Декабрь 2014
Наталия Чернышова
«Зеленая» революция

Наша жизнь немыслима без энергии. Однако запасы ее привычных источников – угля, газа и нефти – ограничены. И рано или поздно наступит день, когда они иссякнут. К счастью, на вопрос «что делать в преддверии энергетического кризиса?», найден ответ: искать другие источники энергии – альтернативные, возобновляемые, чистые.

Многие страны, не одаренные так щедро природой, как Россия, уже давно и успешно научились эффективно использовать энергию ветра, солнца, геотермальных источников. Например, только ветровые турбины Шотландии вырабатывают 126% от потребности в электрической энергии всех домовладений. Треть всего энергопотребления страны обеспечивают возобновляемые источники энергии (ВИЭ). И уже к 2020 году правительство планирует покрывать энергопотребности исключительно за счет ВИЭ, для чего понадобится около 46 млрд фунтов стерлингов. Так солнце и ветер Шотландии сохраняют свет в домах по всей стране, тогда как атомные электростанции повсеместно закрываются.

В энергобалансе Германии «зеленая» энергетика по итогам девяти месяцев этого года вышла на первое место. Здесь на альтернативные источники энергии приходится в общей сложности 27,7% энергопотребления (9,5% – ветряки, 8,1% – биомасса и 6,8% – солнечная энергия). Бурый уголь занимает 26% энергобаланса, каменный уголь – 18,5%, атомная энергетика обеспечивает 16%, а на долю газа остается менее 12%. Немцы сделали ставку на ВИЭ, несмотря на то, что поначалу стоимость вырабатываемой энергии была высокая. Тогда власти всерьез занялись субсидированием «зеленой» энергетики. Только в прошлом году в Германии на это было затрачено €24 млрд.

У России есть огромные возможности, чтобы развивать возобновляемую энергетику. Однако пока налицо почти полное отсутствие интереса к потенциалу этой сферы энергетики. Согласно разным источникам в России суммарная мощность ветроэлектростанций составляет не более 16-17 МВт. При этом, согласно данным агентства Bloomberg, в Китае мощность всех ветроэлектростанций составляет около 76 ГВт. А это значит, что российская ветроэнергетика производит за год примерно столько же энергии, сколько китайская может выдать за 2 часа.

Тем не менее, первые, но далеко не робкие шаги в нашей стране делаются. И не где-нибудь, а в Белгородской области. Пять лет назад – 27 ноября 2009 года – была создана компания «АльтЭнерго», которая занимается апробацией и внедрением технологий в отрасли ВИЭ. На сегодняшний день компания получает по 100 кВт энергии от солнечных батарей и ветрогенерторов, которые скорее служат экспериментальными демонстрационными площадками. Главная же гордость «АльтЭнерго» – первая в стране биогазовая станция, которая 25 июня 2012 года передала в сеть первую электроэнергию и менее чем за месяц вышла на проектную мощность 2,4 МВт. Генеральный директор компании – энергетик с более чем тридцатилетним стажем – Виктор Филатов показал «Бизнес-Классу», чего удалось достичь и рассказал о перспективах развития альтернативной энергетики.

Третья жизнь
Если перефразировать Маяковского, то энергетика и Филатов – близнецы-братья. С 1981 года он работал электромонтажником на своей малой родине в Валуйках, добровольцем отправился восстанавливать разрушенный землетрясением Ленинакан, почти три года работал на строительстве Славутича – города для работников Чернобыльской АЭС. Затем на стыке эпох, в 90-х, на базе Валуйского участка треста «КМАэлектромонтаж» было создано малое предприятие «Импульс». Брались за любую работу, использовали все возможности. Электрифицировали школы, больницы, жилье по всей области, работали в Новом Осколе на строительстве птицефабрики, пока не приняли решение осваивать возведение линий электропередачи. Сами добывали материалы, провода, железобетонные опоры и протянули две линии по 10 киловольт, которые стоят до сих пор и обеспечивают электроэнергией Валуйки.

Тем временем в стране, где стихийно развивалась экономика, энергетика нуждалась в реформировании. В результате реформы весь электроэнергетический бизнес, находящийся в федеральной собственности, был преобразован по территориальному признаку в ряд крупных специализированных компаний. В 1998 году Виктор Филатов стал заместителем генерального директора «Белгородэнерго» по финансам. Так начался второй жизненный виток длиной в 14 лет.

«Все электросети в области были построены в 60-е годы, а максимальный срок их эксплуатации 35-40 лет, – рассказывает Филатов. – Поэтому в конце 90-х ситуация в энергетике была более чем плачевная – износ был более 70%. Предприятия расплачивались за электроэнергию производимой продукцией. Первые деньги появились только в начале 2000-х на выходе из кризиса». В общем, хозяйство ему досталось хлопотное, но как раз это и придавало сил и решимости.

