Апрель 2015
Елена Леонидова
Бойцы невидимого фронта

Если забить в поисковике фразу «Пэйнтбол в Белгороде», он выдаст порядка 30 ссылок на сайты клубов и страницы организаторов игр в соцсетях. Не многовато ли для небольшого города? Неужели на «лесные пострелушки» сформирован устойчивый спрос? Эти вопросы «Бизнес-Класс» задал «ветеранам» пэйнтбольного движения. И узнал массу интересного про пэйнтбол как вид предпринимательства.

Но сначала немного о спортивной составляющей. Оказывается, пэйнтбол в нашей стране был признан официальным видом спорта еще в далеком 1996 году, и даже «рекомендован к развитию» Государственным комитетом по туризму и спорту. Правда, дальше рекомендаций дело почему-то не пошло. Все знаковые турниры и чемпионаты в стране проходят в основном за счет спонсорских денег и собственных средств участников.
По такому же «самотечному» пути идет развитие спортивного пэйнтбола и в нашем регионе. Созданы федерации (целых две!), есть детские и юношеские команды, но состояние какое-то вялотекущее – похоже, не хватает не только средств, но и идейного вдохновителя. Хорошо хоть с написанием слова «пэйнтбол» определились. И официальный реестр видов спорта, и сайт Российской федерации пэйнтбола хором проголосовали за букву «э». Многие белгородские клубы даже были вынуждены отредактировать устав, заменив привычную букву «е» на букву «э». Теперь рулит пэйнтбол!

Построить дом, выкопать дзот
Теперь о пэйнтболе как о бизнес-модели. Если клубы открываются, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, бизнес вполне окупаем. По сведениям наших экспертов, небольшой пэйнтбольный клуб, специализирующийся на выездных играх на природе можно окупить за год, а то и раньше, при сумме требуемых инвестиций 3-6 тысяч долларов. Если речь идет о стационарных площадках, инвестиции могут составлять несколько миллионов рублей и окупаться 3-5 лет и даже более, в зависимости от «наворотов».

«Моему клубу пошел уже пятый год, но о каких-то сверхприбылях речи не идет, закрываем лишь текущие траты и пытаемся хоть немного вкладывать в инфраструктуру, – рассказывает руководитель ПК «Застава» Игорь Балакин. Игорь – игрок белгородской пэйнтбольной команды Outpost, обладатель чемпионского перстня, завоеванного в международной серии турниров «Золотое Кольцо». Это как раз тот редкий случай, когда сначала был открыт клуб, а уж потом пришло серьезное увлечение пэйнтболом.

К работе в клубе Игорь подключил всю семью. Хозяйственными вопросами в «Заставе» занимается отец – предприниматель со стажем. Бухгалтерию ведет мама. Супруга Игоря работает менеджером клуба и дополнительно отвечает за фотосъемку во время игр. Кстати, свою вторую половинку Игорь Балакин нашел у себя же на площадке, куда девушка приехала поиграть с компанией.

Игорь Балакин изначально сделал ставку на стационарную площадку, и не прогадал. «Клиенты становятся все более требовательными. Густая лесная чаща «без удобств» уже мало кого привлекает. Поэтому приходится думать о комфорте клиента – об инфраструктуре отдыха, питания, быта», – рассказывает руководитель клуба.

О «бурьянном» прошлом «Заставы» больше ничего не напоминает. Административный корпус с раздевалками, туалетом, душем, баром расположился на месте бывшего родильного отделения для коров. Рядом обустроили две площадки. Одну тактическую, где проходят сценарные игры и тимбилдинговые мероприятия. Другую – спортивную, с самодельными укрытиями в виде старых машин, покрышек, деревянных фортов. Вскоре появится площадка для любителей волейбола.

Сервис в сфере обслуживания посетителей клубов потихоньку налаживается. Но в плане наличия и обустройства пэйнтбольных площадок Белгород все еще отстает от ближайших соседей – Воронежа и Харькова. У нас до сих пор нет ни одной крытой тактической или спортивной площадки, а об искусственном газоне остается только мечтать.

