Июль 2021
Наталия Вивьерс
Заложник системы

Если тебе повезет, и это будет в правильное время,

жизнь ударит по тебе, чтобы расколоть, как орех и достать ядро.*

Здоровье – как счастье: его не замечаешь, пока не заболеешь. Даже банальная простуда может выбить из жизненного ритма, заставить жалеть себя, чувствовать слабость и беспомощность. А если диагноз подобен приговору? В первые мгновения тяжесть возникающих мыслей лишает сил, гнет и ломает. А дальше все зависит от сделанного выбора: сдаться, поручив свое тело врачам, и стать пассивным наблюдателем либо бороться, используя все известные средства и непрестанно укрепляя дух.

В 2019 году в России насчитывалось 640,4 тысячи больных онкологией. Тогда как годом ранее их было 624 тысячи 700 человек. Медики связывают рост числа заболевших не с резким увеличением количества раковых опухолей, а с улучшением диагностики заболеваний. За прошлый год данных пока нет. Да и не до онкологии было во время пандемии страшного вируса, когда все силы и ресурсы были брошены на борьбу с COVID-19.

В стране неудержимой оптимизации медицины нелегко приходится всем – и пациентам, и медикам, и чиновникам. Больше всего упреков традиционно достается департаменту здравоохранения. Как правило, не без оснований. Хотя, если задуматься, решения о закрытии очередной больницы или внедрении очередного «бережливого управления» принимаются отнюдь не руководителем департамента.

Впервые «Бизнес-Класс» столкнулся с департаментом здравоохранения области в далеком 2013 году. В редакцию обратились родители девочки с диагнозом острый миелоидный лейкоз. После операции ребенку были необходимы препараты. Но родители несколько месяцев не могли бесплатно получить ни одной таблетки, несмотря на то, что выписанные лекарства относятся к жизненно важным.

Руководил департаментом тогда Иван Залогин. Я написала обращение от имени мамы ребенка и вручила его лично. Пришлось выслушать, что проблема обеспечения больных дорогостоящими препаратами почти не решается. В 2013 году финансовая потребность в жизненно важных препаратах для онкобольных составляла 17 миллионов рублей, но по программе «Онкология» было выделено всего семь. Я понимающе кивала, но упрямо боролась за жизнь ребенка. Залогин пообещал взять решение вопроса под личный контроль и, как ни странно, не обманул. Препараты нашли.

Дым без огня

Если тебе повезет, тебя далеко не все будут любить. И нужно будет настроить внутреннюю систему ценностей. А желание всем нравиться отпустит твое горло.

Пути карьеры чиновника зачастую неисповедимы. Создается впечатление, что есть определенный набор фигур, как в шахматах. И хозяин региона, особенно если он десятки лет у власти, передвигает их по своему усмотрению. И если в случае с Иваном Залогиным, который прошел путь от выпускника Курского медицинского университета, врача-хирурга до заведующего поликлиникой при первой городской больнице, а после переподготовки по программе «Экономика и управление предприятием» и стажировки в Японии стал заместителем главврача областной больницы, назначение руководителем департамента здравоохранения выглядит вполне логичным, то педагог Наталия Зубарева там оказалась явно из-за недостатка фигур на властной доске.

Кроме случая обращения к Залогину в 2013 году, вспоминается ряд публикаций тогда еще блогера Сергея Лежнева. Связано это было с закупкой оборудования для нового перинатального центра. Непримиримый блогер обратился к губернатору Евгению Савченко. Была проведена проверка по госзакупкам, и губернатор на пресс-конференции заявил, что при вводе перинатального центра в работу основная проблема, с которой пришлось столкнуться, – это недобросовестные поставщики.

На момент открытия перинатального центра Иван Залогин был руководителем госпиталя ветеранов войны. Его имя перестало мелькать в новостях. Зато осенью 2017 года удивил Сергей Лежнев, ставший советником назначенного президентом врио губернатора Орловской области. Каким образом непримиримый блогер, беспощадно вскрывающий гнойники системы, стал частью этой системы – загадка. Причем, по словам Лежнева, все произошло стремительно.

