Декабрь 2016
Наталия Вивьерс
Трудное счастье

«Горы без вершин», «озера с крутыми берегами», «облачный край» – так переводят название этого места с древнего языка эвенков. Плато Путорана – далекое, загадочное и манящее место. Здесь люди не разбивали селений, а лишь совершали культовые обряды и оставляли жертвоприношения. По древним преданиям – это место обитания Огненного бога – хозяина ада и мучителя человеческих душ. Такие верования, вероятно, связаны с тем, что еще четыре-пять тысяч лет назад в этих местах извергались вулканы.

Собственно само плато – это застывшая лава, превратившаяся в бескрайнее базальтовое плоскогорье со ступенчатым рельефом. Образовалось оно еще на рубеже палеозоя и мезозоя при излиянии огромной массы раскаленных базальтов. Из-за различной плотности слоев склоны похожи на гигантскую лестницу, сложенную из огромных глыб. Там, где склоны гор обнажены, можно насчитать до сорока слоев. Высота лавового покрова в центре плато достигает 1500 метров.

 Путорана еще называют краем десяти тысяч озер и тысячи водопадов, образованных ледниками. В районе реки Канды можно увидеть 108-метровый водопад. Тектонические трещины заняты реками и узкими глубокими озерами – Лама, Кета, Глубокое, Хантайское, Аян и др. Эти озера достигают 100-150 км в длину и до 400 м в глубину и считаются самыми крупными в Сибири после Байкала и Телецкого озера. Они хранят богатейшие запасы чистейшей пресной воды. Всего на плато более 25 тысяч озер.

 Находится плато на северо-западе Среднесибирского плоскогорья, в самом центре России – расстояние до крайних границ на западе и востоке примерно одинаково. Площадь Путорана сопоставима с территорией Великобритании и составляет 250 тысяч км². С запада и севера плато обрывается крутыми уступами 800 и более метров высотой. На юге и востоке – склоны пологие.

 На территории плато расположен один из крупнейших в России природных заповедников, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. В 2009 году его территория была расширена до 4 млн гектаров за счет присоединения равнинного участка полуострова Таймыр, с которым Путорана граничит с севера. Чтобы попасть сюда, необходимо получить разрешение властей Красноярского края. Ближайший крупный населенный пункт – город Норильск. Оттуда до центра плато около двух часов вертолетом. Это самый простой, но и самый затратный способ. Пешим туристам добраться до всей этой величественной красоты без проводника невозможно. Слишком велик риск заблудиться в глубоких ущельях и каньонах. Связь с внешним миром здесь только через спутниковый телефон.

 В прошлом году группа белгородцев впервые оказалась в самом сердце плато Путорана. Вертолет доставил их из Норильска на территорию заповедника. Оттуда путешественники сплавлялись на катамаранах по реке Аян. Впечатление от всего увиденного и пережитого оказалось настолько сильным, что в августе этого года отважные мужчины вновь отправились в этот затерянный мир, где человек настолько редкий гость, что даже пугливые олени его не боятся. Откуда столь неодолимая тяга к этим краям? Что удалось испытать за эти 11 дней вдали от цивилизации? Какие впечатления привезли они в дар родным, которые здесь, на большой земле, с нетерпением и беспокойством ждали их возвращения? Об этом пусть расскажут сами первопроходцы.

 

Обнуление

Андрей Сотников

Группа наша формировалась годами. Экстремальный туризм – это как полет в космос. Важна не только психологическая совместимость, но и опыт выживания в дикой природе, взаимовыручка, точность реакций. Все мы собрались не случайно. Кто-то жаждет новых открытий, кто-то фанат рыбалки и охоты, а кому-то просто жизненно необходимо вырваться из повседневности, испытать собственные силы, ощутить вкус жизни.

