Май 2015
Игорь Чернов, коммерческий директор ООО «ИнБиТек»
Борьба с ветряными мельницами

Ходу мыслей и изобретательности наших властей можно иногда аплодировать стоя. Действительно, поставленная губернатором задача по расширению налогооблагаемой базы и уменьшению дефицита регионального бюджета в целом и районных бюджетов в частности получила фантастическую трансформацию – надо искать, кого бы еще можно обложить налогами. Конечно же, на законных основаниях. Логика мысли привела к фрилансерам.

Пожалуй, для лучшего понимания картины в целом стоит процитировать: «В Шебекинском районе таких людей 1 300, а если говорить обо всей Белгородской области, то наверняка их наберется порядка 20 тысяч. Это уже целая армия работников, которая должна тоже участвовать в формировании консолидированного бюджета. Наша жизнь настолько быстро меняется, что законодательство не поспевает за всеми фрилансерами. Поэтому мы должны нарабатывать новые схемы, чтобы люди платили то, что положено по закону. Проект предоставляет возможность трудоустроиться и может быть востребован для людей с ограниченными возможностями», – сказал губернатор на одном из заседаний правительства области. А глава Шебекинского района Алексей Калашников добавил, что выпадающие доходы консолидированного бюджета от деятельности фрилансеров в районе составляют около 8 млн рублей в год.

Предположим, это так. У меня возникло несколько вопросов при изучении данной ситуации, применительно к Белгородской области в целом. Во-первых, стало крайне интересно, кто и как их считал. Чтобы озвучить определенную цифру, надо ведь оперировать определенными статистическими данными, а чтобы получить эти самые статистические данные – проделать достаточно большую полевую работу. Проанализировать источники, через которые те самые «фрилансеры» предлагают свои услуги, – сайты, социальные сети, газеты. Представляю, как целые отделы административных работников занимаются отслеживанием активности и отсчетом по головам самозанятого населения.

Во-вторых, как определить четкий перечень профессий, направлений деятельности населения, подпадающих под термин «фриланс»? Бабушек, которые вяжут рукавички и носки, инвалидов, продающих поделки из дерева или урожай со своего огорода – их можно считать фрилансерами или нет?

В-третьих, методы работы власти с населением, мягко говоря, внушают серьезные вопросы. Цитирую, с листовки администрации Старооскольского городского округа: «Уважаемые граждане, если вам стали известны случаи осуществления жильцами вашего дома предпринимательской деятельности без уплаты налогов, передайте имеющуюся информацию…» Стоит напомнить старый анекдот про соседей, один из которых, узнав, что любое его желание исполнится, а у соседа прибудет вдвое, пожелал себе выбить один глаз.

Отдельно стоит упомянуть пресловутое соглашение «о намерениях», где работодателям пытаются предписать вполне конкретные действия, взамен которых администрация обещает ни много, ни мало, а «дополнительно полученные в бюджет района средства направлять на социально-экономическое развитие региона». Очень емко, а главное – ничего не понятно. При этом попутно граждане Белгородской области читают о доходах, полученных нашими депутатами, крупными топ-менеджерами и бизнесменами, и приходят в недоумение, смешанное с яростью. При получаемых размерах приработка в среднем (8 млн рублей выпадающих доходов населения Шебекинского района в перерасчете на 1300 человек дают неуплаченный НДФЛ в размере чуть более 6000 рублей в год, то есть чуть более 500 рублей в месяц, что означает доход фрилансера менее 4 тысяч рублей в месяц), читать о доходах, превышающих 20 млн в год (а в отдельных случаях – более 800 млн, как у одного из собственников крупного агрохолдинга и по совместительству депутата), наверное, неприятно. Особенно учитывая, что стоимость ЖКХ, воды, газа выросла в разы, в том числе благодаря нашим региональным законотворцам.

Безусловно, всегда очень удобно затевать борьбу с ветряными мельницами, и под эту борьбу осваивать бюджеты, иногда вполне созидательно и результативно. Конечно же, можно пытаться манипулировать общественным сознанием, играя на страхах и патетике или пафосно призывая к социальной ответственности каждого. Но без разбора полетов и вникания в детали все это обреченно на провал – и эпизодические показательные порки, и моральные расстрелы.

Меня искренне возмущает тот факт, что годовой доход нашего губернатора (согласно его последней декларации) составляет 2,2 млн руб, а доходы некоторых «слуг народа», не являющихся при этом ни предпринимателями, ни топ-менеджерами с соответствующим уровнем финансовой оценки результатов труда, превышают доходы губернатора иногда кратно. Возникает вопрос – а как это? Мне также непонятен тот факт, что публикуются данные деклараций по доходам, но при этом не публикуются данные, сколько налогов с этих доходов было уплачено в региональный бюджет, из которого, собственно говоря, финансируется очень многое из того, за что мы любим Белгород – дороги, благоустройство и многое другое.

Меня искренне смущает то рвение, с которым наши одиозные чиновники начали бороться с «фрилансом», абсолютно не понимая, что это в большей степени следствие перекосов в самой социально-экономической системе. И без устранения, без выявления этих перекосов вся эта борьба бесполезна, и за ту зарплату, которую они получают, между прочим, от налогоплательщиков, они бы могли заняться более полезными делами.

Безусловно, я за то, чтобы платились налоги. Как я уже неоднократно говорил, именно неравномерность налоговой нагрузки ставит предпринимателей и их компании в неконкурентное положение по сравнению с теми, кто от уплаты налогов уходит. Другое дело, что на все это необходимо смотреть максимально трезво. Очевидно, что в борьбе с «фрилансом» надо уделять внимание не пополнению бюджета путем налоговой нагрузки, а искоренению опасного непрофессионального труда, ведущего к возможным серьезным травмам и даже летальным исходам как самих «фрилансеров», так и их нанимателей.

Кроме того, если уж используется пафосно-патриотическая патетика в работе над улучшением собираемости налогов, неплохо было бы, чтобы региональные администрации и администрации сельских поселений разрабатывали и выкладывали в открытый доступ подробные программы социально-экономического развития, с четким указанием до последней скамейки, до последнего квадратного метра плитки, которые предполагается приобрести и установить на собранные деньги. А то ведь зарплаты повысить не забыли, а о соответствующем повышении уровня производительности чиновничьего труда что-то пока не слышно. Кроме того, достаточно часто людей, занимающихся «фрилансом», отпугивает не сама необходимость уплатить налоги, а сложность и бюрократизм процедуры, напоминающей хождение по мукам. Приходит человек добровольно, с лучшими намерениями, уплатить налоги, а система начинает его тасовать как футбольный мячик – приходите завтра, у вас тут оформлено неправильно, переделывайте. Одна-две встречи с такой действительностью, и желание повторно действовать из лучших побуждений пропадает очень надолго.


для комментариев используется HyperComments