Ноябрь 2015
Алексей Попов
Неспортивное поведение

Белгород по праву гордится своими спортивными достижениями: волейбольный клуб «Белогорье», новый виток развития футбола, строящиеся в районных центрах современные физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны и ледовые арены. Только вот руки почему-то не доходят до спортивных площадок во дворах, где, наверняка, прошло детство не одного из ныне власть имущих. Часто забота не только о приведении их в сколько-нибудь приличный вид, но и о сохранении, ложится на плечи самих жильцов. Так сказать, спасение утопающих, дело рук самих утопающих.

Баскетбол на песке
Зоя Пархоменко – председатель ТОС «Единство» на юге Белгорода – показывает довольно посредственную спортивную площадку на Щорса, 47. Здесь школьники играют в мини-футбол. Как могут. Этим летом, спустя много лет после ее появления, вокруг площадки наконец-то поставили забор – так на неоднократные просьбы жильцов откликнулся депутат Юрий Селивёрстов, который баллотировался на минувших выборах по этому округу в Облдуму. К слову, деньги на этот забор были собраны самими жильцами и предпринимателями, которые не смогли оставаться равнодушными к многолетней борьбе за активный досуг детей.

Площадка находится в ведении управляющей компании «Свой дом» и пока еще остается явно недоделанной. Хотя паспорт спортивного объекта Зое Пархоменко торжественно вручил на празднике в честь установки забора руководитель комитета по управлению Западным округом Андрей Морозов. Вручил и пообещал, что ко Дню учителя площадка станет по-настоящему спортивной. Но пока только обещают завезти песок. «Можно и покрытие было бы сделать, – говорит председатель ТОСа. – Я видела в городе площадки с нормальным покрытием. Кто это делает? Почему я за эту площадку борюсь 23 года, а добилась лишь того, что ее огородили. Кто-то смеется, а мы и этому рады».

А вот в соседнем 49-м доме Зоя Валерьевна демонстрирует чудо спортивной архитектуры – баскетбольную площадку с песчаным покрытием. Она находится на территории, подконтрольной управляющей компании ДРЭП ДСК. «Площадка в таком виде стоит уже лет десять. Дети прибегают, побросают мяч в кольца и всё на этом. Сначала вообще ограждения не было. Потом огородили с одной стороны, а с другой – нет. А там машины, опасно. Ну, товарищи дорогие, если вы начинаете делать, давайте до ума доводить. Для кого это всё? Поинтересуйтесь у спортсменов, какой площадка должна быть, каким должно быть покрытие, размеры», – сетует Зоя Пархоменко.

Много лет депутаты разных уровней советовали жильцам выбивать деньги на спортплощадки из бюджетов управляющих компаний. Однако если сделать это трудно даже такому человеку, как Зоя Пархоменко, значит, сделать это невозможно никому. «Обидно, когда приходится вытаскивать всё силой, – возмущена она. – Нам постоянно говорят, что если у нас нет денег, то и делать ничего не будут. Но неужели тех денег, которые мы платим, ни на что больше не хватает?»

На вопрос о том, а нужно ли это все большинству жильцов, которые часто сами плюют на состояние дворов, Пархоменко возражает: «Нужно! Мы сами за всем ухаживаем. Делаем все, что в наших силах. В чем-то и управляющая компания помогает. Но все это кусочками, ненадежно, со скрипом. И так тянется долго. Сложно работать с людьми, которые так безответственно относятся к делу. Я так не умею. Мы из того поколения, которое не привыкло работать кое-как».

Сами себя веселим
Председатель регионального отделения Союза МЖК России Николай Мирошниченко после строительства жилого комплекса сумел вместе с застройщиком и жильцами добиться появления здесь полноценной силовой спортплощадки для воркаута. Ему повезло.

– Когда построили дома, мы собрали жильцов, создали ТОС, который теперь сам следит за уборкой и обслуживанием территории. Мы так договорились – ребята, к нам никто со стороны не придет. Хотим весело жить, значит, сами себя и веселим. Поэтому делаем, что можем, – рассказывает Мирошниченко.

