Май 2017
Илья Колесов
Свиной триумф

В конце марта Белгород стал стартовой площадкой для запуска всероссийской информационно-образовательной программы «Десант ЗдороVAC». Сегодня, когда свиноводческая отрасль вплотную приблизилась к проблеме перепроизводства, пора задуматься о необходимости внедрения инноваций для дальнейшего развития. Главная цель программы – првлечение внимания свиноводов к теме вакцинации.

Об успехах отрасли сообщил эксперт Национального союза свиноводов Михаил Сильченко. Он представил данные отрасли за 2016 год, который стал рекордным по показателям роста. Объем промышленного производства свинины за последние три года вырос более чем на 740 тыс. тонн, а доля промышленного сегмента превысила 80% от общего объема производства. Всего по итогам года было произведено 3 390 тыс. тонн свинины, что вывело Россию на пятое место среди мировых производителей и позволило снизить импортозависимость до 9%. «Я считаю, что если это не триумф, то серьезный успех для отрасли», – отметил Сильченко.

После кризиса 2013 года это действительно триумф. Тогда, три года назад, после 5-6 инвестиционно-привлекательных лет отрасль столкнулась не только с двукратным ростом цен на зерно, но и с реальной конкуренцией. После присоединения России к ВТО из-за резкого роста импорта свинины рынок оказался перенасыщен. Все это привело к драматичному падению цен (на 30-35%) на живых свиней. Рентабельность свинокомплексов к середине первого квартала 2013 года упала с 20-25% прибыли до 15-20% убыточности. Выход из гибельной ситуации нашелся – уничтожение поголовья в личных подсобных хозяйствах из-за угорозы АЧС.

Неудивительно, что одновременно с развитием агрохолдингов, в личных подсобных хозяйствах производство стремительно падало. Так, в 2005 году доля ЛФК в общем производстве свинины составляла 72%, а к 2016 году снизилась до 18%. Основная причина указана выше. «По-другому бороться с АЧС нельзя. Только убрав всех свиней в ЛФК, получилось убрать угрозу, – заметил Михаил Сильченко. – Потому что ветеринарный уровень там практически никакой. Диких кабанов мы сейчас не будем касаться».

Что касается импорта свинины, то за 4 года он снизился на один миллион тонн. Санкции для российских свиноводов стали благословением. Только в 2016 году импорт свинины оказался на 40% ниже установленной квоты и составил менее 300 тыс. тонн. Экспорт вырос в 2,7 раза и составил в прошлом году 52,7 тысячи тонн. Цифра эта весьма скромная в общем объеме производства. «Определенные объективные сложности с экспортом связаны именно с болезнями свиней», – подчеркнул Михаил Сильченко и добавил, что «многие страны, которые с радостью купили бы у нас свинину, предъявляют высокие требования к ветеринарному контролю».

Одновременно с ростом производсва в 2016 году произошло снижение оптовых цен в среднем на 9,6%. При этом потребление свинины остается стабильным, хотя и остается пока одним из из самых низких. Поэтому вместе с увеличением доли экспорта, необходимо наращивать объемы потребления. Иначе кризиса перепроизводства не миновать. «Все меняется: цены, структура потребления, покупательская способность. К тому же себестоимость нашей свинины выше себестоимости производства в других странах. Поэтому укрупнение предприятий неизбежно. Будут выживать сильнейшие. За счет технологий, снижения потерь, глубокой переработки. Других путей выживания нет», – резюмировал эксперт.

-
-
-

Для выхода на внешние рынки, кроме усиления ветеринарного контроля, необходимо повыщать качество мяса. «Для того чтобы развивать производство свинины, мы должны поставить вопрос: «Чем по качеству мы будем лучше, чем будем отличаться от других производителей в мире?» – подчеркнула Анастасия Семенова, заместитель директора по научной работе ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова.

Спикер также отметила, что стремление развиваться и наращивать объемы производства заметно сдеоживает прессинг со стороны СМИ. Например, обсуждение версии, что потребление красного мяса вызывает риск заболевания раком на 21%, нанесло заметный удар по потреблению, которое и без того оставляет желать лучшего. При этом Семенова отметила, что чем выше объем производства, тем ниже качество. А именно это определяет конкурентоспособность. Поскольку по цене конкурировать, например, с Бразилией непросто из-за разных климатических и экономических условий, нужно повышать качество продукции.

