Ноябрь 2014
Наталия Чернышова
С верой в себя

«Тонкий луч света прорезает кромешную тьму. В свете луча искрящиеся пылинки медленно оседают на деревянный стул. Здесь царит властная тишина. Ее боятся даже скрип и шорох. Казалось бы, правление тишины останется навечно. Как вдруг неуверенностью шагов ее нарушает девушка, чья насквозь мокрая фигурка появилась в луче света. Растерянно оглядываясь вокруг, она смотрит вверх, но резкая боль в глазах заставляет прищуриться…», – так начинается фильм Ильи Лебедева «Комната ожидания».

Когда Илья впервые заговорил о том, что хочет снять полнометражный фильм, признаюсь, в возможность осуществления этой идеи мне верилось с трудом. Вопросов было больше, чем ответов: кто будет в нем играть, где снимать, на что закупать недостающее оборудование? «Сначала надо написать сценарий», – спокойно сказал молодой режиссер.

Точка отсчета
Больше всего в Илье удивляет его невероятная работоспособность и продуктивность. Кто-то в 25 лет еще только определяется с направлением движения, а за плечами Лебедева – 10 лет практики: съемки свадеб, вечеринок, корпоративов. Начинал снимать на арендованную камеру, заработал – купил свою. Но фиксировать события, происходящие в жизни других, Илье всегда было мало. В голове теснили друг друга образы и целые сюжеты, они настойчиво требовали выхода…

Еще тогда, в шестнадцать лет, Илью взволновала тема СПИДа. Нет, ничего личного. Но сам факт существования этой проблемы, которая приговором ложится на плечи, как правило, молодых людей, обреченных жить в постоянном ожидании смерти, не мог оставить его равнодушным. «Если болезнь невозможно вылечить, то ее можно хотя бы предотвратить!» – решил Лебедев и организовал благотворительный рок-концерт, на котором раздали сотни презервативов. Просто работать для зарабатывания денег Илье неинтересно. Для него всегда было и остается важным находить и раскрывать новые смыслы.

И потом были созданы два социальных ролика – «Закрытые двери» и «Бумеранг», которые посмотрели в Сети миллионы людей. Эти маленькие фильмы не несут в себе нравоучений. Они заставляют задуматься. А разве не в этом сила и предназначение любого искусства?

«Образы и готовые сюжеты рождаются из музыки, – говорит Илья. – Сначала я вижу всю канву целиком, а затем картина детализируется, обрастает подробностями». Работы Лебедева очень психологичны. В них нет ничего лишнего, всё подчинено общей идее, от музыки до поворота головы, от взмаха ресниц до легкого прикосновения рук. Деталей много, но нет ничего случайного – все точно и в меру, все работает на создание образа, настроения, посыла.

Все эти годы Илья записывал истории. Сейчас их одиннадцать, и каждая может стать сценарием для фильма. Решив снимать большое кино, он просто открыл тетрадь и выбрал самый низкобюджетный, на первый взгляд, вариант. Но когда началась работа над фильмом, стало ясно, что первый взгляд оказался обманчивым...

Тернистый путь
Дописав сценарий, Лебедев объявил начало кастингов. О том, чтобы пригласить на съемки фильма профессиональных актеров, не было и речи. Во-первых, бюджет состоял из довольно скромных сбережений самого режиссера. Во-вторых, организация съемок занимала столько времени и сил, а различные «накладки» происходили с такой завидной регулярностью, что назвать точную дату съемок иногородним актерам было бы затруднительно.

Оказывается, наш город просто кишит талантливыми людьми. Мы о них редко слышим, поскольку они настолько увлечены своим творчеством, что на создание информационной шумихи времени у них не остается. Да и пресса, как правило, ходит другими, более прибыльными тропами. А когда, по воле случая, встречаешься с ними, то удивляешься, в каких разных Белгородах мы живем.

Главная героиня «Комнаты ожидания» – 16-летняя Настя с навешенным в школе клеймом «трудный подросток» (будто они бывают легкими!) и сложными, порой мучительными отношениями с мамой, которая так и не смогла оправиться после бурного развода. Это скорее классическая неполная семья – вечное безденежье, изматывающая работа, недовольство неудавшейся жизнью, алкогольное забытье и «неблагодарная» дочь, которая заставляет себя каждый день идти в ненавистную школу, где единственный луч света – подружка Маринка.

Наверное, успех любого малобюджетного кино, если это не фильм о животных, зиждется на актерской игре. Особенно если выбранный жанр – психологическая драма. На роль главной героини Лебедев взял студентку журфака БелГУ Алину Валенко. Будучи перфекционистом, он заставляет играть десятки раз одну и ту же сцену, пока не останется удовлетворен результатом. «Алина профессионально выросла вместе с фильмом, – говорит Илья. – Недавно на съемках довольно сложной сцены она с первого раза сыграла ее совершенно. Правда, на всякий случай мы сняли еще пару дублей».

