Август 2018
Наталия Чернышова
Спектакль одного актера

Начало лета слегка взбудоражило тихую заводь IT-рынка нашего городка. Мини-расследование «Оптимизаторы» неожиданно вызвало живой интерес. Несколько дней не смолкали комментарии самых разных экспертов – от бывшего главы администрации района до нынешнего омбудсмена и руководителя компании – «многолетнего лидера белгородских франчайзи 1С». Один интересовался, чем плоха централизация функции бухучета в бюджетных учреждениях, второй обвинил нас в «полубокости» и «ядовитости» подачи материала, походя заметив, что не знает ни одной другой компании, способной принять участие в реализации проекта «Бережливая бухгалтерия». Подтянулись и другие участники рынка, из чьих комментариев стало ясно – никто, кроме компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» (далее БФТ), не в силах помочь сэкономить на ведении бюджетного учета.

Честно признаться, мы слегка растерялись от столь неожиданного напора. К тому же, было по-прежнему не понятно, в чем же заключается экономия бюджетных средств, если только за полгода на создание единой системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности ООО «БФТ» заплатили из бюджета области 77 млн рублей, а ожидаемый эффект за счет увольнения бухгалтеров и сокращения фонда оплаты труда – 10 млн рублей в год. А тут еще и новость о повышении пенсионного возраста подоспела, вызвав тревогу за сотни бухгалтеров в райцентрах и сельских поселениях. Куда они пойдут дорабатывать до отсроченной пенсии, став жертвами оптимизации?

Пока мы печалились о судьбе бухгалтеров, недоумевали над бессилием местного IT-кластера и почти убедились, что театр этот создан для одного актера, как на сцене появился второй актер. Конкурс на 20 млн 100 тысяч рублей, объявленный 24 мая, неожиданно выиграла московская компания «Пармалогика». Почему неожиданно? Да потому что это были торги на предоставление доступа бюджетным учреждениям к системе АЦК. Ведь даже лидеры среди 1С-франчайзи бессильно разводили руками. Впрочем, может это просто робость провинциалов?

Обыкновенное чудо

В марте 2016 года компания «Прогноз» – крупнейший разработчик систем бизнес-аналитики – сообщила о расторжении трудовых отношений с руководителем дивизиона решений для государственного сектора Евгением Овчаровым. «Анализ работы данного руководителя дает основания предположить наличие ряда нарушений корпоративных стандартов. В настоящее время проводится внутренняя проверка», – сообщала пресс-служба компании.

Сам Евгений Овчаров сообщил корреспонденту ComNews, что последний день его работы в «Прогнозе» – 4 апреля, и в дальнейшем он планирует продолжить работу в ИТ-отрасли. При этом вместе с ним компанию покинули более 200 сотрудников. Причины массовых увольнений – финансовые трудности, задержки по выплате заработной платы, несогласие со стратегией компании, развивающей международные проекты в ущерб бизнесу в России. 

Тем временем, уже 6 апреля 2016 года Овчаров создает ООО «Пармалогика» с уставным капиталом 20 тысяч рублей . И эта молодая компания, в составе которой 49 сотрудников, за два года (2016 и 2017) выполняет работ с государственными заказчиками на сумму больше 500 млн рублей. 

Уверенными шагами вступает компания и в год нынешний. Среди выигранных конкурсов только в начале года – выполнение работ по расширению функциональных возможностей информационной системы персональных коммуникаций на сумму 141 646 861,14 рублей. Заказчик – Департамент информационных технологий города Москвы. Или вот от того же заказчика – на выполнение только первой очереди работ по созданию информационной системы «Управление согласованием документов Правительства Москвы» Пармалогика получила 220 млн рублей.

На фоне этих цифр предложенные нашим Департаментом финансов 20 миллионов выглядят бледно. Должно быть, Евгений Овчаров не только удачливый предприниматель, но и очень отважный человек, взявший на себя такой объем работ в разных регионах России. Хотя вполне вероятно, что Пармалогика всего лишь подает заявку на конкурс, заранее зная, что фактически работы будет выполнять другая организация. Примечательно, кстати, еще и то, что компания «Пармалогика» нигде не значится, как партнер 1С. Нет их ни в списке франчайзи, ни в списке партнеров по решениям бюджетного учета, ни в каких-либо еще списках – этакий невидимый, но очень решительный и смелый актер.