По словам активиста, потенциальным жильцам новостроек еще на стадии строительства лучше продумывать инфраструктурные вопросы. «Еще на начальной стадии строительства мы обсуждали, какой будет планировка двора. Люди постепенно привыкли к принятию решений на собраниях. С переходом в ТОС нам удалось создать систему управления имуществом. Мы никого не ждем, сами проводим соревнования, праздники. Это подстегивает, особенно детей, становится стимулом заниматься спортом. Так что на своем небольшом участке нам эту задачу удается решать», – делится Николай Мирошниченко.

Все истории появления более или менее приличных дворовых спортивных площадок почти всегда связаны с наличием активистов. Однако и их усилий часто оказывается недостаточно. Зою Пархоменко в Белгороде знают многие. И если уж она десятилетиями добивается задуманного, то даже если бы в иную управляющую компанию лично заглянул министр спорта Виталий Мутко и твердо потребовал делать баскетбольные площадки не из песка, потому что по законам физики мяч как-то не очень от песка отскакивает, – его едва ли услышали бы.

Дело добровольное
А вот системного документа, требующего развития в жилых зонах спортивной инфраструктуры, в России фактически нет. Самой большой кампанией по строительству таких объектов был стартовавший по инициативе регионального правительства в 2010 году марафон «Спортивный двор» – на внебюджетные деньги строилось около 200 спортплощадок по всей области. Но 200, это не 2 тысячи. Кому-то повезло, а кто-то по-прежнему ставит кирпичи на пустыре, имитируя футбольные ворота.

Заместитель начальника управления физкультуры и спорта Белгородской области Сергей Дубенцов говорит, что нормативы потребности в спортивных объектах есть. На 10 тысяч жителей должно быть 19,5 тысяч квадратных метров плоскостных спортсооружений. Если всю эту площадь считать в стандартных площадках 20 на 40, то их только на Белгород должно быть более тысячи. Однако если посчитать стадионы, то норматив оказывается исполнен.

Действующее законодательство никоим образом не заставляет застройщика сооружать спортплощадки. «Это должна быть инициатива региональных властей и муниципалитетов, – рассказывает Дубенцов. – На одном из заседаний малого правительства губернатор обозначил, что каждый застройщик квартала должен внутри двора построить спортплощадку. Такое же поручение было дано Белгородской ипотечной корпорации – предусмотреть при застройке жилых массивов за счет средств корпорации создание спортивных объектов».

Чиновник подчеркнул, что такой обязанности у застройщиков нет. Есть лишь пожелания, которые в последнее время неплохо выполняются. В качестве примера привел микрорайон «Улитка» с «шикарным двором и площадками». По словам Сергея Дубенцова, некоторые районы, несмотря на то, что марафон «Спортивный двор» уже закончился, продолжают за счет внебюджетных средств строить новые спортплощадки. В пример приводит Валуйский, Красногвардейский, Ракитянский районы и Старый Оскол. Самый распространенный тип площадки – 40х20 м – футбольное поле и щиты для баскетбола или стритбола. Помимо этого в области строят силовые городки для воркаута. В 2015 году закончили проект на 33 таких комплекса за счет внебюджетных и муниципальных средств.

Вандализм и безответственность
«Плюс ко всему у нас сейчас идут федеральные субсидии на развитие ГТО – там тоже есть рекомендованные Минспортом типы площадок, их готовы финансировать. На эти деньги мы ставим площадку на «Олимпии», сразу несколько площадок сделали на территории «Технолога». Одну нам подарили на территории Индустриального колледжа. Сейчас в город заходит программа «Газпром – детям». В этом году 10 площадок откроем, плюс на следующий год они запустят еще 10», – делится планами Сергей Дубенцов.