Поэтому производство мяса больше не сможет обходиться без науки. Спикер отметила, что в Америке «самый голодный до научных сведений слой – это фермеры». Поскольку у нас этот слой практически истреблен, остается надеяться, что крупные свинокомплексы станут активными потребителями новейших научных исследований. Принятая в России стратегия повышения качества продукции пока сводится к тому, чтобы запретить все вредное и оставить все полезное. Тогда как необходимо, прежде всего, начать с анализа, на каком мы уровне, чтобы определить, куда стремиться.

Особое внимание стоит уделить глубокой переработке. Анастасия Семенова отметила подход канадских производителей – купите наше мясо и получите возможность заработать на его переработке. «У нас пока производители мяса перекладывают проблемы качества на переработчиков», – добавила спикер. – Тогда как существует четкая взаимосвязь между качеством производимой мясной продукции и экономикой производства. Например, применение вертикальной обвалки позволяет уменьшить количество микробиологических организмов и ведет к сокращению всех видов потерь и рациональному использованию всего побочного сырья до 13%. У нас эти потери даже не считаются».

Независимый эксперт Александр Терешин продолжил тему качества свинины, выделив такие факторы, как генетика, условия выращивания, состав корма и здоровье свиней. «У больного животного никогда не будет вкусного мяса», – отметил эксперт и добавил, что «чтобы мясо на сковороде было вкусным, важно контролировать всю цепочку от производителя до розничного продавца».

«Кормление свиней вволю качественными кормами, включение в рацион всех необходимых витаминов , минералов и свекловичного жома, контроль плотности погловья, позволяют получить привлекательный для конечного потребителя продукт», – отметил Терешин. И добавил, что лишь акцентровав внимание на безопасности, цене, питательной ценности, удобстве продукта, в частности понятности информации на упаковке, внешнем виде и качестве, представители отрасли смогут повысить конкурентоспособность отечественного мяса свинины и выйти на новые рынки.

«Если мы хотим увеличить экспорт, надо добиваться здоровья свиньи. Пока мы экспортируем только ножки-ушки. Жаль, что у нас нет возможности выращивать свинью с сорока ножками и двадцатью ушками», – пошутил эксперт. Хотя наука на месте не стоит, было бы желание.

В современном свиноводстве корма составляет до 70% общих затрат, поэтому эффективность производства напрямую зависит от среднесуточного привеса на откорме, конверсии корма и убойного выхода. Свинья – животное нежное. На качество мяса большое влияние оказывают условия содержания и уровень стресса, испытываемый животными на протяжении жизни и особенно непосредственно перед убоем.

Национальный ветеринарный менеджер Zoetis Михаил Сорокин представил оптимальные решения в технологии выращивания свиней для улучшения экономических показателей производства и заверил, что в компании на каждый свиной чих есть свой ответ. Особое внимание он уделил иммунологической кастрации хряков через вакцинацию – альтернативе физической кастрации, что обеспечивает более эффективное превращение корма в мясо, по сравнению с кастрированными хряками. «Кроме того, иммунологический метод полностью соответствует принципам ответственного животноводства, так как значительно снижает уровень прижизненного стресса животных», – подчеркнул Сорокин.

Учитывая огромное влияние животноводства на окружающую среду, не менее важно, что применение данного метода положительно сказывается на экологической обстановке – удается снизить расход воды в период выращивания до 942 литров на одно животное, снижается количество навоза, выброс СО2 уменьшается на 3,6% по отношению к живому весу. Уменьшение потребленных кормов влечет за собой сокращение количества транспорта для перевозки.

Михаил Сорокин привел впечатляющие цифры для Германии, где поголовье свиней на 2016 год составило 27,5 миллионов. В нашей области поголовье в 6,5 раз меньше и составляет 4,24 миллиона. Итак, если вакцинировать всех хряков Белгородчины, то путем нехитрых вычислений, удалось получить следующие цифры. Экономия корма эквивалентна 1500 железнодорожных вагонов, длина состава которых равна расстоянию от торгового центра «Рио» до Сити Молла. Экономия воды составила бы порядка 984 миллионов литров. Объем произведенногот навоза удалось бы снизить до 7000 танкеров, что равно растоянию в 90 км, если их выстроить друг за другом. А снижение эмиссии углекислого газа была бы эквивалента уменьшению количества машин на дорогах на 27,6 тысяч.

Согласитесь, цифры впечатляют. Остается лишь надеяться, что свиноводы прислушаются к рекомендациям ученых и экспертов и задумаются не только о том, как выжить и повысить конкурентоспособность отрасли, но и о том, что они оставят после себя будушим поколениям. Ведь принципы ответственного животноводства заключаются не только в заботе о свиньях.


для комментариев используется HyperComments