Август 2019
Наталия Чернышова
Тараканьи бега

Нет певчего для вороны супротив родного вороненка.

Русская поговорка

 

Люблю истории о людях, сделавших самих себя. К примеру, собирал парень компьютеры в гараже, потом упорно искал инвестора, после сотен отказов не сдался, продолжал искать, нашел, создал компанию, поднял её до небес, потерял место в своей же компании, ушел в другую сферу, там тоже все завертелось, вернулся и завоевал весь мир своим откушенным яблоком. Кто был папа этого паренька? Может быть, прокурор? Или губернатор? Или уважаемый застройщик? Нет, его усыновила простая пара, правда, с университетским образованием. Такова была воля биологической матери Стива Джобса. А его биологическим отцом был мигрант из дружественной нам ныне Сирии.

Оглянитесь вокруг. Знаете ли вы хотя бы одну подобную историю успеха в современной России? Если знаете, то расскажите. А я расскажу вам историю другого паренька, тоже, несомненно, сделавшего самого себя. Вот только с отцом ему повезло чуть больше, чем Джобсу. Хотя, какое это имеет значение, если сын талантлив во всем, успешен, за что ни возьмется: завод ли запустить по производству архитектурного бетона, вазоны изготовить или плиткой площадь замостить. Настоящий профессионал своего дела. И фамилия здесь совсем ни причем, поверьте!

Итак, знакомьтесь, кто еще не догадался, о ком речь. Зовут сего бизнес-гения Константин Клет, владелец завода «АрБет», соучредитель компании «УрбанМАФ» и скромный наследник небольшой империи отца – уважаемого застройщика, собственника универмага «Белгород», отелей «Белый город» и «Континенталь», офисного здания, где расположились МФЦ и офис той самой компании «УрбанМАФ», победившей в честной борьбе на торгах за право разработать концепцию реконструкции Центрального парка им. Ленина. 

Каков разум, таковы и речи

Единожды совравший, кто тебе поверит?

Русская поговорка

Собственно, именно слова о честной борьбе из уст Константина на прямой линии с известными местными блогерами не давали покоя. Блогеры отчего-то скромно переминались, не решаясь докопаться до сути этой самой борьбы. Так хотелось услышать ответы на вопросы, какие еще компании принимали участие, почему были отменены торги осенью, какова финальная стоимость контракта.

Но вопросы эти заданы не были, да и сами блогеры, казалось, сидели там лишь для того, чтобы было кому показать листочек с табличкой, в которой плюсами были отмечены предложения горожан. Тех самых горожан, которые прошлым летом приняли участие в конкурсе на лучший проект парка. Константин тряс листочком, указывая на плюсики: «Ни один участник конкурса в нашу компанию не обратился, а мы ждем, – сетовал младой Клет. – Здесь вы можете увидеть шесть победителей конкурса. Плюсами отмечено все, что предлагали – все эти пункты учтены. Летний кинотеатр, аллея ветеранов, детский городок, фонтан, зона выгула собак, пикник, кафе. Все это есть в нашей концепции».

- Может, просто никто не знал? – спросил Владимир Корнев.

- Мы вышли к людям за этими вопросами, – ответил Константин. – Мы тоже мониторим соцсети, вышли с концепцией в парк, но по каким-то причинам это мероприятие оказалось скомкано.

 

 

Встреча Константина с блогерами состоялась через девять дней после презентации концепции реконструкции парка 13 июля. Тогда люди, названные «провокаторами», начали задавать вопросы разработчикам, на которые те не смогли ответить. Слышно было плохо, история с захоронениями фашистов на центральной аллее несколько затянулась, но терпеливо была выслушана. А вот на первых же слайдах с капитальными объектами – кафе, выставочным и спортивным комплексом, ларьками то ли касс, то ли «соки-воды-мороженое», раздались возмущенные реплики, к которым организаторы презентации оказались не готовы.

Почему-то не готовы они оказались и к общению с журналистами, всячески их избегали, не называя своих фамилий, не отвечая на вопросы, каков их опыт в разработке подобных концепций, кто им платит за работу, какова ориентировочная смета данной концепции, каким образом можно воплотить все задуманное, не тронув деревьев, на что опирались в создании проекта. Попытки журналистов объяснить, что развернутые ответы помогут разработчикам донести концепцию до горожан, не увенчались успехом.