В сентябре 2018 года Андрей Клычков становится законно избранным губернатором. К этому времени бывший блогер успевает настроить против себя почти все СМИ региона. К слову, журналистика в Орловской губернии не такая благодушная, как на родной земле. И новой загадкой становится факт приглашения Ивана Залогина возглавить департамент здравоохранения Орловской области. Возможно, став советником губернатора, бывший блогер изменил свое отношение к некогда непримиримому врагу?

Залогин принимает предложение. И с первых же шагов в новой должности становится объектом критики журналистов. В год пандемии его обвиняли в сокрытии реальной ситуации в Орловской области, активисты требовали отдать чиновника под суд, писали письма Путину. При этом мало кто заметил, что в области были подготовлены более 1800 коек для борьбы с коронавирусной инфекцией, в больницы проведен кислород, а в районах созданы 43 модуля фельдшерско-акушерских пунктов и одна врачебная амбулатория.

В тени остались и ежедневные совещания с главврачами больниц, где принимались оперативные решения о поставке необходимых лекарств и средств защиты. С острой нехваткой последних в начале пандемии столкнулись все регионы. При этом финансирование регионального здравоохранения, как всегда, оставляло желать лучшего. И Орловская область – не исключение. Но факт остается фактом: Ивана Залогина в регионе невзлюбили. Поэтому его арест 20 апреля 2021 года стал еще одной причиной для злорадного обсуждения. Впрочем, в любом уголке нашей необъятной страны люди радуются арестам чиновников. За исключением удивительного Хабаровска. 

Особо опасен

Если тебе повезет, ты будешь уязвим и никак не сможешь это спрятать.

И тогда поймешь, кто с тобой, а кто нет.

С момента ареста Ивана Залогина прошло более двух месяцев. Он помещен под домашний арест без права пользоваться средствами связи. Впрочем, телефон его приобщен к вещественным доказательствам. Следствие внимательно изучает звонки и смс. Залогина обвиняют в воспрепятствовании предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 169 УК РФ) и превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ).  «По инициативе работодателя» 30 апреля чиновник был уволен.

Я не могу похвастаться любовью к чиновников. И очередное дело очередного зарвавшегося власть имущего могло пройти мимо меня. Но когда я узнала, в чем именно обвиняют Залогина, мне стало интересно: а кто тот предприниматель, чьей деятельности препятствовал бывший глава департамента здравоохранения?  

К сожалению, ни в одной из многочисленных публикаций я не нашла ничего, кроме стандартных комментариев стражей правопорядка. Для въедливых орловских журналистов это нетипично. Ведь судя по шуму в информационном пространстве, бывший чиновник от медицины – очень опасный человек.

К примеру, орловский журналист Владимир Панфилов рассказал «МБХ медиа», что Залогин вымогал взятки у предпринимателей: «Это я знаю точно. У меня есть хорошие знакомые, которые, чтобы оказать одну медицинскую услугу, должны были платить откат. И они даже были готовы, но там была неподъемная сумма». Раскрывать название компании он не стал, чтобы обезопасить бизнесменов.

Опасается за свою жизнь и бывший подчиненный. В день ареста чиновника Тимофей Постовой, на основании показаний которого и возбуждено уголовное дело, обращается с заявлением в СК по Орловской области с просьбой «избрать Залогину И. А. меру пресечения, связанную с изоляцией от общества». По той же причине – опасение за жизнь и здоровье – Постовой в тот же день пишет еще одно заявление, где просит не проводить очную ставку. Вот только по ходатайству адвоката очная ставка все же состоится. Полагаю, у Ивана Залогина за время ареста накопилось много вопросов к бывшему коллеге.

