Апрель 2015
Игорь Чернов, коммерческий директор ООО «ИнБиТек»
Субъективизм справедливости

Предпринимательская психотерапия – это когда бизнесмены обсуждают друг с другом наболевшие темы. «Только для своих, чужие не поймут», – такой расхожей фразой можно обозначить то, о чем говорят предприниматели, обсуждая различные ситуации в своем кругу. Звонят друг другу, встречаются и делятся своими мыслями – о сотрудниках, налогах, заказчиках, поставщиках. Мало кто обсуждает прибыль и успешные проекты, зато обсудить «залеты» с контрагентами, нерадивых сотрудников, козни контролирующих органов и конкурентов – это всегда пожалуйста. В русской ментальности традиционен диалог: «Все плохо, а у тебя? – И у меня все плохо, даже хуже. – Да, ну ладно, прорвемся. – Да, прорвемся, бывай». Выговорились, и вроде как легче стало.

На самом деле, основной навык любого предпринимателя – аналитическая математика. Мы помимо своей воли анализируем, сопоставляем цифры, выстраиваем умственные модели бизнесов, автоматически прикидываем рентабельность и целесообразность. Это жизненно необходимо уметь делать быстро. Особенно сейчас. Ведь по прогнозам Всемирного банка, в 2015 году экономический рост в России сократится на 3,8 процента. Авторы нового доклада об экономике России объясняют такой негативный прогноз тем, что российское правительство откладывает реализацию крупных инфраструктурных проектов, а частные инвесторы сворачивают свои инвестиционные программы.

В сложившихся условиях все жестче становятся структурные перекосы. Государство, потерявшее из-за резкого падения цен на нефть и газ значительную долю доходов, распределяемых по бюджетным отраслям, не может сейчас жестко заявить гражданам-бюджетникам – друзья, кормить вас больше нечем, гарантий больше не будет. Потому что, с одной стороны, все не так плохо и, пусть в режиме жесткой экономии, но жить можно, а с другой стороны, перевести бюджетных сотрудников на коммерческую основу – это фактически привести к еще одному перекосу и лишить население возможности оплачивать свои счета.

Соответственно, когда начинают останавливаться заводы и людей отправляют в вынужденные отпуска, все большее количество сотрудников всех без исключения отраслей начинает просить, а иногда и требовать гарантий – сохранения рабочего места, уровня достатка и пр. Вот тут и наступает время серьезных вопросов.

Если я, как предприниматель, должен гарантировать сотруднику стабильную зарплату и все остальные бонусы, то и он, соответственно, должен гарантировать мне и компании свой посильный вклад, выполнение поставленных планов, целей и задач. Но сотрудники этого не гарантируют. Более того, при любом удобном поводе, в лучшем случае, предприниматель становится свидетелем имитации бурной деятельности (ИБД), а в худшем – соплей и нытья сотрудников о своем упавшем уровне жизни. Когда же его спрашиваешь, а что же вы, коллега, сделали для того, чтобы данный уровень жизни повысить, в ответ – глаза в пол. Смущенно и стыдливо.

Вот намедни наш губернатор заявил, что «нам должно быть стыдно перед людьми, которые работают за 15 тысяч рублей». И добавил, что сегодня в регионе нет такого работника, который желает трудиться в коммерческом секторе за заработную плату ниже 20 тысяч рублей. «Что это за деньги? Невозможно сегодня работать за такие деньги», – подчеркнул глава Белгородской области.

Послушал я это и задумался. Должно ли предпринимателя волновать, каким будет прожиточный минимум его сотрудника, что он будет есть на обед и ужин, как будет развлекаться, сколько кредитов погашать, и вообще сколько сотруднику для жизни и счастья надо? Вероятно, нет. Тогда откуда взялась эта цифра? Ответ тут тоже очевиден – есть понятная статистика по средним затратам на коммуналку, минимальной потребительской корзине, транспортным расходам, а также поведенческие модели по затратам на отдых и семью. Цифры сложил – получил искомую заявленную.

Давайте взглянем на это с другой стороны. Если к вам подойдет человек, пусть даже очень хороший, и попросит ежемесячно давать ему двадцать тысяч рублей, а еще 10 тысяч платить во все налоговые инстанции, включая ИФНС, ПФР, медстрах и далее по списку – как вы к этому отнесетесь?

Предприниматели благотворительностью по отношению к сотрудникам не занимаются. Иначе такое предпринимательство очень быстро оборачивается серьезными проблемами и банкротством. Соответственно, в правильно поставленном бизнес-процессе человеческие качества и взаимоотношения играют лишь сопутствующую роль главному процессу – исполнению своих должностных обязанностей. Иными словами, позиция предпринимателя – «я готов платить и 20, и 30, и 50 тысяч. Но что конкретно я за эти деньги от сотрудника получу?» Ведь в конечном итоге ни одного сотрудника не волнуют проблемы компании, усилия предпринимателя, которые он направляет на обеспечение бесперебойной выплаты зарплат, налогов и других обязательств. Делающих вид, конечно, приличное количество, но реально сопереживающих – единицы.

Соответственно, теперь люди хотят получать хорошие зарплаты, ссылаясь на заявление губернатора, без анализа и разбора трудовой деятельности. Мне в узком кругу уже многие жаловались на это. А вот делать больше того, что делали ранее, как-то не стремятся. Кроме того, когда речь заходит о жесткой привязке к результату, о четком исполнении должностной инструкции, о банальной вежливости и такте приходить на работу вовремя – вот здесь отчего-то начинается самое интересное. И описывается двумя словами – классовая ненависть.

Я считаю, что государство потворствует проблемам предпринимателей. Я считаю, что если бы были устранены всего две беды – запутанные налоговые нормативы и давление на работодателей за численность сотрудников, то в экономике страны произошел бы колоссальный рывок. Другое дело, что это все крайне невыгодно самой системе, в которой мы живем и работаем.

Упрощение администрирования налогов, перевод их в онлайн приведет к ненужности бухгалтерского штата и большей части сотрудников ИФНС – зачем они будут нужны, если все будет автоматически считаться и сверяться. Аналогичная проблема стоит и перед модернизацией действующих производств любой сферы – автоматизация ведь высвобождает людей. Раньше на конвейере работали люди, а теперь – роботы. А что в итоге с освободившимися людьми делать? В масштабе страны их набираются сотни тысяч – и вот это для государства серьезная проблема. И государство пытается решить ее в свойственной манере – и зарплату повысить, и налоги увеличить, и людей не увольнять, даже если они предпринимателю не нужны.

Как сказал ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, что у нас вообще, вероятно, не будет массового малого бизнеса. И если так пойдет дальше, видимо, и я буду вынужден с ним согласиться. Потому что, как мне ни жаль, но Боливар не выдержит двоих.


для комментариев используется HyperComments