение одного белгородского блогера, обнародовавшего информацию о начале строительства комплекса жилых домов переменной этажности в границах улиц Кирпичная-Дегтярева-Железнодорожная, что на Харьковской горе областного центра. Блогер считает (и вполне справедливо) верхом цинизма распоряжение городской администрации от 24 февраля 2014 года о подготовке документации по планировке застраиваемой территории. Ему, как и многим из нас, не понятно, какие общественные предложения «о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории» можно подавать в мэрию, если на участке уже вовсю ведутся строительные работы, а на паспорте стройки нарисован тот самый план? «Правильно ли, что распоряжение о подготовке документации по планировке территории подписывается администрацией после того, как работы уже ведутся?» – задается вопросом автор поста.

Нет, Миша, не правильно. Как, наверное, не правильно и то, что генподрядчиком этого крупного строительного проекта выступает рядовая рекламная фирма, специализировавшаяся до недавнего времени на баннерах, вывесках, табличках и печати на обоях. Как тут не задаться сакраментальным вопросом, чем руководствовался застройщик, отдавая генподряд рекламной фирме? Готовя статью, мы изучили множество конкурсной документации. И теперь знаем, что одними из требований к участию конкурсной процедуры являются наличие специальной техники и оборудования, наличие квалифицированного персонала, опыт поставок (проведения работ) в соответствующей сфере, отсутствие аффилированности с заказчиком. Закон предъявляет достаточно жесткие требования к конкурсантам-застройщикам. Кого победитель конкурса наймет дальше по цепочке, похоже, никого не волнует, раз в гражданское строительство подались даже рекламисты.

Госзакупки – клондайк для чиновников и недобросовестных предпринимателей, желающих поживиться.

ШИКАРНО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

Уже третий месяц сфера государственных и муниципальных закупок живет по новому федеральному закону №44. Теперь 15% закупок должен обеспечивать малый и средний бизнес, а заказчики – раскрывать полную информацию о процессе. Золотые кровати, серебряные сабли, навороченные иномарки и другая роскошь для государственных нужд должны уйти в прошлое. Правда, пока не уходят. Новый закон появился, а вот единых стандартов нормирования еще нет. Правительство пока не определилось в предельных ценах на ряд товаров и услуг.

Цель нормирования заключается в том, чтобы заказчик, объявляя конкурс или аукцион, не изобретал каждый раз новое описание карандаша, письменного стола или велосипеда, а брал из базы стандартное описание, ничего к нему от себя не добавляя. Тогда никто и не будет закупать велосипеды с золотыми рамами. Нормы введут, но попозже. Когда конкретно, не уточняется. Так что у шикующих чиновников еще есть время на роскошную жизнь.

ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ЗАКОНА

Закон весьма тяжеловесный для восприятия. Занимает более ста страниц мелким шрифтом. Плюс порядка 50 подзаконных актов. Двадцать с лишним еще предстоит принять. Так что запасайтесь терпением и начинайте изучать изменения. Либо берите в штат юриста и экономиста. Мы же остановимся на главных моментах. Что же изменилось, по сути, для участников процесса? Этот вопрос мы переадресовали заместителю руководителя УФАС России по Белгородской области – начальнику отдела контроля закупок Евгению Курепко. По его мнению, новый закон предусматривает более внимательный контроль за всеми стадиями госзакупок – от планирования заказа до его исполнения. Создается единая информационная система, в которой будет размещена вся информация, начиная от планирования закупок и заканчивая исполнением контрактов. Если заказчик не разместит соответствующую информацию, его могут ждать разбирательство и штраф.

По данным областного управления Федеральной антимонопольной службы, в 2013 году в ведомство поступила 181 жалоба на порядок проведения госзакупок. На территории Белгородской области было выявлено более 300 заказов с нарушениями. Чиновники уплатили более 1 миллиона рублей штрафов.

Сохранится реестр недобросовестных поставщиков, куда отныне войдут сведения и о физическом лице-учредителе, и о руководителе. Ни одна фирма под их началом не пройдет торги. Это своего рода барьер для недобросовестных предпринимателей, которые ранее получали «черную метку» ФАС, но делали перерегистрацию ООО и вновь участвовали в конкурентных процедурах под другой личиной.

Ужесточает закон и требования к финансовому обеспечению. Как пояснил наш эксперт, ранее никаких специальных требований к банковским гарантиям не предъявлялось. И заказчики часто сталкивались с фактами предоставления поддельных гарантий. Теперь гарантии могут быть выданы лишь банком, включенным в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ. Появление такого перечня ожидается уже в апреле.

Еще одно обязательное требование – наличие банковской гарантии в специальном реестре, что упрощает проверку данного обеспечения.

НА ВЫБОР

В рамках контрактной системы значительно увеличивается количество способов выбора поставщиков. К существующим способам добавляются запрос предложений, двухэтапные конкурсы, а также конкурс с ограниченным участием. Таким «ограниченным» способом будет закупаться, к примеру, значительная часть строительных работ, которые составляют 40% от объема госзакупок. Данный подзаконный акт, разработанный Минэкономики, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Антимонопольная служба уже высказала ряд критических замечаний. Критике подвергся, прежде всего, незначительный порог госзаказа, за которым происходит переход от аукционной формы к конкурсной. Верхняя планка составляет всего 150 млн рублей для государственных нужд и 50 млн рублей – для муниципальных.

 

На стадии реализации крупных дорогостоящих строительных контрактов было выявлено, что большое количество аукционов признается фактически несостоявшимися, и в результате заключается контракт с единственным поставщиком. Руководство ведомства уверено, что по антикоррупционным соображениям строительные заказы необходимо полностью проводить через электронные аукционы, в то время как сами строители и заказчики приветствуют использование конкурсов с ограниченным участием. Кто бы сомневался?

ДЕМПИНГУЯ, ПОМНИ…

По мнению нашего эксперта, еще одним важным нововведением контрактной системы станут антидемпинговые меры, исключающие искусственно низкие конечные цены контрактов. Так, если цена контракта в ходе торгов будет снижена на 25% и более, это приведет к увеличению обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза или к дополнительному подтверждению добросовестности поставщика. В случае если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, поставщика, предложившего демпинговую цену, обяжут еще и обосновать ее.

Особенно законодатели гордятся тем, что любые закупки стоимостью более 1 млрд рублей должны проходить общественное обсуждение. Участники рынка, в свою очередь, радоваться не спешат. Известно, сколь честно в России проходят подобные обсуждения. Не говоря уже о том, что нет никакой проблемы разделить лоты на несколько 900-миллионных и ничего при этом не обсуждать.


для комментариев используется HyperComments