Октябрь 2015
Михаил Мешков, адвокат
Налог на скорость

Наверное, у нас сейчас уже не существует водителя, который бы ни разу не получал «писем счастья» – протоколов о нарушении ПДД, зафиксированных автоматическими фоторадарами.
На первый взгляд, повсеместная работа таких радарных комплексов – явление положительное: камера абсолютно беспристрастна, не берет взяток, не «прощает» нарушений никому, следствием чего является снижение аварийности и повышение безопасности движения. Однако не все так гладко.

Справедливости ради отмечу: аварийность на некоторых участках дорог и перекрестках после установления работающих в автоматическом режиме камер сократилась в разы. Так, по официальной статистике, в 2014 году использование приборов фотовидеофиксации в местах повышенной аварийности Белгородского региона позволило сократить количество ДТП в сравнении с 2013 годом на 54%, количество погибших в ДТП по причине превышения скоростного режима – почти на 40%.

Появилось оборудование и программное обеспечение, позволяющее фиксировать не только превышение скоростного режима, но и другие нарушения: проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение сплошной линии дорожной разметки и т. д. Это ли не успех? К сожалению, количество «ах каких же русских», воплощающих первую российскую беду сразу после того, как они попадут на общепризнанную нашу вторую беду, обратно пропорционально количеству камер, «лежачих» и самых обычных полицейских.

Самые многочисленные средства автоматической фиксации нарушений ПДД в нашей области – это передвижные фоторадарные комплексы «КРИС» модификаций «С» или «П» – те самые, устанавливаемые на треногах вдоль обочин дорог. И именно эти устройства главной своей задачей имеют не пресечение и предупреждение нарушений ПДД, а сравнительно законный способ отъема денег у населения. Другими словами – налог на скорость.

Чтобы мое категоричное утверждение не было голословным, разберемся в общих чертах, что же из себя представляет одиозное устройство «КРИС», благо его руководство по эксплуатации и технические характеристики находятся в свободном доступе.

Фото на память
Названный комплекс – это не что иное, как симбиоз фотокамеры и радара. Он так и называется: «комплекс фоторадарный передвижной». Принцип работы достаточно прост – радар определяет скорость приближения или удаления транспортного средства (в зависимости от выбранного режима работы, поскольку в двух направлениях сразу не умеет), а при определении превышения заданного скоростного режима дает команду на спуск затвора фотокамеры. В результате производится фотофиксация сиюминутной обстановки на дороге и сохранение картинки в память.

Казалось бы, что из описанного привело меня к неутешительным выводам? Прежде всего, сложившаяся практика использования этого радарного комплекса на дорогах с многополосным движением в одном направлении. А наблюдаем мы это повсеместно.

Вернемся к принципам работы. Радар КРИСа слеп, глазами комплекса является камера, которая сама по себе имеет достаточно широкий угол обзора (сравнимый с шириной обзора камеры мобильного телефона), то есть «видит» все полосы, а также обочину и прочее, но при этом «не знает», на что именно среагировал радар. Невольно вспоминается: «им слепой указывал дорогу, а глухой сигналил без конца». В связи с этим в инструкции к комплексу есть такая оговорка: «Фотография с комплексов «КРИС», на которой присутствуют несколько ТС, движущихся в одном направлении, для оформления постановления (имеется в виду постановление об административном правонарушении) использоваться не может». Причина такого запрета очевидна – при наличии двух автомобилей в кадре неизвестно, на какой из них среагировал радар. На практике же при наличии в кадре двух автомобилей штраф может получить каждый из них, либо тот, у кого номер чище.

Ехал или стоял?
Напоминаю, угол обзора камеры достаточно широкий, а на картинке в «письме счастья» что мы видим? – как правило, кусок бампера с номерным знаком. То есть фото в постановлении – редактированное. Где гарантия, что зафиксированное транспортное средство не стояло в это время на обочине, а радар среагировал на низколетящий самолет (ну ладно – на обгоняющий автомобиль)? Хотя в инструкции и указано, что «неподвижные транспортные средства не влияют на результат измерения», и я с этим даже соглашусь: технически – не влияют. Но как отличить движущееся от неподвижного на статичной немой фотографии? Только по косвенным признакам – например, если капот открыт! Какова достоверность такого метода оценки? Как в анекдоте про блондинку, оценивающую вероятность встречи с динозавром в 50% – или встретит, или нет?