Только в Белгородской области эксплуатируется более 40 000 км электросетей различного напряжения, тысячи подстанций, а денег на их ремонт и строительство новых выделяется от силы на 300-500 км. Здесь как нельзя кстати пригодились знания, полученные в Финансовой академии при Правительстве РФ. Для начала ликвидировали разрозненные участки и в каждом районе создали производственную базу электросетей по единым стандартам.

Чтобы у нас в любую погоду и при любой нагрузке на сети всегда был свет, в области круглосуточно дежурят около двухсот электромонтеров оперативно-восстановительных бригад (ОВБ). Не понаслышке зная, в каких условиях им приходится трудиться, Виктор Филатов позаботился, чтобы бытовые помещения были оборудованы сушилкой, местом отдыха, двумя шкафчиками для одежды для каждого работника. «Приобрели 35 автомобилей «Мицубиси L200», оснастили всем необходимым для быстрой ликвидации любых повреждений в сетях: инструментами, ноутбуком, связью, – вспоминает Филатов. – Не все понимали, зачем это надо. Оперативным бригадам часто приходится добираться по бездорожью к месту аварии. Одно дело трястись в жестком грузовике, и совсем другое – ехать на комфортабельном и проходимом автомобиле».

Были максимально автоматизированы все процессы, что позволило оптимизировать работу подстанций, передачу данных о потреблении электроэнергии, оперативном отслеживании повреждений сетей. К 2012 году энергетический комплекс области благодаря слаженной работе команды «Белгородэнерго» стал современной системой. По ряду направлений белгородский филиал ОАО «МРСК-Центра» стал одним из лучших не только в ЦФО, но и России. В частности, белгородцы первыми реализовали проект «Умный город – умные сети», поменяли почти треть светильников на энергосберегающие, в результате чего бюджет города сэкономил 40%. Экономия позволила провести реконструкцию освещения улиц на Гриневке, Кашарах и Крейде.

Как это обычно бывает, охотников прийти на готовое нашлось немало, и в 2010 году поменялось руководство в ОАО «МРСК Центра». В налаженной работе не хватало драйва, новых горизонтов, все вершины были покорены. И Виктор Филатов в канун нового 2012 года покидает «Белгородэнерго» и начинает заниматься альтернативной энергетикой.

Признаюсь, именно этот факт его биографии наводил на мысли об очередном прожекте, созданном для очередного освоения средств. Пока я не оказалась среди увлеченных людей, говорящих о бактериях с такой любовью, проявляющих к ним такую трепетную заботу, что сразу стало понятно – и здесь, в своей третьей жизни, Филатов вновь на своем месте.

Живой источник
Знакомство с альтернативной энергетикой началось с первых двух площадок, где энергию генерируют солнце и ветер. Главный инженер и начальник биогазовой установки Илья Мейлах рассказал, как вырабатывается энергия солнечными панелями двух видов – аморфными и поликристаллическими, а потом срочно уехал на станцию, где ремонтировали электрогенератор. Рассказ продолжил Виктор Филатов, показывая в какие коробочки собирается энергия с каждой панели, которая затем суммируется и по кабелю идет в инвертор – преобразователь энергии в постоянный ток. Ветрогенераторы производят энергию благодаря силе ветра, вращающей ветряное колесо. Это вращение в свою очередь передается ротору электрического генератора.

Осмотр площадок был скорее привычным ритуалом, поскольку главное внимание в компании уделяется биогазовой станции. Над повышением ее эффективности трудятся сотрудники в созданной здесь же лаборатории – единственной в России. Искать пути повышения выхода биогаза заставил банк, выдавший кредит на пять лет при семилетнем сроке окупаемости проекта. Всего для реализации трех пилотных проектов было привлечено 600 млн рублей, из них 12,5 млн рублей – на использование энергии ветра, 23 млн – солнца, и остальные 564,5 млн рублей – на биогазовую станцию.

В сердце лаборатории стоят емкости с колониями бактерий и с несколькими десятками смесей биомассы. Здесь наблюдают и замеряют эффективность выработки биогаза, данные фиксируются и анализируются. В результате интенсивной работы по поиску оптимального состава биомассы, а также специально подобранным добавкам, благодаря которым ускоряются ферментативные процессы, сейчас на станции производится на 30% биогаза больше, чем было рассчитано при запуске проекта. Пришлось заказывать еще один электрогенератор, запустить который планируется уже в декабре. Это позволит снизить себестоимость 1кВт/ч «зеленой» энергии в полтора раза. Кроме того, экспериментируя с составом, удалось снизить и стоимость биомассы, заменив, например, дорогой силос на жом – отход сахарного производства, который зачастую нигде не используют.

По пути на станцию Виктор Филатов показывает линию электропередачи «зеленой» энергии длиной 5 км, подчеркивая, что сократив путь, достигли снижения затрат на передаче энергии всего до 0,2%. «Чем отличается большая энергетика от малой? – и тут же сам отвечает на вопрос. – На Курской АЭС выработали электроэнергию, передали ее по сети в Старый Оскол на подстанцию, подстанция понизила энергию с 750 до 330 кВт, затем эта энергия пришла на подстанцию в Белгород, где ее понизили до 110 кВт, и только потом она пошла потребителю. Стоимость на строительстве десятков тысяч километров сетей, их обслуживание, потери до 25% на передаче и трансформации в итоге делают традиционную энергетику гораздо менее эффективной, чем альтернативная».

