Март 2015
Игорь Чернов, коммерческий директор ООО «ИнБиТек»
Экономика выживания

Неопределенность всегда повышает истерические настроения. Средства современной коммуникации, словно разбегающиеся по воде круги, многократно искажают и усиливают сомнения и страхи обычных людей и бизнеса, погружают в жесточайшую неуверенность в завтрашнем дне. Нагнетают обстановку и власти. Прекрасно понимая сложившуюся ситуацию и ища пути выхода из нее на региональном уровне, они, тем не менее, эмоционально не разделяют с бизнесом и населением ощущение экономической депрессии. Зачем? Итак все неплохо – бюджетные расходы худо-бедно, но гарантированы государством.

При этом удручающую ситуацию в экономике Белгородской области местные власти, вплоть до губернатора, косвенно подтверждают. Рекомендации строителям искать объекты в других регионах России говорят об истощении программы внутреннего строительства. При этом очень интересно наблюдать, как формируются мнения и кого винят власти и ряд бизнесменов, к ней приближенных, в текущем бедственном положении. Кстати сказать, отчасти я с ними согласен. Среди основных причин рецессии – банковская система, превратившаяся, по меткому выражению губернатора, из кровеносной системы – в кровососущую, федеральные ритейлеры, «отказывающиеся брать товар без заносов», а также еще много чего.

В целом же, основными причинами того, что мы сегодня наблюдаем, являются всего две вещи – резкое падение покупательской способности населения (в силу его наглого обворовывания в результате монетарной политики) и полное отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Попросту нет горизонта планирования – дальше, чем на месяц-два, не загадывает никто. Что касается обнищавшего населения, это стало той ключевой костяшкой домино, которая запустила падение всех возможных показателей. И если в предыдущие кризисы экономика потребления становилась экономикой сбережения, то сейчас она становится экономикой выживания.

У правительства появляется все больше лозунгов. Они транслируются, тиражируются, уходят в максимальные репосты, но при этом очевидно, что выполнить заявленное при нынешних экономических реалиях и растущих ожиданиях, невозможно. Как можно обещать исполнение программ повышения покупательской способности населения, если не созданы соответствующие условия прибыльности бизнеса, который, по идее, за это должен отвечать? Элементарная математика – никаких эмоций.

Как можно требовать от бизнеса выполнения показателей, если не созданы элементарные условия гарантии исполнения обязательств, в первую очередь, финансовых? При сложившемся дефиците заемных средств каждая сделка в группе риска – крупные заказчики воспринимают поставщиков, партнеров, подрядчиков как бесплатных кредиторов. «Кредиты» берутся на срок до двух лет – именно столько идет судебное разбирательство по хозяйственным спорам, включая первичное рассмотрение, апелляцию и кассацию. Поступающих денежных средств едва хватает на текущее обеспечение деятельности, но при этом ИФНС и все остальные контролирующие органы имеют возможность финансового блокирования деятельности организации в виде арестов счетов. Разговоры с представителями банков ввергают в уныние – они сами в шоке от происходящего. У подавляющего большинства предприятий счета арестованы: ИФНС предъявила колоссальное количество инкассо по налогам, которые не платились вовремя. А сейчас платить их просто нечем большинству производственных и подавляющей части торговых предприятий.

Почему у нас так долго правительство избегало антикризисной терминологии? Потому что любые антикризисные меры предполагают подтверждение того, что кризис наступил. И сейчас ранее эфемерный, видевшийся борьбой идеологий, он начал приобретать вполне реальные очертания – один из крупных агрохолдингов объявил о планах сократить персонал до 40%. Банки активно проводят «оптимизацию», убирая избыточный персонал. В среднем, они должны провести сокращения на 20-25%. Видимо, скоро мы повсеместно увидим продолжение таких антикризисных начинаний. Жить станет очевидно дороже, а потребительские привычки придется резко секвестировать. И, скорее всего, это затянется надолго. Придется привыкать, учиться зарабатывать и в таких условиях.

Неважно, какую позицию вы займете – останетесь оптимистом или, рассмотрев ситуацию, погрузитесь в пессимизм. Экономика – это всегда математика, основанная на потребительском поведении. Когда, в нашем случае, частные застройщики начинают покупать вместо профильной трубы б/у трубу после демонтажа, то совершенно очевидным образом выручка нашей компании падает. Если раньше хотелось «дорого и богато», то сейчас люди стали гораздо прагматичнее подходить к затратам, стараясь на всем экономить.

В результате частные застройщики счастливы, ухитрившись в два-три раза сэкономить, банки в унынии из-за падения выручки, ИФНС в шоке из-за стремительно уменьшаемой налогооблагаемой базы, ПФР в смятении из-за сокращения людей. Ну что сказать? Ребята, все претензии туда, наверх, в сторону обещанного удвоения ВВП.

Хочу обратиться к тем, кто причисляет себя к предпринимателям, малому и среднему бизнесу: коллеги, придется быть прочнее стали. Чтобы перетерпеть это время, которое будет эпохой выживания, очевидно, еще минимум 2-3 года. Придется засучить рукава. Чтобы, когда пойдет новая волна роста, самим себе сказать – мы действительно стали сильнее.


для комментариев используется HyperComments