Март 2015
Елена Песчаная
Непотопляемые

Правительственный антикризисный план принят. Во всех регионах России появились антикризисные комиссии, отписываются местные антикризисные планы, перекликающиеся с федеральным образцом. Намерения в целом понятны: государство собирается поддержать крупные банки и системообразующие предприятия, которые оказывают существенное влияние на формирование валового внутреннего продукта. Помощь малому и среднему бизнесу декларируется, но не конкретизируется. Как выживать?

Этот вопрос неоднократно звучал из уст белгородских предпринимателей, принявших участие в заседании «круглого стола», организованного активистами общероссийского народного фронта. Как стало ясно из выступлений участников, главный «бич» бизнеса – запредельные ставки по кредитам и увеличивающаяся фискальная нагрузка.

Сегодня банки, в том числе государственные, предлагают кредитоваться бизнесу под 28-30%. Какова должна быть рентабельность предприятия-заемщика, берущего кредиты под такие грабительские проценты? – задается вопросом генеральный директор завода «Белагромаш-Сервис им. В.М. Рязанова» Артем Рязанов. Безусловно, ключевая ставка для сдерживания падения курса национальной валюты может держаться на высоком уровне, как сейчас. Но очень короткое время. Иначе через рост стоимости кредита ставка сама начинает разгонять инфляцию. Понимают ли это «в верхах»?

Налог крепчает
Существует и еще одна актуальная проблема. Регионы повсеместно завышают кадастровую оценку земель, чтобы увеличить сборы земельного налога. Нагрузка на бизнес становится неподъемной. Председатель совета директоров компании «Краски КВИЛ» Виктор Ковалёв рассказал о том, что предприятие взяло в аренду неликвидный участок земли в болотистой местности, за который до этого город не получал ни копейки. Вложили туда 36 млн рублей (по старому курсу – это около миллиона долларов), провели коммуникации. В этом году неожиданно в 4,37 раза предприятию подняли земельный налог.

«Платили 600 тысяч – сейчас нам предъявили к оплате примерно 2,8 млн рублей. Можно, конечно, участок выкупить, но уже за 31 миллион. Участок ведь вырос в цене благодаря нашим же инвестициям. Как в таких условиях проводить модернизацию производства, строить какие-то планы?» – поинтересовался предприниматель. Вопрос повис в воздухе.

По мнению Ковалёва, оценивать земельный участок нужно не из его кадастровой стоимости, а из рыночной. При этом оценка должна быть независимой и проводиться с привлечением арендаторов, чтобы для них это не стало неожиданностью.

Заместительная терапия
Не обошли стороной участники экономического форума и популярную нынче тему импортозамещения. Если подойти к импортозамещению не как к плану эвакуации при пожаре, а как к долгосрочной стратегии, то от государства потребуются, прежде всего, четкий план действий и налоговые льготы. Иначе роста цен сдержать не удастся. «При всем желании у нас нет возможности оставить старые цены на свою продукцию. Проблема в том, что 60-70% сырья российские химические заводы вынуждены покупать за рубежом», – констатирует Виктор Ковалёв.

Может, пора уже вплотную заняться реанимацией «депрессивных» промышленных площадок, коих в белгородском регионе предостаточно? Открывать, к примеру, на базе действующих недозагруженных производств мелкоштучные производства. С такой идеей выступил генеральный директор ОАО «Белгородский абразивный завод» Анатолий Сафонов. «Кто, по вашему мнению, должен открывать такие производства?» – в свою очередь поинтересовался заместитель начальника регионального департамента экономического развития Денис Минькин.

Инвестиции – это коммерческие риски. И нести их должно не государство, а бизнес. Пока же у бизнеса «депрессивные» площадки интереса не вызывают, а только при их упоминании «вгоняют в депрессию». Иностранные же инвесторы предпочитают строить производства с нуля, в чистом поле, не занятым никаким полуразрушенным ангаром. Слишком строгие у них требования, прежде всего, экологические нормы.

Вне конкуренции
Поговорили и о заградительных мерах. «Мы считаем, что нужно внимательно посмотреть на политику ввозных пошлин и принять ограничения на импорт продукции, аналоги которой выпускаются предприятиями области», – заявил Денис Минькин. Речь идет об оборудовании для энергетической сферы: трубопроводы для тепловых и атомных станций, котельное оборудование. Уязвимы становятся также отечественные предприятия, выпускающие металлорежущий инструмент, ветеринарные препараты, лакокрасочную продукцию, сельхозтехнику. По мнению Дениса Минькина, на некоторые виды товаров можно было бы ввести полный запрет на импорт.

«Помогите разобраться с сетевиками. Управы на них нет», – пользуясь случаем, попросил помощи директор «Борисовской керамики» Константин Хлебников. По мнению предпринимателя, закон «О торговле» сетевыми ритейлерами не соблюдается. На сегодняшний день отсрочки по платежам за поставленную продукцию доходят до 150 дней. «То есть фактически мы бесплатно кредитуем сетевую торговлю. Они «выворачивают нам руки», – заключил Константин.

Наверное, невозможно найти меры выхода из кризиса, которые устроили бы абсолютно всех: и ответственных за наполнение бюджета, и отвечающих за развитие экономики, и непосредственно бизнес и население. Порой это задачи – взаимоисключающие. Но требовать от правительства разумных стратегических программ можно и нужно, уверены белгородские предприниматели. С этим согласился и президент Белгородской ТПП, заместитель председателя областной Думы Валерий Скруг, который пообещал заняться детальной проработкой озвученных проблем. Для этого были созданы назначены эксперты, которым поручено обобщить и представить органам власти свои предложения по спасению «утопающих».


для комментариев используется HyperComments