Роль мамы играет известная посетителям наших театральных вечеринок актриса театра «Образ» Елена Шиянова. Яркая, дерзкая, экспрессивная, неутомимая. По словам Ильи, Елену, привыкшую к особой театральной манере обращения к зрителю, нужно периодически заставлять опуститься на грешную землю, где люди говорят друг с другом несколько иначе, чем на театральных подмостках.

Всего в фильме задействовано больше двухсот человек. Наиболее сложными и затратными стали съемки в школе. Сначала было проблематично найти саму школу, затем каждый новый съемочный день готовил какой-нибудь малоприятный сюрприз. «Дело было на летних каникулах и школу приводили в порядок: то стены покрасят в другой цвет, а у нас половина сцен уже снята, то ковры постирают на улице, и нам приходилось ждать, когда высохнет асфальт, – рассказывает Илья. – Не раз по независящим от нас причинам мы были вынуждены переносить съемки на другой день, а это огромные затраты: нужно было арендовать транспорт, чтобы привезти массовку, заказать и доставить питание…»

И все же сам процесс создания своего первого большого фильма – невероятно захватывающий. На этом фоне меркнет даже самая главная проблема – катастрофическая нехватка денег. Поначалу Лебедев надеялся найти спонсоров, но то ли никто не поверил в успех безвестного режиссера, то ли сам он был неубедителен, то ли просто было жалко денег, а скорее – всё вместе, но затея со спонсорством провалилась. Тогда Илья пошел в банки, которые тоже не спешили его кредитовать. Пришлось брать деньги там, где давали, – в основном это были кредитки на кабальных условиях и небольшие займы. Параллельно со съемками большого кино приходится много работать – всё те же свадьбы, вечеринки, корпоративы. Без этого финансово вытянуть фильм не удалось бы. На сегодняшний день все кредиты выплачены, а бюджет на сегодня составляет уже больше 2 млн рублей.

Тайное знание
Мы стремимся разгадать секреты успеха, посещаем различные тренинги и семинары, читаем книги, изучаем биографии людей, оказавшихся на вершине славы. И рано или поздно понимаем, что секрет сокрыт в нас самих.

Творчество далеко от классического бизнеса, где все относительно понятно и предсказуемо. Люди, загоревшиеся идеей, становятся одержимыми и малопонятны подавляющему большинству, которому, мягко говоря, кажется странным вкладывать деньги, да еще кредитные, в проект с призрачной перспективой окупаемости. Но, как известно, кто не рискует, тот, возможно, и пьет шампанское, но уж точно никогда не пройдет пути Ван Гога, Мадонны или Спилберга.

Впрочем, путь у каждого из нас свой собственный. Илья не стремится стать вторым Тарковским или Кустурицей. Ему вполне достаточно быть первым Лебедевым. Он мечтает поднять отечественное кино на качественно новый уровень, где само производство фильмов не будет зависеть ни от милости власть имущих, ни от приближенности к Союзу кинематографистов. Его дерзкие планы простираются до строительства киностудии, ни в чем не уступающей лучшим голливудским, и дать возможность молодым режиссерам реализовывать свои самые смелые задумки. Ведь пока в нашей стране новичкам трудно пробиться сквозь густые заросли признанных мэтров. А без свежих амбициозных идей сложно создать что-то новое.

«Я уверен, что для того чтобы делать современное кино мирового уровня, надо дать зеленый свет молодым, – заявляет Илья. – Искусство не терпит рамок, оно должно быть свободным. И только в этом случае зритель получит ответы даже на незаданные вопросы».

Когда лет восемь назад он впервые озвучил идею снять фильм, на него смотрели как на сумасшедшего, а за спиной откровенно смеялись. Мол, на что ты, парень, замахнулся? Как можно снимать большое кино без связей, без образования, без миллионных бюджетов да к тому же в провинции? Смеялись и четыре, и два года назад. А вот теперь уже никто не смеется, а те, кто «в теме», с нетерпением ждут премьеры, которая состоится уже в феврале. Особенно нетерпеливые могут пройти по ссылке http://waitingroom.pro/

За два с половиной года работы над фильмом Илья стал намного уверенней в собственных силах. «Главное – никогда не останавливаться в воплощении своей мечты, – заявляет он. – Не бояться трудностей – они неизбежны, быть готовым к непониманию и даже открытому противостоянию. И руки чтобы росли из нужного места». Вот вам и все тайное знание о том, как добиться успеха. Для одних его вполне достаточно, а кто-то так и пребывает в вечном поиске. Каждому – свое.

Цитатой к сценарию фильма Илья Лебедев выбрал такие слова: «Сквозь вечные пустоты вдали увидишь свет». Смысл этой фразы для меня открывался постепенно, в зависимости от ситуации, от моего окружения в данный момент. Как порой не хватает света – в конце бесконечного тоннеля, казалось бы, беспросветных проблем, в отношениях с любимыми, внутри нас самих. Хорошо, что есть люди, готовые терпеть лишения и неудобства, люди с огромной верой в себя, люди, одержимые стремлением взять тебя за руку и привести к свету.


для комментариев используется HyperComments