Август 2020
Всеволод Хабаров
Вопросы выживания

«Бедность - не порок, но нищета - порок!» - говорил герой известного романа. Как получилось, что в России многие миллионы «работающих бедных»? Не безработных, не бомжей, но получающих нищенскую зарплату? И что с этим делать? Эти вопросы обсуждали на днях на пресс-конференции представители регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Белгородской области.

Сколько бедных на Белгородчине?

В нашумевшем недавнем интервью журналисту ТАСС Владимир Путин на голубом глазу заявил, что российский средний класс - это люди с доходом 17 тысяч рублей, и таких людей в стране не менее 70 процентов. Президент сослался на одну из методик подсчета благосостояния Всемирного банка, которая определяет средний класс как «домохозяйства, чей уровень потребления в 1,5 раза превышает уровень национальной шкалы бедности». Средняя зарплата в Белгороде в 2020 году официально - около 26 тыс. руб., зарплата в Белгородской области – 22 тыс. руб. в месяц. Так что вроде бы все неплохо, большая часть работников у нас - средний класс?

Однако по этой шкале бедными считаются те, чей доход ниже прожиточного минимума. Каждый регион устанавливает этот минимум самостоятельно. В нашей области на 2020 год прожиточный минимум составляет 9236 рублей в месяц на обычную душу населения, для трудоспособных граждан - 9971 рубль, для пенсионеров - 7664 рубля, для детей - 9114 рублей. Глядя на эти скрупулезно высчитанные рубли, невольно заедаешься вопросим, кто этот гений подсчета? Чем он руководствовался? Пытался ли сам прожить месяц на эти деньги? 

Возвращаясь к среднему классу, определённому Путиным, несложно посчитать, что семья с двумя детьми и с двумя трудоспособными родителями с доходом по 17 тысяч рублей (да хоть бы и 22 тысячи) уже не дотягивает даже до прожиточного минимума, который в Белгородской области должен составить 38 170 рублей. 

То ли президент был введён в заблуждение, то ли выдал желаемое за действительное, но по расчетам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается от 3500 долларов, а это почти 260 тысяч рублей. Число россиян с таким доходом не более одного процента. Подавляющее большинство продолжает стремительно беднеть. И в Белгородской области людей со средней по региону зарплатой нужно причислять к бедным.

К стабильной стагнации в экономике и падению цен на энергоносители в этом году добавилась пандемия нового вируса. Только в первую неделю объявленных президентом выходных армия безработных в России пополнилась миллионом человек. По оценкам экспертов ВШЭ, до конца года общее количество безработных может достичь 5-6 млн человек. «Высокий уровень безработицы сохранится до 2024 года, когда она все еще будет превышать уровень 2019 года почти вдвое и составит 8,1%», - предупредил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. 

Пандемия (а точнее, все связанные с ней предпринятые меры) не только жестко ударила по экономике, но и выявила копившиеся годами проблемы здравоохранения. Годы оптимизации с повсеместным закрытием больниц, сокращением койко-мест, скудным финансированием практически привели к краху отечественной медицины. 

Не удивительно, что на пресс-конференции в региональном отделении партии «Справедливая Россия» лидер местных эсеров Сергей Бочарников и его соратник по партии - предприниматель Андрей Сотников - назвали главными проблемами страны и региона именно экономику и здравоохранение. Не просто назвали, но и предложили пути решения.

Больной - значит, бедный 

Французский промышленник Андрэ Ситроен понял взаимосвязь между здоровьем работников и производительностью труда сто лет назад. На своих заводах он уделял большое внимание условиям труда. Помимо столовой и магазинов, были организованы дневные ясли, прачечная, кухня и поликлиника. Рабочим завода бесплатно оказывалась и зубоврачебная помощь. И это не было благотворительностью. Ситроен очень хорошо умел считать деньги. Просто он был уверен, что зубная боль негативно сказывается на производительности труда. 

Государство функционирует за счёт поступлений в бюджет различных налогов и сборов. Большую часть бюджета составляют налоги от организаций и физических лиц. Казалось бы, очевидно - чем больше прибыль организаций, чем выше доходы физических лиц, тем больше поступлений в бюджет, тем богаче государство. Вот только те, кто последние годы принимают важные для страны решения, видимо, этого не понимают. Иначе как объяснить ту рукотворную катастрофу, произошедшую в здравоохранении? 

Сергей Бочарников
Сергей Бочарников

- Ежегодно в стране закрывается 253 больницы, более 37 млн человек - в основном жителей сельских районов - не имеют доступа к медицинской помощи, - привёл цифры Сергей Бочарников, - По причине нетрудоспособности работников экономика ежегодно теряет 223 млрд рублей. Нынешняя модель здравоохранения противоречит гарантиям, данным нам Конституцией. 

Андрей Сотников привёл данные по Белгородской области из доклада Роспотребнадзора за прошлый год. С начала оптимизации количество центральных районных больниц сократилось почти вдвое - с 21 ЦРБ в 2013 году до 11 - в прошлом. Диспансеров стало меньше почти в три раза - было 8 стало три. Число амбулаторий и поликлиник сократилось со 189 до 89. Зато в рамках нацпроекта было создано 199 центров общей врачебной практики. Кто-нибудь знает, что это такое и какие болезни там лечат? 

На фоне этого оголтелого сокращения лечебных заведений смертность выросла на 3,5%, а рождаемость снизилась на 5%. Неизменно растёт количество заболеваний. Болезни системы кровообращения выросли на 16,4%, болезней новообразования стало больше на 3,8%,  Почти на 65% стало больше людей с болезнями крови и кроветворных органов. Или их просто стали диагностировать? 