Несколько дней люди в соцсетях обсуждали презентацию. Владимир Бабин – старенький рупор, верный тому рту, что платит, – не жалея пальцев, выбивал один памфлет за другим. Уверял, что кучка провокаторов, прикормленная арендатором парка, не имеет права голоса против тысяч неведомых горожан, кому концепция нравится. Но ему почему-то никто не поверил. И тогда в эфир вышел Константин Клет, вооруженный уверенностью в своей исключительности и листочком с табличкой, на которой плюсиками…

Впрочем, помимо таблички, блогеры озвучили и вопросы горожан. Один из них звучал так: «Не кажется ли вам, что у вашей семьи и так много объектов в Белгороде? Где конкуренция?» На что Константин ответил: «Конкуренция достаточно открытая. Это никакой не закрытый конкурс. Это публичный аукцион. Наша компания выиграла по объективным услугам, по условиям, прошу прощения».

На вопрос о компетенциях, Клет ответил, что «сегодня в группе компаний работает 286 человек, в том числе ребята из Самары и Москвы. Сегодня строительство парков – это новая тема. Есть куча молодых специалистов, которые приобрели опыт. Мы ими пользуемся». Выяснилось, что у ребят-таки есть аналогичные проекты, а парк Ленина – это второй проект компании «УрбанМАФ».

- Первый – это Липецкий Быханов сад, который сегодня нами реализуется, – рассказал Константин. – По поводу компетенций – наша компания не строила набережные еще полтора года назад. Сейчас мы построили набережную в Старом Осколе – жители счастливы. Там происходит классная движуха.

Сергей Хахалев спросил о качестве работ, вспомнив Соборную площадь. Мол, не постигнет ли подобное и парк. «Во-первых, парк – это не Соборная площадь, – резонно заметил Константин. – Во-вторых, неизвестно, что наша компания будет реализовывать этот проект. Сначала надо выиграть конкурс. Пока мы в этом не уверены».

Собственно, эта неуверенность и засела занозой, заставив отыскать ответы на незаданные вопросы. А именно о том, как проходили торги, какие компании вступили в борьбу за «зеленое сердце города» и какой ценой была одержана победа.

Где родился, там и пригодился

Незваный гость – хуже татарина.

Русская поговорка

Город у нас маленький, вести разносятся стремительно. О том, что будут объявлены торги на «благоустройство пешеходных и рекреационных зон центральной части города от центрального парка культуры и отдыха им. В.И. Ленина до парка Победы (разработка концепции реновации, проектной документации)» стало известно в сентябре прошлого года. Зашла я как-то в управление городской архитектуры поговорить об этом, и в разговоре чиновник из УКСа нечаянно обмолвился, что заниматься этим будет АрБет. «Как же так, торги же еще не прошли?» – удивилась я. На что чиновник, опомнившись, попросил имени его не называть. Имени я не назвала, но о будущем победителе написала.

Закупка на сумму 10 993 720 рублей была размещена 21 ноября 2018 года с началом подачи заявок 27 сентября и окончанием – 7 декабря. Судя по дате начала, можно предположить, что закупка была размещена вторично. Что же пошло не так? Оказывается, решением Белгородского УФАС от 1 ноября закупка была отменена, признав жалобу ООО «Проектная мастерская «АРХИТЕК» обоснованной. Из жалобы следует, что «установленный в проекте контракта документации об Аукционе срок выполнения работ – до 15.12.2018 является невыполнимым, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и не соответствует временным нормам продолжительности проектирования».

Комиссия УФАС выяснила, что данная закупка включает действия, которые «противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок». Какой смысл был в размещении закупки в конце ноября, не вполне понятно. Это больше напоминало тараканьи бега, когда ставки сделаны и надо любой ценой добиться, чтобы «свой таракан» добежал до финиша.

Аукцион состоялся уже весной. Боролись три участника. Бились до последнего. Воронежская компания «Архи+» остановилась на 3 834 131 рублей. На рынке проектирования компания с августа 2011 года. Филиалы – в Москве и Владивостоке. В компании 12 сотрудников, в 2017 году уплачено взносов 291 тысяча рублей. В 2017 году выручка составила 9,1 млн рублей. Выиграли 19 закупок, участвовали в 133-х. На сайте http://www.a-r-c-h-i.com/ можно ознакомиться с реализованными проектами, среди которых парк культуры и отдыха «Яменский», индустриальный парк Жуковский, парк Эжва в Сыктывкаре.

Второй участник – ООО НИИ «Земля и Город» из Нижнего Новгорода – сдался на 3 180 000 рублей. На рынке проектирования с августа 1993 года. География выполненных проектов впечатляет – большинство регионов страны. В институте трудится 52 сотрудника, взносы за 2017 год составили 2,5 млн рублей, выручка – 76 млн рублей. Выиграли 208 закупок, участвовали в 1400 торгах. Сайт сейчас на реконструкции, по ссылке http://niizig.ru/ можно скачать презентацию.