 Подготовка к походу начинается задолго до запланированной даты. За пару месяцев мы отправили в Норильск контейнер с катамаранами, снаряжением и провиантом – крупы, мука, соль-сахар, макароны, специи, чай, кофе. Все расписано по дням с учетом калорий. И спирт, конечно. Употребляется исключительно в профилактических целях. Но только на стоянках! Во время сплавов спиртное недопустимо – важна жесткая концентрация.

 За 11 дней путешествия у нас было четыре стоянки. Выбирали живописные берега в местах впадения горной реки и с лесом – источником дров для источника жизни – костра. Из растительности на плато преобладает лиственница – дерево энергоемкое настолько, что на месте стоянки оставалась только кучка пепла. Сгорает все без остатка – металл, стекло, пластик, кости. Животных, конечно. Мусора не остается совсем. Это недопустимо.

 Стоянку разбиваем за полтора-два часа – каждый четко знает, что делать. Весь день проходит в движении. Центр притяжения – столовая. Ловим рыбу, охотимся, собираем ягоды – бруснику, голубику. Обязательное приготовление пищи расписано по графику. В этот раз у нас получился настоящий гастрономический тур. Я люблю готовить. А вкус приготовленной на костре по-настоящему живой еды ни с чем не сравнить! Коптили рыбу, варили уху, шурпу, слегка подсаливали икру и ели ее ложками. Из добытой дичи готовили отменную буженину. Очень выручила нас во время сплава.

 Когда две недели находишься вдали от цивилизации, от всех информационных потоков, каждодневных проблем, а перед тобой каждый день по-новому раскрывается величие и мощь природы, приходит осознание места человека во Вселенной. В этом походе я читал Кастанеду и «Сталкер» братьев Стругацких. Возможно, это мне помогло ощутить прямую связь с космосом – словно неудержимая энергия проходит через тебя, делая частью этой нетронутой природы. И происходит очищение от всего наносного, ненужного. Такое обнуление позволяет провести переоценку ценностей и иначе расставить приоритеты. 

Впечатление

Юрий Веретельников

Водным туризмом я начал заниматься в 1986 году. За эти тридцать лет прошел весь европейский Север – Кострома, Карелия, Кольский полуостров. В первый раз нашей компанией мы отправились на Камчатку в 2008 году. Там мы жили в рыбачьей деревушке, ловили горбушу и охотились. Просто собрались с ребятами и полетели, чтобы увидеть воочию необъятные просторы нашей родины.

На следующий год мы впервые оказались в Сибири – в бассейне Хатанги. Тогда мы сплавлялись по реке Котуй, а затем в 2011 по ее притоку – Котуйкану. Длина реки – 447 км, течение быстрое, много порогов. Это были организованные сплавы, с инструкторами, на арендованном оборудовании. А уже в 2015 году мы экипировались и были готовы к самостоятельному путешествию. Побывать на плато Путорана было давней мечтой нашего друга Игоря Алейникова, и он сумел нас ею заразить.

Край там суровый. В июне льды начинают таять, а в конце августа все замерзает. Перепад температур в середине августа – 10-15 градусов – от +10 днем до -5 ночью. И в любую минуту может пойти снег. Мы заранее планируем маршрут, составляем график прохождения, питания. Но если нам место понравилось, можем там остановиться на два-три дня. Для нас это отдых, прежде всего. Трудный, осознанный отдых, с просчитанным риском. Хотя природа может вносить свои коррективы.

В прошлом году из-за нелетной погоды мы ждали вертолет целые сутки. В этом году передали по спутниковой связи свои координаты, но беспокойство сохранялось вплоть до прилета вертушки. Дело в том, что до намеченной и согласованной с МЧС финишной точки мы не дошли – решили остаться в красивом месте и наслаждаться отдыхом. Мы же не за рекордами туда отправились. И поскольку наше местонахождение отличалось от заявленного в маршруте, мы немного волновались. Но, как оказалось, напрасно.