Лидируют в регионе болезни органов дыхания. Это неудивительно, учитывая неблагополучную экологическую обстановку, вызванную открытым способом добычи железной руды и лагунами, в которые сливаются сотни тысяч тонн отходов животноводства. Проблемы с органами дыхания имеют 15 из 100 взрослых и 8 из 10 детей. «Мы стремительно вымираем, а потому проблема здравоохранения - проблема номер один, - констатировал Сотников. - Только в нашей области разрыв между рождаемостью и смертностью составляет 8,5 процентов». 

Предложения по реанимации здравоохранения были озвучены в заявлении эсеров. в котором среди первоочередных мер было предложено прямое бюджетное финансирование системы здравоохранения с упразднением Фонда обязательного медицинского страхования. Ключевым звеном реформы здравоохранения должно стать изменение работы с кадрами в медицинской сфере. И в первую очередь необходимо сделать оплату труда медиков простой и прозрачной. 

Среди работающего населения выросла и временная нетрудоспособность: на 49,2% среди мужчин и на 62,3 процента - среди женщин. Это люди, которые пополнили легион бедных, потому как в большинстве своём лишились работы и при этом вынуждены оплачивать лечение. Отчего наше государство, даже спустя сто лет, не берет пример с Андрэ Ситроена? 

Бюджет и монополия на власть 

Многие годы законы в стране принимают одни и те же люди. И судя по заявлению президента о среднем классе, эти люди слабо представляют, чем живут обычные граждане страны. Глядя на состояние здравоохранения, этим законотворцам неведомы и очевидные причинно-следственные связи. Снисходят до населения эти властители только перед выборами. Да ещё при планировании поступления доходов в бюджет. 

Андрей Сотников
Андрей Сотников

Андрей Сотников внимательно изучил приложение 10 к закону Белгородской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». На первый взгляд, это выглядит скучно. Мы ведь так и не привыкли осознавать себя налогоплательщиками и требовать от власти отчёт за каждый потраченный рубль. Более того, мы все ещё по-советски благодарим товарищей и партию за новые дороги, детские сады и спортплощадки, не понимая, что все это построено на наши деньги. 

Но вернёмся к приложению и посмотрим, чем же власть планирует наполнить бюджет. Из запланированных на 2020 год 100 миллиардов более половины составляют налоги на прибыль и доходы. От прибыли организаций в бюджет ожидают 36,345 млрд рублей, а налоги на доходы физических лиц должны принести бюджету 17,894 миллиарда. При этом в 2022 году налог на прибыль добавит в бюджет всего 731 миллион рублей. Зато от доходов граждан власти ожидают в 2022 году на 2,707 млрд больше, чем в этом году. 

Невольно возникает вопрос: откуда такой оптимизм? Или прогнозы по безработице обходят власть стороной, или вера словам президента про 70% среднего класса с доходом в 17 тысяч рублей заставляет полагать, что населению ещё есть куда затягивать пояса? От налога на имущество тоже ожидают прироста - с 9,912 млрд рублей в этом году до 10,403 миллиардов через два года. 

Остаётся почти неизменным лишь налог на добычу полезных ископаемых. Причём, на фоне налога от доходов граждан он неприлично низкий - всего 1,131 млрд рублей. «Конечно, недра принадлежат народу. Вот только прибыль от их продажи принадлежит узкому кругу лиц», - подчеркнул Андрей Сотников. 

Среди предложений были озвучены освобождение от налогов малоимущих с доходом меньше прожиточного минимума. Таких в области более 12 тысяч человек. Необходимы налоговые льготы микро- и малому бизнесу - основе экономики всех развитых стран. А также прогрессивная шкала налогообложения и законы, единые для всех. «Иначе получается только после кадастровой оценки земли - кто лох, тот платит по самой высокой ставке, кто имеет доступ к телу, платит копейки», - подчеркнул Сотников. 

Достучаться до людей 

Из всего вышесказанного напрашивается один очевидный вывод - действующая власть не отдаёт себе отчёта о настоящем положении в стране. Люди болеют и умирают, а в стране продолжают закрывать больницы, сокращать зарплаты медикам и социальные выплаты нетрудоспособным. Сокращается продолжительность жизни, а в стране проводят реформу с увеличением пенсионного возраста. 

С 2014 года падает благосостояние населения, за чертой бедности на сегодня по официальным данным находится 18 млн человек. Это люди, чей ежемесячный доход меньше 12130 рублей. Как видите разрыв между чертой бедности и средним классом всего 4870 рублей. Так что выводы о реальном количестве бедных сделать несложно. Вот только власть продолжает строить новые планы на наши доходы, чтобы помогать бедным добытчикам природных ресурсов, которые понесли убытки из-за падения цен на нефть и кризиса в экономике. 

При этом, финансирование здравоохранения в России остаётся одним из самых низких - всего 5,3% ВВП. Почти на один процент нас обошли даже Уганда и Нигер, не говоря о Франции и США с 11,5 и 17,1% ВВП соответсвенно. «Вы что, хотите как во Франции?» - так и слышится строгий вопрос Путина. Да, мы хотим как во Франции. И чтобы средний класс получал доход 260 тысяч рублей в месяц, и чтобы пенсионеры путешествовали по миру, и чтобы 8 детей из десяти не страдали заболеваниями органов дыхания, пока кто-то особо приближённый продолжает набивать мошну, не заботясь о переработке отходов и очистных сооружениях. 

«Как это сделать?» - спросите вы. Проснитесь. И задумайтесь. И спросите у власти отчет, куда и как тратятся деньги налогоплательщиков. И почему нам негде лечиться? И зачем перекладывают плитку и перестилают асфальт несколько раз за десятилетние? Замечательно, что хотя бы перед выборами случаются подобные пресс-конференции. Вот только удастся ли достучаться до людей?


для комментариев используется HyperComments