Один за всех

Пока мы радовались успехам молодой и успешной компании, из властных недр вылетело очередное письмо с требованием в срок до 24 августа предоставить информацию из существующих бухгалтерских систем. Обычное такое письмо в рамках проекта «Бережливая бухгалтерия», да только адрес электронной почты нас снова привел к компании «БФТ». И что интересно, инициалы и фамилия адресата очень похожи на имя и фамилию Сергея Харламова, бывшего подчиненного начальника управления информатизации и связи Евгения Мирошникова, а сегодня Харламов руководит проектом «Бюджетный учет» Белгородского филиала компании «БФТ».

Пришло время познакомиться с бывшим директором, а ныне директором по развитию Белгородского филиала БФТ Алексеем Жуковым.

- Мы работаем с бюджетниками и потому со СМИ никогда не общались, – с порога предупредил Алексей и погрузился в историю компании. – В 90-х страна перешла на французскую систему планирования – однолетние и трехлетние планы. Раньше мы планировали пятилетками. Появились разные структуры бюджета – федеральный, областной, муниципальный. Бюджеты стали приобретать самостоятельность. Каждый бюджет стремился к самоокупаемости. Первые тенденции на прозрачность госзакупок пошли в 1997 году. И тогда группа ребят-программистов из восьми человек создали компанию «БФТ» и разработали первые программы для финансового учета. Затем компания прошла ряд реструктуризаций – основатели продали свои акции крупному российскому ИТ-холдингу IBS Group.

Алексей работает в компании с 2004 года. Начинал с обычного специалиста, который мотался по регионам и предлагал услуги, а в 2006 году возглавил филиал в Белгороде, когда прежний руководитель ушел и открыл свою компанию. Жуков тоже уходил из БФТ в 2012 году и вернулся в 2014 уже не руководителем, а директором по развитию. «Меня попросили и предложили достаточно интересные условия. Я сейчас занимаюсь развитием персонала, подготовкой специалистов, активно взаимодействую с вузами. То есть 90 процентов времени я занимаюсь кадрами», – подчеркивает Алексей.

- Когда я только начинал здесь работать, мы внедряли программное обеспечение в бюджетных организациях вместе с компанией «Парусник». Но они работали с бухгалтерами, а мы с экономистами, – вспоминает Жуков. – Сейчас программа «Парус» уже старая, никто не хочет ее обновлять, все бросили всех, и люди просто пищат.

На вопрос, почему от бухгалтеров приходится слышать больше нареканий в адрес программ БФТ, Алексей ответил вопросом: «Вы когда-нибудь выезжали дальше города? Вы видели, кто в районах работает бухгалтерами? Я помню еще тех, кто работал на счетах». При этом переход на программы АЦК-учет спускается сверху после успешно проведенных торгов, бухгалтеры, которые уже не только научились пользоваться мышкой, но и работают за двумя мониторами, поскольку так удобней переносить данные из одной программы в другую, зачастую просто не могут дозвониться в сервисный центр БФТ.

- У нас здесь вообще нет даже своего расчетного счета, – парирует Алексей. – Бухгалтерия у нас находится в Москве, хотя мы и считаемся налоговым резидентом области с 2014 года. Тогда была такая тенденция, заданная губернатором Савченко, что компания должна находиться в регионе. Мы понимаем, что это связано с налогами. Всем обещали скидки в налоговой. Тогда же обещали создать ИТ-кластер, что позволило бы участникам платить 1% от прибыли. Но средний бизнес туда не попал.

На вопрос, как так вышло, что в торгах победила компания «Пармалогика», Алексей отвечает, что любой 1С-ник мог подать заявку на конкурс. То есть получается, что белгородские франчайзи с многолетней историей успеха не в силах потянуть условия в рамках объявляемых конкурсов, а компания, основанная в 2016 году, выходит сразу вслед за майскими триумфальными победами БФТ (при этом сама БФТ на конкурс не заявляется), и выигрывает торги. «А я не знаю, почему наши 1С-ники не выходят, – удивляется Алексей. – Любая компания может участвовать в конкурсе». И подчеркивает, что Пармалогика никакого отношения к БФТ не имеет.