Копии этих заявлений я получила от адвоката, чей телефон мне дала жена Ивана Залогина. Это оказалось несложно. Я просто сказала, что хочу во всем разобраться. В конце концов, чиновника арестовали не при банальном получении взятки.

А был ли мальчик?

Если тебе повезет, ты потеряешь, обманешься,

будешь предан и почти раздавлен.

Итак, кому же перешел дорогу Иван Залогин? Кому препятствовал заниматься предпринимательской деятельностью? Это заслуженный врач Кубани и серийный бизнесмен Михаил Ямпольский. Свою первую компанию – «Медицинский центр «НЕФРОС» он зарегистрировал в Краснодаре в декабре 2010 года. Первый диализный центр открыл в январе 2012 года. А вслед за Краснодаром диализные центры появились еще в 14 городах, включая Геленджик, Сочи, Новороссийск.

По данным сайта Rusprofile Михаил Анатольевич Ямпольский является учредителем 17 действующих организаций и одного ИП. В том числе – еще пяти диализных центров, которых на официальном сайте компании нет. Кстати, организация, которой якобы препятствовал Иван Залогин, зарегистрирована на отца Михаила – Анатолия Фомича Ямпольского.  Он же является учредителем еще девяти действующих компаний и одного ИП. Среди них – одноименные организации в Липецке, Воронеже, Тамбове. Видимо, после покорения Кубани предприниматель решил расширяться на север, но что-то пошло не по плану. Интересно, а как обстоят дела с получением лицензии в этих городах?

Но вернемся в Орел. В апреле 2019 года некий Михаил Безменский встретился с главой департамента здравоохранения Иваном Залогиным. Представился владельцем ООО «Диализный центр «НЕФРОС-Калуга» и заявил, что вопрос открытия центра в Орле практически решен, а он просто заехал поговорить «как чиновник с чиновником». Сказал, что долгое время работал в «аппарате правительства России», но не стал «прыгать через головы, через каких-то там, через Совет Федерации или через Минздрав».

По словам Безменского, под диализный центр в Орле уже внесен залог за здание. А это очень большие деньги. Пожаловался, как трудно зайти на рынок в Воронеже, Липецке, Тамбове и Белгороде. Очень высокая конкуренция. Судя по названию компании, в Калуге тоже не удалось открыть диализный центр. На возражение Залогина, что для населения Орла достаточно диализных центров, на всех объемов не хватит,Безменский уверяет: «Я просто хотел бы, чтобы вы подправляли и направляли… Просто говорите: «Вот вы должны делать вот так, иначе это будет вот так». То есть вы управляете, вы – руководитель департамента, вы – большой человек».

Залогин был явно в замешательстве: «Дело в том, что когда вы приходите и говорите: я буду здесь, это уже неуправляемо. Понимаете, вы берете меня и ставите перед фактом». Разговор этот Михаил Безменский записал. Запись оказалась в ФСБ, оттуда попала в СК. Видимо, от чиновника ожидалось несколько иное – обозначить размер взятки. Но кроме недоумения от напора «бизнесмена от медицины» в ответах чиновника ничего нет!

В настоящее время расшифровка того разговора находится в материалах уголовного дела. Вот только найти Михаила Безменского не могут – ни полиция, ни ФСБ, ни пожарные. Он просто исчез. На запрос адвоката указать первоисточник аудиозаписи тоже нет ответа. Видимо, носитель исчез вместе с вестником из НЕФРОС.

«Верный вассал»

Если тебе повезет, ты не будешь знать ответов на вопросы.

И тогда придется что-то изобретать самостоятельно.

Прошел год. В июне 2020 года прокурором Орловской области назначается первый заместитель прокурора Краснодарского края Владислав Малкин. И уже в сентябре ООО «Диализный центр «НЕФРОС-Калуга» подает в департамент здравоохранения документы на оформление лицензии. До реорганизации отдела лицензирования исполняющим обязанности руководителя был Тимофей Постовой. Но и после назначения начальником отдела Людмилы Пахомовой, по словам Постового, по всем вопросам – от поступления заявки до результатов проведенной проверки – он по-прежнему лично информировал Залогина.