Как известно, по объективным услугам, простите, условиям, победила компания «УрбанМАФ», предложив 3 176 851 рубль. На рынке проектирования компания с июля 2017 года. В группе компаний, по словам Константина Клета, трудится 286 человек, в том числе ребята из Самары и Москвы. Согласно сайту www.rusprofile.ru, численность сотрудников – 18 человек, взносы за 2017 год составили 17 тысяч рублей, выручка – 0.

Выиграна одна закупка. Угадайте – какая? Верно, та самая! На сайте https://www.urbanmaf.ru/ можно ознакомиться с проектами, а точнее с МАФами – малыми архитектурными формами – вазонами, скамейками, плиткой. В числе проектов отчего-то нет ни упомянутого сада в Липецке, ни набережной в Старом Осколе, где «происходит классная движуха». Зато первым красуется Центральный парк им. Ленина с визуализацией части концепции.

 

Кстати, срок исполнения заказа закончился 5 августа. Незадолго до этого – 1 августа – победители конкурса проектов парка встретились с главным архитектором компании «УрбанМАФ». Встреча прошла конструктивно, Артем Шашкин обещал учесть все пожелания и активных горожан, и арендатора части парка Александра Каракулова. О том же заверил блогеров и Константин Клет, сказав: «Смысл этого контракта – чтобы получить концепцию, смысл концепции – удовлетворить всех белгородцев для того, чтобы в парке было интересно. Возможно вносить изменения. Сроки еще не подошли – у нас есть время».

Кроме времени, похоже, у Константина есть уверенность в том, что в честной борьбе его компания выиграет торги и по реализации концепции. Иначе сложно объяснить столь упорное стремление к победе падением почти в 3,5 раза – с 10 993 720 до 3 176 851 рублей. Разве что любовью к родному городу и желанием «удовлетворить всех белгородцев для того, чтобы в парке было интересно».

Вот только боюсь, что времени у Клета не осталось. Контракт был заключен 8 апреля, срок передачи документации – 120 дней. Кроме проекта, должна быть разработана и проектно-сметная документация, а концепция еще не одобрена на общественных слушаниях. Кто же знал, что в разгар лета соберется столько неравнодушных горожан, прослывших «провокаторами». А со сроками исполнения госконтрактов нынче строго. Вполне возможно, что сдали, как есть, без доработок.

Коли с правдой, так не один

Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

Русская поговорка

Остается только гадать, чем закончатся эти тараканьи бега, когда ставки столь высоки? Минстрой обещал выделить на развитие «зеленого сердца города» 500 млн рублей. Освоить эти деньги можно лишь при одном условии – избавиться от арендатора парка, вложившего в его развитие за 19 лет сопоставимую сумму. Как сделать так, чтобы к финишу пришел свой, пусть и далеко не лучший, я описала выше. К тому же, согласитесь, вполне логично, если работы по реконструкции выполняет компания, разработавшая концепцию.

Да вот только незадача – арендатор никак не сдается. Как ему удается выживать без дотаций из городского бюджета – непонятно! Вот ведь его прямому конкуренту – Владимиру Зотову – всячески стараются помочь. И аренду не повысили в его парках – так и платит он по 45 копеек за квадратный метр в ущерб городскому бюджету. А под городом мастеров еще и любезно снизили аренду на 99 процентов. Но он и те 17 тысяч в год не потянул. Пришлось из городского бюджета поддержать предпринимателя на 8,8 млн рублей, выделив субсидию «Мастерславлю» за недополученные доходы «от оказания зрелищно-развлекательных услуг» для школьников.

Каракулов же без всяких субсидий, обложенный судебными решениями и миллионными счетами за аренду той части парка, где явно интересно, продолжает давать бесплатные представления в зеленом театре, проводит квесты, мастер-классы. И продолжает строить. Засветились разноцветные аллеи, скоро откроется прокат велосипедов и самокатов, обновлены колесо обозрения и «Орбита». Парк полон людьми: к кассам очереди, на летней террасе кафе гомон детских дней рождения, на детской площадке задорный смех, в тени на лавочках отдыхают бабули.

 

Людей тянет туда, где по-доброму хорошо. И уже который раз я ловлю себя на грустной мысли: что будет, если все это исчезнет? Хочется верить, что мы этого не допустим и встанем на защиту нашего парка, чтобы он не стал очередным местом распила не только деревьев, но и федеральных денег Минстроя. И чтобы потом очередному «городу мастеров» не выделяли миллионные субсидии за недополученные доходы «от оказания зрелищно-развлекательных услуг» для школьников, вывернутые из карманов родителей этих школьников.

Где говорят деньги, там молчит совесть. В наших силах заставить эту совесть говорить. И хотя бы раз сказать правду, потому как все мы устали от тотального вранья. Или уже настолько к нему привыкли, что правда глаза колет. Но ведь все мы помним, что сила в правде. Так будем же сильными! Мы же люди, а не какие-то тараканы.


для комментариев используется HyperComments