Следовательно, новые пользователи субъектов автоматизации, попавшие в рамки проекта «Бережливая бухгалтерия», в связи с переходом на использование единого централизованного комплекса «АЦК-Бюджетный учет» должны предоставить сведения уже компании «Пармалогика». Логично же? Вот только адрес электронной почты, указанный в очередном письме, снова ведет к сотруднику компании БФТ. «У нас работает более 700 человек, а Департамент финансов имеет такое свойство, как ошибаться, – замечает Алексей. – Возможно, в рамках поддержки мы и собираем эти сведения». Правда, не понятно, поддержки кого – департамента, бюджетных учреждений или победившей в июньских торгах компании «Пармалогика»?

Жуков мучительно ищет и находит логику, объясняя адрес в письме так: «Для того чтобы другие компании могли взаимодействовать с нашими системами, наши сотрудники занимаются настройкой этой интеграционной связки». Тогда не понятно, как получилось, что все эти годы конкурсы неизменно выигрывала практически сама у себя компания «БФТ», а тут вдруг с легкостью побеждает обычная московская компания, не имеющая никакого отношения к БФТ?  Или имеющая? «Просто никто не хочет за такие деньги выполнять такой объем работ», – поясняет Алексей Жуков.

Серебряное копытце

Кстати, о деньгах. Пристыженные Владом Епанчинцевым – омбудсменом, логично вставшим на защиту бизнеса, мы проанализировали контракт на выполнение работ по развитию единой системы бюджетного учета АЦК и сравнили его с подобным контрактом 2016 года. Сравнивать-то больше не с чем.

Итак, стоимость контракта этого года – 20 млн 100 тысяч рублей. Из них половина – 10 млн 50 тысяч – лицензия для 274 рабочих мест. В 2016 году лицензия для 291 рабочих места обошлась в 9 млн 630 тысяч. Обследование, включающее анализ деятельности учреждений и разработку схемы документооборота, за два года выросло почти в пять раз – с 216 тысяч в 2016 году до 1 миллиона 5 тысяч рублей в 2018.

Вторая половина разбита на этапы, при этом 40% (4 млн 20 тысяч рублей) приходится на «Поддержку эксплуатации Системы в субъектах автоматизации», в рамках которой исполнитель выполняет консультации пользователей и формирует журнал консультаций. При этом, не указан вид консультаций (телефон, удаленно, выезд и т.п.). Правда, существует отдельный этап – «Подготовка пользователей субъектов автоматизации» – стоимостью 2 512 500 рублей, где предусмотрено обучение пользователей с возможностью просмотра видеозаписей семинаров.

В 2016 пусконаладочные работы на этапы не разбивали, и обошлись они бюджету в 3 млн 24 тысячи рублей. В этом году на 2 миллиона дороже – 5 025 000 рублей. Консультации два года назад тоже были заметно дешевле – 1,08 против 4,02 млн рублей. Таким образом, стоимость контракта на меньшее количество рабочих мест в 2018 году возросла почти на 12 миллионов (в 2016 году модернизация обошлась бюджету в 13 млн 950 тысяч рублей). Вот такая оптимизация.

Вне зоны доступа

Увлекшись анализом и сравнением, мы решили поговорить с другими игроками бюджетного рынка. Их не так и много, да вот только общаться не захотел практически никто. Что же такого пугающего в «честных и открытых» торгах, что представители компаний тут же уходят в кусты? В частности, мы обратились к упомянутому Алексеем Жуковым «Парусу».

Встречаться и общаться директор представительства в Белгороде Андрей Максимов согласился неохотно, но я уверила, что речь пойдет исключительно о работе его компании. Андрей работает в «Паруснике» с 2013 года и начать с истоков создания компании в 1995 году не может. Зато хорошо помнит, что к моменту начала его работы, были автоматизированы бухгалтерии всех районов и сельских поселений, начинался проект по централизации баз данных Департамента здравоохранения, а еще раньше – в 2008 году – было централизовано УВД.

