Август 2015
Игорь Чернов, коммерческий директор компании «ИнБиТек»
Мера безответственности

Не так давно я стал сторонником теории разбитых окон. Сформулирована она еще в 1982 году американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, и само ее название происходит от типичного мелкого правонарушения – битья оконных стекол. Суть теории иллюстрируется очень простым примером: если не заменить вовремя одно разбитое стекло, то вскоре в доме не останется ни одного целого окна, а затем начнется мародерство и резкое ухудшение общей криминогенной обстановки во всем районе.

Интересно, что такой же точки зрения, вероятно, неосознанно, придерживались на предприятиях и в советское время. Уход за территорией, ее поддержание в чистоте и порядке были сферами ответственности самых высоких руководителей. По состоянию предприятия, его внешнему виду часто делались выводы о том, как обстоят дела в целом. Поскольку данный подход, как я уже отметил, стал мне духовно близок, то и мои бизнес-интересы были скорректированы с учетом данной концепции.

В прошлом году с Венчурным фондом МСБ ОАО «Промсвязьбанк» мы начали совместный проект – построение сети розничных сервисных металлоцентров в Белгородской области. Разразившийся в конце года финансово-валютный кризис, вызвавший резкое обесценивание рубля и снижение покупательной способности населения, заметно скорректировал наши планы. Мы сосредоточились на площадках в Белгородском районе – поселках Разумное (выбран флагманским проектом), Стрелецкое, Таврово, оценив их потенциал в развитии индивидуального жилищного строительства. Сейчас на повестке дня стоит и Шебекинский район – площадка в Масловой Пристани.

Под этот проект была создана новая компания – ООО «Сервисный металлоцентр ИнБиТек», соучредителем которой стал Венчурный фонд МСБ. Работа закипела. Мы стали активно работать над средой ведения бизнеса – площадки были вылизаны почти в буквальном смысле слова. Продуманы все необходимые стандарты, позволяющие выполнять главную функцию – осуществлять оперативное обслуживание индивидуальных застройщиков, удивляя уровнем сервиса и широтой ассортимента.

Видимо, удивить удалось не только застройщиков. К нам активно потянулись гости – причем с совершенно разными мотивами и мыслями. Несмотря на широко декларируемую поддержку малого бизнеса, выяснилось, что поддержки целого ряда структур ждут непосредственно от нас. И если в ряде случаев претензии можно было считать обоснованными, то в некоторых моментах у меня возникал вопрос – кому будет лучше, если у меня сдадут нервы, проект будет закрыт, люди останутся без работы, а бюджет – без налогов, которые компания добросовестно платит в, прямо скажем, тяжелых экономических условиях.

Сразу скажу – совершенно не ожидал, что небольшая розничная площадка размером в 700-800 кв. м вызовет такой неподдельный и пристальный интерес со стороны всех контролирующих и надзорных структур. Так, с начала года на нашей площадке неоднократно бывали представители администрации Разумного, включая главу поселка, приезжали представители администрации Белгородского района, а также целая делегация экологов. Большинство данных разговоров были не сильно дружелюбными – скорее, почти каждый из приезжающих пытался продемонстрировать свои властные полномочия и пренебрежительное отношение к бизнесу.

Например, в случае с экологами, процесс общения больше напоминал карикатуру из рейтинга Doing Business, где РФ традиционно ставят в самом низу списка – где-то между Зимбабве и Бангладеш. Приехали суровые люди с кипой бумаг, выдали заранее заготовленные повестки. Конечно, я, как законопослушный гражданин, явился, пообщался, и вопросы были сняты – их, в принципе, и изначально особо не было, но сам факт отношения к малому бизнесу заставил задуматься. Даже если не обращать внимание на то, что в нашей стране слово «повестка» традиционно ассоциируется с правонарушением.

И это притом, что большое количество времени и ресурсов нами было потрачено на оснащение каждой площадки розничного сервисного металлоцентра в соответствии с требованиями экологических, пожарных и прочих надзорных служб. Уже на старте были изготовлены и установлены контейнеры ТБО, пожарные ящики для песка и сыпучих материалов, приобретены комплекты пожарных щитов (что стало отдельной темой для размышлений – их пришлось заказывать в Ростове-на-Дону из-за отсутствия в Белгороде). Все площадки были оснащены специальными информационными стендами и атрибутами. Среди металлоцентров сопоставимого формата и размера в плане оснащения мы стали передовыми. И одно из мнений, которое я услышал, было следующим: «Ну что ж вы полируете-то их? Инициатива наказывает инициатора. Были бы как все, грязненькими, серыми, незаметными, – никто бы на вас и внимания не обратил».

Теперь я в полной мере оценил комментарии Дмитрия Потапенко, который утверждает, что сегодня для открытия только одной торговой точки нужно пройти 34 контролирующих органа и соблюсти 600 подзаконных актов. Конечно же, розничная металлоторговля требует гораздо меньше мытарств и разрешений, нежели продуктовая розница, но, тем не менее, трудоемкость по сравнению с обычной оптовой торговлей – колоссальная.

Самое обидное в этой ситуации, что каждое из ведомств и структур, казалось бы, призванных обеспечивать работоспособность компаний в соответствии с определенными правилами, совершенно не взаимодействуют друг с другом, занимая позицию «проблемы индейцев шерифа не волнуют».

Так, например, на площадке в Разумном были постоянные веерные отключения электричества. Причем никто нас ни разу не уведомлял заранее, в том числе зимой. В зоне видимости от нашей площадки находится КТП. Увидев копошащихся там энергетиков во время одного из таких отключений, я поехал выяснять отношения. В результате в довольно грубой и нелицеприятной манере получил отповедь – кто мы такие, чтобы нас уведомлять, какой-то малый бизнес! Вот когда будете относиться к первой или особой группе энергопотребителей – тогда жалуйтесь, а сейчас вы никто. Отключаем, когда хотим, и никого уведомлять не будем. На мой итоговый довод о перегоревшем оборудовании и опасности отключения в момент, когда производится порезка металла болгаркой, старший смены задумался и сказал: «Да, вы правы, но пока вы не Газпром, никого это не волнует».

Подобные ситуации возникают с завидной регулярностью. И к моему глубокому сожалению, вряд ли инициаторы этих ситуаций придерживаются теории разбитых окон и могут адекватно оценить меру своей безответственности, продолжая создавать препоны для нормального развития бизнеса. Что ж, в такой стране мы живем. И менять ее тоже нам. Я начну, пожалуй, с малого – со своих розничных площадок. Вместе со своими партнерами – Венчурным фондом и Божьей помощью.


для комментариев используется HyperComments