 

Сказать, что я получил сильнейшее впечатление от могущества и красоты природы – не сказать ничего. Там немеешь от этого величия. И только успеваешь щелкать кадр за кадром. А потом уже дома, просматривая снимки, словно заново переживаешь каждое открытие. И хочется испытать вновь этот восторг. Поэтому я, не сомневаясь, отправился на плато и в этом году. Хотелось побыть вдали от цивилизации, испытать единение с природой, размышлять о вечном, сидя вечерами у костра. 

Покой

Андрей Потатушкин

Я не занимался ни водным туризмом, ни альпинизмом. Мне просто нравится природа. И рыбалка, которой я увлекся лет пятнадцать назад. Уже лет 15 каждый год в начале августа мы летаем на Кольский полуостров ловить кумжу. С ребятами в первый раз полетел на Камчатку. Потом вместе побывали на Таймыре. Там я впервые сплавлялся на катамаранах, просто делал, что говорили. Опасность? Да нет там никакого риска. Никогда не было страшно. Я вообще уверен, что со мной ничего плохого не может случиться.

Для меня самое главное – отдых. Такой активный отдых, когда все время думаешь, как позавтракать, как пообедать, как поужинать. Все ты должен сделать сам, используя только то, что отдает тебе природа. Все постоянно заняты – кто-то охотится, кто-то чистит рыбу, кто-то готовит. Здесь же ты постоянно в машине, что-то решаешь, отвечаешь на звонки. А там спокойствие. Ты полностью отрезан от мира. И хоть что случись, ты никуда не денешься с этого скалистого берега.

Что впечатлило в этой поездке? Да, все одно и то же. Пожалуй, нашествие оленей, которые прямо к лагерю приближались. Я еду на Север не за впечатлениями, а за покоем. Мне там просто хорошо. Меня все устраивает – и холодные ночи, и утренние купания в ледяной воде, и каждодневная усталость, которая даже приятна вечерами. И компания у нас замечательная. Меня бы даже устроило, если бы никуда не сплавлялись, а просто разбили лагерь в каком-нибудь красивом и рыбном месте и наслаждались тишиной и покоем. 

Расширение

Роман Гончар

Вместе мы путешествуем десять лет. Все началось на Камчатке, где я получил, пожалуй, самые сильные впечатления от встречи с медведем. Меня поставили одного на тропе наблюдать за рекой, куда медведи спускаются за горбушей. За моей спиной заросли шеломайника – кустарника метра два высотой. И вот я чувствую, что в двух метрах сзади от меня кусты ходят ходуном – это медведь меня обходит. Самое смешное, что в такой ситуации и ружье не поможет. Медведь бегает со скоростью 60 км в час – не убежишь. Если бросится – выстрелить не успеешь. Вот стою я и медленно холодею от ужаса. Отпустило только, когда шум в кустах стал удаляться. Но впечатлений на всю жизнь хватит.

Еще в юности я занимался скалолазанием, затем сплавлялся на байдарках, на катамаранах. Для меня важна одна вещь, которая в обычной жизни встречается редко, – там все по-настоящему. Там ты понимаешь, кто есть кто. Такого объема природной красоты, таких просторов «на материке» не найти. Там сознание расширяется неимоверно. Мощная могучая природа. Запомнилось, как на первой стоянке тащили ночью половину добытого оленя. В лагерь мы вернулись взмокшие, уставшие, но довольные. А какие вкусные оленьи ребрышки с ароматом дымка! А тушеный заяц с помидорами – пальчики оближешь. И разговоры у костра – обо всем на свете. С чем еще можно сравнить такой отдых?

Возвращаясь, я воспринимаю мир, как маленький ребенок: все новое, интересное, красивое. Замечаешь те вещи, которые в повседневной жизни перестаешь ценить. Например, что есть вилка, стул, стол, кровать с постельным бельем. По-другому оцениваешь отношения, осторожней даешь обещания. Если в обычной жизни можно полениться, отложить что-то на завтра, что-то вообще не сделать, то там все иначе. Независимо от того, устал ты, промок или неважно себя чувствуешь – гребешь изо всех сил. Потому что с тобой еще три человека, все вместе мы – команда. 


для комментариев используется HyperComments