- Сейчас у нас автоматизировано 18 районов области, Департамент здравоохранения, УВД области, судебный департамент, управление образования, федеральные структуры – УФСБ, прокуратура, пограничники и таможня, – рассказал Андрей. – Реализованы проекты по централизации учета на современной системе «Парус-Бюджет 8». Стоимость услуг по сопровождению, к примеру, одного сельского поселения – порядка 20 тысяч рублей в год. Эта цифра варьируется в зависимости от количества и подготовленности пользователей и включает в себя работу квалифицированных специалистов компании с сотрудниками бюджетного учреждения, работу «горячей линии». Стоимость лицензии на одно рабочее место – 9 300 рублей.

Сравним со стоимостью лицензии БФТ – 33 тысячи в 2016 году и 36,7 тысяч рублей в этом году. Разница получается более чем трехкратная. К тому же, бухгалтеры привыкли работать в «Парусе» и перевод на новое ПО для многих стресс. Но даже если отбросить эту лирику, не понятно, где же Департамент финансов экономит, внедряя проект «Бережливая бухгалтерия».

Исполнительный директор компании «Парусник-Белгород» Елена Карапетян дополняет коллегу, вспоминая первые торги под эгидой «Бережливой бухгалтерии». «Нам было интересно, мы изучили документацию конкурса, но все, что касается «АЦК-бюджетный учет», было больше заточено именно под АЦК, потому мы туда лезть не стали, – вспоминает она. – Сейчас, после конкурса, мы видим, что практически БФТ использует программные продукты 1С».

И дальше Елена объясняет мне «на пальцах» потенциальные преимущества централизации бухгалтерии, в результате чего можно передавать, к примеру, платежные поручения прямо из бухгалтерии в «АЦК-финансы» и получать обратно информацию о проведении платежа. Такая интеграция «Клиент-банка» с бухгалтерской программой. Таким образом, все должно происходить оперативно и прозрачно.

К сожалению, сейчас бухгалтеры, работающие на «Парусе» или на обычной 1С, не могут напрямую выгрузить документ и получить обратную информацию, поскольку ни у кого нет доступа к интеграционной шине между платформами АЦК. Сохраняя секрет своего уникального софта, БФТ никому не дает доступа. Никому, кроме, молодой и успешной компании «Пармалогика».

- Мы писали письма в БФТ, писали наши клиенты с просьбой дать возможность интегрироваться с АЦК, но нам отказали, – рассказала Елена. – Меня удивляет одно – зачем заново проводить автоматизацию и централизацию, если можно адаптировать и объединить уже то, что существует. Выйдет и дешевле, и удобнее. Тем более, что на данный момент реализуется та же самая интеграция между системами АЦК-Финансы и внедряемой АЦК-бюджетный учет, работающими на разных программных платформах. Что мешало эту интеграцию провести между уже существующими системами?

На вопрос, что будете делать, если всех ваших клиентов переведут на АЦК, Елена ответила: «Уйдем в другие регионы. У нас большой опыт централизации бюджетного учета, а во многих регионах этот процесс только начинается, и услуги нашей компании будут востребованы». Непонятно только, зачем свои компании выдавливать из региона, чтобы дать возможность зарабатывать московским БФТ и Пармалогике. В чем логика?

Унесенные ветром

Вся эта история с оптимизацией вне логики. И потому, что не понятно, где же, собственно, экономия, и потому, что явно наметился крен к монополизации рынка бюджетного учета, и потому, что среди белгородских компаний не нашлось ни одной, способной конкурировать с дерзкими москвичами, а тем, что способны, проще уйти со сцены, нежели попытаться сыграть главную роль.

Удивляет ничем неприкрытое представление театра одного актера, уверенного в своей незаменимости. Уже давно не удивляет «не публичность» этих присосавшихся к бюджету компаний. Поражает эдакое залихватское освоение бюджета на фоне затяжной стагнации экономики. А все вместе вызывает недоумение и желание изменить ситуацию. Наверное, поэтому на удивленный вопрос Алексея Жукова: «Зачем вам все это надо?» у меня невольно вырвался довольно наивный ответ: «Я просто пытаюсь менять мир к лучшему».

Согласитесь, куда лучше мир здоровой конкуренции, четких и ясных правил и законов, минимальных трудозатрат и максимальной эффективности, высокой производительности труда, в том числе, бухгалтеров, которые делают свое дело без страха быть завтра уволенными. Уволенными, чтобы оправдать суть проекта «Бережливая бухгалтерия». Потому что иных способов сберечь бюджетные деньги, похоже, просто нет.


для комментариев используется HyperComments