Июль 2017
Валерий Пазюк
Вклад в будущее

Мы живем в обществе, где практически каждый использует мобильный телефон, планшет или компьютер с массой сервисов, доступных в сети. Это стало нормой жизни. Почти все, что мы видим и до чего можем дотянуться, сделано инженерами с помощью компьютеров. Можно с уверенностью сказать, что будущее уже предопределено стать высокотехнологичной эпохой.

Согласно дорожной карте, обозначенной в докладе «Будущее глобального образования 2015-2035», трендами на ближайшее десятилетие называются робототехника и автоматизация рутинных интеллектуальных работ. Еще в прошлом веке были написаны и спеты строчки: «Позабыты хлопоты, остановлен бег – вкалывают роботы, а не человек». И уже сейчас стало очевидно, что человек более дорогая рабочая сила, чем механическое устройство.

Как-то на одной из лекций я сказал своим ученикам, что очень важно прямо сейчас выбрать нужную профессию, чтобы в будущем не оказаться «на обочине». Почему это так важно? Искусственный интеллект становится мейнстримом, а это значит, что скоро многие аспекты современной цивилизации будут обеспечены машинами, которые будут обслуживать инженеры. Вся работа с низкой (и некоторой высокой) квалификацией будет заменена роботами.

Детям я обычно привожу пример с поваром и программистом. Программист может взять и запрограммировать робота, который будет готовить еду. Повар в итоге останется без работы, а программист будет востребован. С внедрением механического труда уже многие профессии просто исчезли. Мы живем в эпоху мировой технической революции.

Удивляет инертность и упорное цепляние за прошлое в наших учебных заведениях. Если на Западе и на Востоке – в Китае, Южной Корее и Японии – усиленно инвестируют в подрастающее поколение, открывают ему новые перспективы созданием рабочих мест на высокотехнологичных производствах, высоко оценивают труд изобретателей и исследователей, то в нашей стране со времен СССР мало кто из детей хочет стать инженером или ученым. 

Радует, что вне официальной учебной деятельности появляются образовательные программы, курсы, проводятся открытые лекции, популяризирующие науку и знания. Своих надо Кулибиных взращивать, а не заморскими Масками восхищаться. Но чтобы учить детей современным знаниям, нужны современные преподаватели. С богатым практическим опытом в различных областях. К сожалению, я еще в школе и институте отмечал, что знаю больше, чем некоторые мои преподаватели. Просто я с детства сам изучал точные науки, занимался радиоэлектроникой, программированием. И по сей день я продолжаю учиться, учиться и учиться. Останавливаться нельзя – потом не догонишь.

В восточной философии говорится: любое знание, полученное и примененное, если не передать дальше – было получено зря. Простое накопление знаний, также как и денег, бесполезно. Их надо пускать в оборот. Два года назад я и не думал, что стану преподавателем. У меня все прекрасно складывалось с карьерой в сфере ИТ, я разрабатывал достаточно сложные проекты, внедрял собственные системы документооборота и учета ресурсов в различные государственные учреждения и частные компании. Но все время чего-то не хватало.

Еще в детстве, лет в 10-11, я мечтал создавать игры. Тогда, в начале 90-х, были популярны игровые приставки, у друзей появлялись первые компьютеры. Этот виртуальный мир мне казался чем-то, с одной стороны, волшебным, с другой – я буквально видел его насквозь. Я прочитал всю литературу по программированию, которую мог найти в библиотеках, до дыр зазубрил цифровую электронику в подшивках журнала «Радио», запоем смотрел программы, посвященные играм.

И как раз тогда, не имея возможности позволить себе настоящий компьютер, я начал писать в обычных тетрадках в клеточку свои первые игры. А потом, во время службы в армии, будучи «штабным писарем», я записывал в таблицах Excel свои варианты «Морского боя» или «Тетриса» на Visual Basic.

Затем создание игр стало чем-то вроде хобби, для души. Но вместе с профессиональным ростом, росло и крепло мое мальчишеское увлечение. Конечно, я работал с некоторыми известными и не очень студиями, разрабатывал игровые движки для онлайн-игр, всегда живо интересовался этой темой, заводил новые знакомства, вместо отпуска ездил на конференции разработчиков игр, вникал в новые тенденции.

Однажды на просторах Фейсбука я прочел о занятиях с детьми, основанных на разработке игр на языке Scratch. Я тут же загорелся идеей и пришел с ней к Олесе Поддубной и Татьяне Климачковой. Они тогда открывали свою йога-студию «Весы», и я предложил им вести парные занятия: мамы занимаются йогой, а дети в это время учатся новым премудростям. Я очень благодарен им, что тогда не дали этой инициативе заглохнуть на корню.

Так родился мой персональный курс KidCode – такой своеобразный кружок юных программистов-разработчиков игр. В будущем я планирую от дополнительных занятий дорасти до массовой онлайн-площадки. Чем мы занимаемся? Я даю много продвинутой теории, которую мы тут же применяем практически.

Что касается теории, мы рассматриваем основные алгоритмы и изучаем некоторые моменты из математики и информатики более старших классов. И весь этот непростой материал в игровой форме оседает в умах будущих Гейтсов на ура. В результате юные программисты уже на первом занятии могут создавать несложную анимацию. И с этого момента они понимают, что на планшетах можно не только играть, а можно еще и самим создавать что-то новое и интересное.

Меня стали приглашать проводить занятия и лекции в разные учебные заведения – рассказывать об интернет-безопасности, веб-этикете. Недавно я занимался в лагере с детьми, победившими рак. В каникулярном лагере инжиниринговой школы  НИУ БелГУ буду вести занятия по мобильной разработке. Предлагают работу в школе, но я не уверен, что готов к каким-либо рамкам. Все же программист – птица вольная. К тому же именно сейчас я, наконец, осуществил свою детскую мечту – подарил таким же, как я когда-то, мальчишкам и девчонкам радость созидания и, возможно, определил их дальнейший путь.


для комментариев используется HyperComments