Экстремалы бизнеса
«Качественных площадок в Белгороде нет не потому, что у руководителей клубов не хватает фантазии, как интереснее обустроить свои «стрельбища». С этим как раз все в порядке – ездим, делимся опытом, берем какие-то «фишки» на заметку, – поясняет президент общественной организации и руководитель центра «ПроПэйнтбол» Дмитрий Галуцких. – Банально не хватает денег на развитие – ведь клубы, как правило, открывают не инвесторы, а спортсмены-энтузиасты».

По словам Дмитрия, годовая аренда заброшенного земельного участка размером с футбольное поле в черте города составляет порядка 300 тысяч рублей. Нагрузка для предпринимателей непосильная. Освоение земель для организации любительских спортивных площадок, создание инфраструктуры – очень трудоемкий и затратный процесс. Именно по этой причине никто из действующих клубов пока не замахивается на более масштабные поля для массовых тактических игр, площадью от 50 тысяч кв. метров, где можно проводить сценарные игры категории «500+», «1000+».

Что касается земельного вопроса, в более выигрышном положении находятся клубы в районах. Свободных земель там больше, да и арендная плата намного гуманнее. Как рассказал нашему изданию руководитель Ровеньского пэйнтбольного клуба, тренер МАУ «Спортивный клуб Ровеньки» Анатолий Неткал, за аренду участка площадью 6 тысяч кв. метров ему предстоит заплатить в этом году 7 тысяч рублей. Это тот счастливый случай, когда можно смело писать «всего 7 тысяч рублей». «Мы расположились на окраине поселка, на месте заброшенного мелового карьера, рекультивацией которого, по сути, и занимаемся. Отсюда и такая посильная плата», – поясняет он. Рельеф стал приятным бонусом – из-за крутого склона с трех сторон клубу удалось сэкономить на ограждении.

Клуб функционирует с 2009 года, с 2011-го – как одна из секций МАУ «Спортивный клуб «Ровеньки». Материально-технической базе районного клуба завидуют даже многие белгородские пэйнтболисты. Несколько лет назад губернатором было дано поручение о выделении одного миллиона рублей из областного бюджета на развитие секции по спортивному пэйнтболу в Ровеньках, за счет чего удалось обустроить спортивное поле, приобрести надувные фигуры, необходимое оборудование. Это, пожалуй, единственная крупная бюджетная инвестиция в истории белгородского спортивного пэйнтбола. Но надо отдать должное организатору, финансовые вливания дали хорошие всходы – ровеньская команда прошлой осенью дошла до четвертьфинала Кубка России по пэйнтболу и заняла в итоге 8-е место из 66 участников.

Говоря о коммерческих планах, Анатолий Неткал делает ставку на строительство новой тактической площадки. «Уже закупили материал, будем строить кусочек города с домами, производственными помещениями. Это будет полноценный тренировочный лагерь. Я уверен, что мы сможем составить достойную конкуренцию известному воронежскому клубу «НЕ МАКРАМЕ», – поделился последними новостями Анатолий.

С прицелом на развитие
Сегодня многие клубы стали выходить за рамки пэйнтбола. Для привлечения клиентов строят трассы для картинга, катания на квадроциклах, футбольные и волейбольные площадки, бильярдные, надувные аттракционы, скалодромы и прочее, прочее, прочее. Все потому, что спектр дополнительных развлечений для активных людей становится во многом решающим при выборе того или иного клуба.

По этому пути идут и опрошенные нами игроки. Так, пэйнтбольный центр «ПроПэйнтбол» планирует к существующим двум тактическим и одной спортивной площадке добавить специализированную детскую площадку, открыть крытый тир для стрельбы из различных видов «вооружения», небольшой скалодром. Ровеньской клуб в рамках реконструкции замахнулся на целую серию других направлений – стрельбу из лука, пневматический тир, детский канатный городок. «Застава» собирается параллельно развивать активный туризм.

Правда, пока всем этим клубам с внятной политикой и развивающейся инфраструктурой приходится конкурировать с фирмами-однодневками и прочими сомнительными организаторами «пострелушек», дающих объявления на заборах. «Конечно, хотелось бы видеть более продуктивной работу федерации пэйнтбола по наведению порядка на региональном рынке. Пока он все-таки дикий. Нет ни сертификации клубов, ни должной аккредитации судей, ни зачистки рынка от недобросовестных игроков», – подытоживает Анатолий Неткал.


для комментариев используется HyperComments