Чиновник рассказывает, что Белгородская область имеет шансы получить 10 площадок по программе сети «Спортмастер», которая владеет несколькими супермаркетами в области и намерена построить около тысячи спортивных площадок по всей стране.

– Проблема состоит еще и в том, что за площадками нужен уход. Вот в Северном сделали площадку. Если бы там был реальный хозяин, она бы по сей день была в идеальном состоянии. А так, покрытие и сетку рвут, щиты отрывают. Люди туда идут, на выходных она забита. Но ухаживать никто не хочет. На заводских переулках сделали площадку, нашли инвестора – шикарная, с ограждением, с футбольными воротами, столами для армрестлинга, но ТСЖ не хочет брать ее на себя, – сетует Дубенцов.

Похожая история с площадками на территории школы олимпийского резерва – за год там поменяли шесть баскетбольных колец. По словам чиновника, на просьбы они реагировать готовы, но люди не хотят ни за что отвечать. Теоретически в каждом дворе можно ставить площадку, но не факт, что она уцелеет. Сергей Дубенцов приводит в пример жителей Губкина, где спортплощадки закрепили за клубами, и жильцы сами выходят красить, чистить, готовить их к весне. Но таких случаев – единицы. Некоторые площадки переданы школам, но каждую к школе не привяжешь.

И себе и людям
Впрочем, вопрос хозяина для тех объектов, где нет активистов, готовых заниматься своими дворами и районами, – разрешим. Несмотря на то, что сегодня спортивные площадки для многих являются некоторой обузой или социальной нагрузкой, их строительство может стать вполне привлекательным бизнесом – в области уже сформировался спрос на спортивные объекты со стороны платежеспособного взрослого населения. Причем это позволяет одновременно обеспечить новыми спортсооружениями и детей.

Например, площадка на улице Победы. Она принадлежит школе, которая сдает ее в аренду. На эти деньги школа и содержит площадку. Такая же история с теннисными кортами во дворе 32-го лицея. Сергей Дубенцов уверяет, что в управлении уже есть масса предложений от людей, готовых инвестировать в футбольные поля от 3 до 5 млн рублей, есть понимание, что это может быть очень даже неплохим бизнесом с высокой окупаемостью. И вопрос, будет ли востребовано футбольное поле – вообще не стоит. Инвесторы готовы определенное время отдавать под бесплатные занятия, а в остальное время проводить коммерческие турниры и сдавать в аренду.

Однако выделять землю под такие проекты должны уже не региональные власти, а муниципалитеты. Поэтому развитие спортивного бизнеса в Белгородской области зависит от готовности помогать ему со стороны муниципальных властей. Спортивная же инфраструктура, которая может быть создана бизнесом, одновременно с помощью детским спортшколам может породить в регионе другой бизнес – проведение коммерческих турниров.

– Помимо официального календаря, у нас в месяц проходит 20-30 соревнований, – говорит Сергей Дубенцов. – И это коммерческие турниры. Люди готовы заплатить взнос, чтобы участвовать в каком-то мероприятии. Это нормальный бизнес. В крупных городах целые корпорации занимаются проведением соревнований среди любителей. И у нас очень много таких спортсменов. Сейчас мы начинаем развивать любительскую лигу волейбола. Команд много, и они уже сами спрашивают, кому заплатить, чтобы организовать турнир. Надоело играть друг с другом. К сожалению, у нас пока спортивный менеджмент на нулевом уровне.

Что же касается дворовых площадок, то если у жильцов появляются свободные деньги, решение о строительстве принимается простым собранием. При этом Сергей Дубенцов советует оформлять это строительство как благоустройство территории, чтобы не добавлять налоговую нагрузку на жильцов или управляющую компанию. А затем управляющая компания через собрание жильцов определяет, что на этом куске земли все согласны поставить какое-то оборудование. «Ставьте, занимайтесь! Главное, чтобы все было безопасно, соответствовало сертификатам. И всем будет хорошо», – оптимистично заключает замначальника управления физкультуры и спорта.


для комментариев используется HyperComments