Более того, даже когда оба транспортных средства движутся, вероятна ситуация, когда радар реагирует на автомобиль в левом ряду, а камера, в силу взаимного расположения транспортных средств, «не видит» этот автомобиль и фиксирует обгоняемый, движущийся в правом ряду с допустимой скоростью.

Таким образом, для получения достоверного результата о скорости движения, зафиксированного фоторадаром транспортного средства, установка комплекса КРИС возможна лишь на автодорогах с единственной полосой движения в одном направлении. Увы, увидеть камеры вдоль таких дорог мне не доводилось.

Точность расчета
И это еще не все. Использование радарного комплекса КРИС допустимо специально обученным и прошедшим инструктаж персоналом. Сильно сомневаюсь, что сотрудники ЧОП, охраняющие эти комплексы, проходили обучение и знают, как именно нужно устанавливать устройства, ориентировать их относительно дорожного полотна. Однако эти требования содержатся в инструкции по эксплуатации: например, фоторадар должен быть установлен на расстоянии от 3 до 17 метров от края проезжей части, а его радарная часть направлена параллельно линии дорожного полотна. Нарушения этих требований – сплошь и рядом. Вы когда-нибудь видели, чтобы во время установки КРИСов использовалась хотя бы рулетка? А встречались вам камеры на непрямых участках дороги? И как в этом случае радар рассчитывает скорость – учитывает угол? Каким образом? А при перестроении автомобиля из одной полосы в другую?

Больше скажу: в программных расчетах при вычислении скорости используется показатель косинуса 25, хотя в инструкции об этом ничего не сказано. Получается, что чем перпендикулярнее разворот радара к полосе движения – тем выше определяется скорость? И как угол отклонения влияет на погрешность измерения? Боюсь, все это – не в пользу водителей.

При таком подходе ни в одном из зафиксированных КРИСом нарушении нельзя быть уверенным. Ну, разве что это будет произведено в лабораторных условиях, с четким соблюдением требований по установке комплекса и исключительно прямолинейному движению транспортного средства по единственной полосе. Увы, реальный мир сильно отличается от такой модели.

К сожалению, даже при всей массовости и вопиющем характере нарушений с КРИСами, не приходится ждать массового обжалования «писем счастья»: самостоятельно разобраться во всех тонкостях и обратиться в суд захочет лишь малая часть плательщиков «налога на скорость». И при размере основной части штрафов от 500 до 1500 рублей – никто не захочет оплачивать услуги юриста, по стоимости, кратно превышающей размер штрафа.

Улыбаемся и платим
И все же если цель установки радарных комплексов – снижение количества нарушений ПДД и нормализация скоростного режима, то в этом случае есть значительно более простые и дешевые решения. Вот поэтому я и называю повсеместное использование КРИСов – «налогом на скорость», не иначе.

В сети нашел несколько предложений по продаже радарных комплексов КРИС. Минимальная из найденных мной цен – 499 тысяч рублей за основную часть, без мобильного поста (ноутбука и программного обеспечения), который стоит еще 86 тысяч (на сайте elxenon.ru). Имеются и значительно более нескромные ценовые предложения за тот же комплекс (на сайте ikar-spb.com – 840 000 рублей).

Вместе с тем, обустройство искусственных неровностей на дороге – то есть установка так называемых «лежачих полицейских» – в разы эффективней и в сотни раз дешевле. Так, один «лежачий полицейский» в сборе стандартного трехметрового размера (для одной полосы) стоит порядка 5 тысяч рублей. И предложений, цен, типов и размеров – масса.

Понятно, к чему это я? За стоимость одного КРИСа можно приобрести сотню «лежачих полицейских», которые значительно более эффективны, если, конечно, целью было бы снижение скорости и аварийности. Искусственные неровности – такие же неподкупные, как и камеры, только с ними не поспоришь. Ну, разве что один раз – и сразу в сервис, устранять последствия «спора», ремонтировать подвеску. В противовес камерам – от лежачего полицейского не спасает бумажка на номерном знаке, скорость снижает практически каждый водитель, а значит, и аварийность, и травматизм падают. Вот только дохода бюджету это не принесет.

За первое полугодие 2015 года на основании данных, полученных с использованием средств автоматизированной фиксации правонарушений, составлено постановлений об административных правонарушениях на общую сумму более 220 млн рублей, из них реально оплачены и поступили в областной бюджет почти 155 миллионов. Думаю, комментарии здесь излишни. Поэтому, увы, продолжаем улыбаться и платить «налог на скорость».


для комментариев используется HyperComments