После поступления заявления от ООО «Диализный центр «НЕФРОС-Калуга» на получение лицензии были организованы документарная и выездная проверки. В состав комиссии вошли Людмила Пахомова, Артем Голиков и Тимофей Постовой. Голиков соотносил информацию, представленную в документах, с фактическим наличием оборудования, а Пахомова с Постовым проводили проверку на соответствие заявителя лицензионным требованиям.

По окончанию проверки Тимофей Постовой составил акт, в котором отразил недостатки: отсутствие необходимого медицинского оборудования, помещения для лаборатории, документов на врачей-специалистов, врача клинической лабораторной диагностики и лаборанта. Основанием для отказа в выдаче лицензии являлось лишь отсутствие оборудования. Что касается лаборатории, то диализный центр вправе заключить договор аутсорсинга.

В октябре ООО «Диализный центр «НЕФРОС-Калуга» повторно обратился с заявлением, предоставив договор аренды медицинского оборудования. Снова сформировалась комиссия для проверки из тех же троих человек. Поскольку Пахомова находилась на больничном, обязанности начальника отдела лицензирования исполнял Тимофей Постовой. Он составил акт с указанием нарушений, которые не являются основанием для отказа в выдаче лицензии. Но Постовой решил в выдаче лицензии отказать. Он же подготовил соответствующий приказ и отнес на подпись Залогину.

Не согласившись с отказом, ООО «Диализный центр «НЕФРОС-Калуга» обращается в арбитражный суд. В рекордные для этого островка законности сроки – менее трех недель – выносится решение: приказ об отказе в лицензировании признать недействительным, а на департамент здравоохранения возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.

При этом Постовой доказывает в арбитражном суде свою правоту. За делом пристально следит новый прокурор области Владислав Малкин. Все же они с Михаилом Ямпольским земляки – в одном крае трудились. И судя по открытым на юге диализным центрам, весьма успешно. С января Иван Залогин находился под неусыпным вниманием правоохранителей. Но пока дистанционно. Тимофей же Постовой после вызова в следственный комитет был вынужден дистанцию сократить. До минимума.

В показаниях, данных следователю, бывший подчиненный уверяет, что выполнял устный приказ своего руководителя, боялся ослушаться. Вы же помните, какой опасный человек Иван Залогин? Поэтому Тимофей и опасался за свою жизнь и здоровье. А в марте Постовой зашел в кабинет к Залогину с записывающей аппаратурой и извечным русским вопросом «Что делать?» На что слышит ответ: «Поступай по закону». В марте 2021 года ООО «Диализный центр «НЕФРОС-Калуга» получил-таки заветную лицензию.

Вот только Залогин был уже в разработке. В итоге на основании аудиозаписи встречи с исчезнувшим бесследно Михаилом Безменским и показаний «верного вассала», который так боялся ослушаться, что со страху оговорил руководителя, по настоянию прокуратуры области заводится уголовное дело. Вот это я понимаю: принцип «своих не бросаем» – в действии! Губернатор Андрей Клычков мог бы поучиться у кубанского прокурора.

Вместо эпитафии

Если тебе повезет, ты сможешь все это выдержать.

И найти способ преобразить себя.

Как пишет в рубрике «Аналитика» одно из орловских изданий, «следствие продолжается под пристальным наблюдением прокурора Орловской области Владислава Малкина. И главный вопрос: что еще вскроется в ходе расследования? Кто он, Иван Залогин: злодей или заложник кем-то выстроенной системы?» Жаль, что орловские аналитики так и не нашли ответа на вопрос, кем же выстроена эта система? А может, просто ждут, когда строителя арестуют? Вот тогда и можно будет злорадно потоптаться.

*Автор этой и других цитат – Аглая Датешидзе


для комментариев используется HyperComments