Декабрь 2014
Наталия Вивьерс
Стремительные кисточки

Однажды теплым летним вечером я шла по городу, привычно глазея по сторонам. И вдруг глухой торец неприметного до этого дома приветливо кивнул мне сочными луговыми травами. Я улыбнулась ему в ответ и остановилась. На довольно шатких лесах трудились две юные художницы, расцвечивая стену яркими красками. «Ну, наконец-то и на наших улицах наступил праздник», – порадовалась я и, конечно же, познакомилась с Анастасией и Дарией Лисич.

Оказалось, девчонки выиграли конкурс на роспись городских фасадов, объявленный управлением молодежной политики. Только сначала они получили грант всероссийского конкурса молодежных проектов Селигер. Проект как раз был посвящен уличной росписи. Дали минимальный грант – 50 тысяч рублей – с условием в случае успешной реализации проекта выдать максимальный – 300 тысяч. Вернувшись в Белгород, художницы написали письмо мэру с просьбой выделить фасады под роспись. Причем денег не просили – за грант надо было отчитаться расписанными стенами. Но пока больше месяца ожидали ответа, был объявлен конкурс. Так три безликих фасада – рядом со скульптурой дворника, на Крейде и в районе «Скорой помощи» – обрели новую жизнь благодаря сестрам Лисич.

Рождение тандема
Молодые художницы учатся в БГИКИ на факультете дизайна. Даша – каллиграф, Настя – будущий иллюстратор. Хотя, наверное, «будущий» – не совсем верно. За плечами молодой художницы успешное сотрудничество с издательствами и журналами, например, с «Cosmopolitan». Кроме рисования сестры Лисич увлекаются рукоделием – изготавливают авторские альбомы, блокноты и тетради в кожаном, картонном, деревянном переплетах.

Рисовать Настя начала после седьмого класса под впечатлением от программы «Квартирный вопрос» – мечтала стать дизайнером интерьеров. Но позднее увлеклась иллюстрациями, графическим дизайном. «Иллюстратор – самое «умное» художественное направление, – считает Настя. – Ведь прежде чем проиллюстрировать текст, его надо сначала прочитать. А это может быть и научно-популярная статья, и аналитический материал, и новая книга».

Попав на стажировку в компанию «Рисуем», которая специализировалась на интерьерной росписи, Дария с Анастасией выполняли частные заказы. Только денег им не платили, видимо, считая саму возможность практиковаться самоценной. И тогда девчонки решили работать самостоятельно. Так три года назад и родился этот творческий тандем.

К росписи уличных стен пришли, заскочив в последний вагон своего уходящего 20-летия. Для молодых художников в рамках Ночи музеев на площади перед Диорамой проводился конкурс. Сестры тогда впервые взяли в руки баллончики с краской и попробовали себя в большом формате и новой для них технике – граффити. Призовое место не заняли, но получили приз от спонсора.

Кстати, когда мы искали райтеров для росписи крыши для вечеринки Beatles, а сделать всё надо было как всегда очень-очень быстро, отозвались только сестры Лисич. И это притом, что уличные художники вечно плачутся, что стен им не дают, реализовывать свой талант негде, приходится полулегально расписывать заборы на окраинах. Ну, кто-то вечно ноет, а кто-то берет и делает.

Яркий город
В больших российских городах, не говоря уже о европейских, живопись давно вышла из стен музеев, украсив фасады домов. Питер, Москва, Харьков идут вперед в этом направлении семимильными шагами, а в Белгороде до недавнего времени всё стояло на месте. При этом глухих фасадов в городе больше чем достаточно. К тому же цельных архитектурных комплексов нет даже в центре города, исторические здания, требующие реставрации, ветшают и разрушаются. Почему бы не украсить Белгород красивыми рисунками?

«Расписывая фасады, мы почувствовали, что городу это было нужно, – рассказывает Настя. – Люди реагировали очень позитивно. Особенно радовала реакция детей: «Мама, посмотри, какой я маленький, а девочка такая большая!». Во время работы также пришло понимание, что роспись фасадов – дело не женское. На незакрепленные леса приходилось поднимать тяжелые ведра с краской, а на самом верхнем ярусе было просто-напросто страшно – держаться было не за что.

Наверное, если бы сестер Лисич не было, их надо было придумать. Они появились в нужное время в нужном месте. Это вообще их особенность. «Однажды мы зашли в типографию, почти случайно, и увидели целую кучу обрезков картона, как раз такого, какой нам был нужен для обложек блокнотов, – вспоминают художницы. – Нам, конечно, их отдали. А потом мы снова появились, как бы случайно. И нас прозвали «лисичками». Так появился творческий псевдоним – «сестры Лисич». На самом деле фамилии у девушек разные и приходятся они друг другу кузинами, но дружат с раннего детства. А теперь и работают вместе, точнее творят.

«Хотелось бы видеть Белгород ярким, позитивным, наполненным энергией искусства, – мечтает Настя. – Ведь для этого не надо много, было бы желание и воля властей». В конце лета девушки выиграли конкурс на роспись фасада выставочного зала «Родина». Бюджет тот же – 40 тысяч рублей, как раз на краски, да плюс леса, которые не мешало бы всё же закрепить по всем правилам безопасности. В конкурсе приняли участие не только молодые дарования, но и художники-монументалисты, по-своему известные в узких белгородских кругах.

Наверняка, эскизы мэтров заслуживали большего внимания и благосклонности устроителей конкурса, если бы не разница в бюджете – традиционные 40 тысяч против 22 млн рублей, видимо, за мастерство именитых художников. На общей встрече в выставочном зале «Родина», которую условно можно назвать «старики против молодых», мэтры нападали на юных, обвиняя их в изуродованных стенах, отсутствии главных символов Белогорья – церковных куполов, желательно отраженных в воде… На что Настя Лисич отважно возразила, что куполов у нас достаточно настоящих, в архитектуре, зачем же их рисовать. Не замедлил прозвучать сакраментальный вопрос: «А ты православная?» Молодая художница до сих пор недоумевает, мол, причем здесь вера? Это ведь что-то личное, глубоко внутренне, сакральное. Зачем же ее на стены? Да и кощунственно у города забирать эти деньги в такое непростое время, уверена Настя.

Выше неба
Художники точно знают, что мир спасет красота. Мы об этом можем лишь догадываться, не замечая в повседневной суете и заботах бабочки, вспорхнувшей с цветка, пылающего заката, расцветившего небо, или полной луны, похожей на апельсин. Для этого, видимо, и нужны художники, чтобы остановить прекрасные мгновения на холсте, бумаге или на стене.

В отличие от станковой живописи, уличная роспись доступна каждому. Даже если у тебя нет возможности сходить в музей, ты всегда можешь соприкоснуться с красотой, гуляя по городу. И невольно улыбнешься, настроение поднимется, захочется сделать что-то хорошее. А в ответ тебе улыбнется незнакомый паренек или девушка, и вот вы уже весело болтаете, позабыв, что все началось с беглого взгляда на цветущий луг с Дюймовочкой, нарисованный на стене дома.

Хорошо, что есть такие девчонки, как Настя и Даша Лисич, готовые своими стремительными кисточками расписать наш город яркими рисунками, отважно бросающие вызов всему серому и неприметному. Кто-то мечтает о новом пальто или автомобиле, а для кого-то важно изменить мир вокруг себя. Зачем? Они, наверняка, затруднятся ответить однозначно на этот вопрос. Просто они так чувствуют, так живут, так мечтают. И мечты их достигают неба, а потом улетают еще выше, чтобы потом тихо вернуться той самой бабочкой, севшей на цветок.


для комментариев используется HyperComments