Станция встречает нас пылающим факелом – это сгорает выработанный биогаз в ожидании починки генератора. От этого освещения две огромные куполообразные емкости, на 200 тонн каждая, выглядят нереально. Каждый час поочередно в бочки загружается биомасса, заранее приготовленная, выдержанная и доведенная до необходимой температуры. Произвести загрузку можно простым нажатием нескольких кнопок меню в программе компьютера. Что я и сделала, ощутив причастность к Дмитрию Медведеву, который посетил станцию в феврале и тоже «покормил бактерий».

Для обслуживания достаточно одного человека в 12-часовую смену, хотя станция – это сложный комплекс инженерных сооружений, состоящий из устройств для подготовки сырья, производства биогаза и удобрений, очистки и хранения биогаза, производства электроэнергии и тепла. Причем тепло, как побочный продукт, может быть дешевле для потребителя как минимум в два раза.

Стоит ли говорить, насколько в нашей области актуальна тема переработки отходов агрокомплексов? Суммарный годовой объем отходов птицеводства, свиноводства и КРС превышает 15 миллионов тонн. Их можно перерабатывать и утилизировать различными способами, но зачастую они отстаиваются в лагунах, источая отнюдь не ароматы. Кроме отходов животноводства, птицеводства, аграрного сектора, источником энергии могут послужить отходы пищевой промышленности, а также ил очистных сооружений и твердые бытовые отходы. Именно поэтому строительство биогазовых станций стало бы оптимальным решением для решения проблемы переработки отходов – они позволяют не только от них избавляться, но и извлекать максимальную пользу.

Кроме биогаза конечную продукцию станции составляют органические удобрения (эффлюент). Изучение эффективности применения биоудобрений проведено в прошлом году на опытной площадке 140 га, которую поделили на десятки участков по 3 гектара. На каждом поле вносился различный объем биоудобрений и регулярно отбирались пробы почвы. В результате внесение 90 кубических метров на гектар пашни позволило на 40% повысить урожайность кукурузы по сравнению с контрольной площадкой, на которую эффлюент не вносился. Внесение 80 кубометров биоудобрений на гектар, засеянный соей, увеличило урожайность культуры на 22%.

В завершение экскурсии по станции мы поднялись к смотровым окошкам наверху емкостей, в центре которых установлена мощная мешалка, перемешивающая биомассу для поддержания постоянной температуры. В свете фонаря густая жижа тяжело расходилась волнами, на потолке и стенках сталактитами скопились миллиарды бактерий, которым очень повезло попасть в это место: сбалансированный корм строго по часам, подержание комфортной температуры среды обитания. Но и они стараются – отдают нам свою живую энергию.

Чистое будущее
Кто сказал, что бескровных революций не бывает. В «АльтЭнерго» готовы доказать обратное. Человечество стоит не только на пороге энергетического кризиса, но и в прямом смысле задыхается от отходов своей жизнедеятельности. Так может быть настал тот час, когда на самом высоком уровне нужно всерьез задуматься не только о строительстве газо- и нефтепроводов, а о создании подобных биогазовых станций?

Потенциал объектов биоэнергетики только Белгородской области составляет 223,3 МВт – 150 биогазовых станций. Строительство объектов с этой суммарной мощностью, запланированное целевой региональной программой «Развитие возобновляемых источников энергии», позволит к 2020 году вырабатывать в год 1 766 миллионов кВт/ч электрической энергии, 1 693 тысяч Гкал тепловой энергии, сократить парниковые выбросы до 1 324 млн тонн, производить 7362 тысяч тонн удобрений. Годовой объем перерабатываемых отходов АПК составит 14,5 млн тонн, твердых бытовых отходов – 3,7 млн м3, стоков очистных сооружений – 148,5 млн м3. И кроме создания порядка 10 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, обеспечит электроэнергией 1,124 млн человек.

Полагаю, что за подобное чистое будущее проголосовал бы каждый из нас. Но как уже было сказано выше, в России интерес к альтернативной энергетике пока не высок. Мало научиться получить энергию, необходимо ее реализовать. А для этого необходимо разработать механизмы расчета «зеленого» тарифа, по которому закупается электричество, произведенное из альтернативных источников, и, наконец, ввести код экономической деятельности для производителей чистой энергии.

Глядя на Виктора Филатова, на его убежденность в том, что будущее исключительно за возобновляемыми источниками энергии, проникаешься верой, что «зеленая» революция обязательно свершится, и мы будем жить на плодородной земле, дышать чистым воздухом и главное – будем спокойны за своих детей. Как писал Герцен: «Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан». Так ответим природе тем же. Другого выхода у нас может и не быть.


для комментариев используется HyperComments