Май 2017
Наталия Чернышова
По тонкому льду

Бывает, мелькнет человек на небосводе твоей суматошной жизни и исчезнет на несколько лет. Краешком сознания ты отмечаешь знакомое имя, что мелькает то здесь, то там, порой видишь его мысли в соцсети, иногда даже «лайкаешь», но дороги ваши по-прежнему не пересекаются. И вдруг в один из первых январских дней всеобщего анабиоза тебя ударом молнии пронзают слова, что затягивают в бесконечность чужой души. А там такая бездна под корочкой тонкого льда, что может провалиться не то что от неловкого шага, но и от неосторожного слова. И тогда, повинуясь какому-то необъяснимо-настойчивому велению внутри собственной души, ты протягиваешь ниточку за ниточкой к этой чужой, пугливо-робкой, чутко-настороженной, но все же мечтающей быть согретой, признанной, понятой. И любимой.

Наверное, поэтому все спектакли режиссера Оксаны Погребняк так или иначе о любви. Если задуматься, то в искусстве все вертится вокруг нее. Возможно, это отражение нашей неизбывной мечты наполнить любовью и счастьем свою жизнь. А может быть, это воспоминание о детстве, когда тебя любили просто потому, что ты есть. Все мы родом из детства, а порой так и не можем с ним расстаться. Да и так ли это необходимо?

Оксана Погребняк
Оксана Погребняк
Фото Ирина Зайцева

Оксана: Я была сознательным спокойным ребенком. Меня часто оставляли дома одну. Родители целыми днями были на работе. Мама – врач, папа трудился на заводе. Брат, намного меня старше, уже был студентом. Я доставала из шкафа вещи, надевала их, представляла себя разными людьми. Так рождались домашние спектакли, которые я показывала вечером. Мне было лет пять или шесть. Когда я стала старше, начала организовывать спектакли во дворе. Я собирала бабушек на лавочках и устраивала представления. Родители отвели меня в театральную студию «Арлекин» в институте культуры. Там я и выросла. После школы поступила учиться на режиссера любительских театров. И в 2008 году мы сыграли свой первый спектакль. На крыше.

Итак, все начиналось с крыши института культуры. Студентку 4 курса отправили на практику в студенческий театр «Новая сцена». На дворе июнь, летняя сессия в разгаре, все аудитории заняты. Приходилось репетировать в коридоре, во дворе, на лестнице. Девочек, как всегда, было много, а мальчиков не хватало. Совсем. И тогда прямо там, на лестнице, решили искать актеров. Спрашивали у всех проходивших мимо. Трое мимо пройти не смогли. И собранная труппа в поисках места для репетиции забрела на крышу. Она оказалась свободной. А затем решили и свой первый спектакль там показать. Это была постановка пьесы Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды». О чем пьеса? Конечно, о любви.

Оксана: А потом я осталась работать в институте. Мы ставили много спектаклей и играли в самых разных местах – в парках, в коридорах и даже в фонтане. Именно в фонтане произошло рождение альтернативного театра, когда один из спектаклей нам запретили играть на сцене института. А потом мы познакомились с Олегом Проскоковым, и его ИнРок-Кафе стало нашим вторым домом. Мы сыграли там очень много спектаклей. Там же и репетировали. Там познакомились с Даней Колегаевым и участвовали в его фестивале «Тюк», посвященном столетию Даниила Хармса. Мы поставили его пьесу. А потом кафе закрыли, и мы оказались на улице. Однажды играли спектакль в маленьком кафе на парковке в «Ленте». Показывали «Никуда не надо» по драматургии Анны Яблонской, которая погибла во время взрыва в аэропорту Домодедово. И тогда к нам на спектакль впервые пришел Сергей Курганский. Ему понравилось. Он предложил нам перебраться в ДК «Юбилейный». И вот мы здесь уже шесть лет.

 

Новая сцена-2
Новая сцена-2
Фото Алексей Маркович

На улице театр очутился в 2010 году после нашумевшего запрета спектакля по пьесе Гришковца «Планета». Оксану уволили из института. Вместе с ней ушли почти все актеры театра. Одни студенты перевелись в другие вузы, другие – перешли на заочное обучение. Так театр пережил свое второе рождение и теперь уже официально стал называться «Новая сцена-2». Свое увольнение Оксана перенесла болезненно – в стенах «кулька» прошла почти вся жизнь, было ощущение, будто бы ее предали, лишили дома, семьи. Это очень сильно повлияло на ее дальнейшее творчество.

Оксана: Каждый спектакль я по-своему люблю. Выделить какой-то один непросто. В каждом материале, с которым работаю, я иду от себя, стараюсь понять, прожить, найти точки соприкосновения – как это отзывается во мне. Отсюда появляются детали, и каждая из них неслучайна. Например, теплые носки в спектакле «Первый мужчина» – это мое ощущение уюта, тепла, семьи. С этой пьесой мы познакомились в Харькове на фестивале, куда возили «Наташину мечту». Это был 2010 год. Жанр документального спектакля стал для нас открытием. Такой спектакль делается за несколько репетиций. Тексты у актеров в руках – его даже учить до конца не нужно. Главное – суметь донести этот текст до зрителей. На старте есть общее художественное решение, музыка, пластика. Остальное проживается во время спектакля, где зрители становятся действующими лицами. «Первый мужчина» уже шесть лет держится в репертуаре, и каждый раз проживается вновь. Когда есть содержание, сильный материал сам тянет за собой и актеров, и зрителей. Он живет своей жизнью.

Спектакль "Первый мужчина"
Спектакль "Первый мужчина"
Фото Ирина Зайцева

На сцене три девушки. В белых мужских сорочках и цветных колготках. Каждая из них рассказывает свою историю, будто отвечает на вопросы невидимого собеседника. Сначала они рассказывают о взаимоотношениях с любимым мужчиной. О ссорах и примирениях, о надежде на понимание, о любви и неприятии, о желании отдавать всю себя без остатка и о трепетном ожидании тепла и заботы. Как в детстве, когда в дождь папа подхватывал на руки, снимал свою рубашку, чтобы защитить от града, и бежал с драгоценной ношей домой, да еще и рассмешить старался. Или как смотрели с папой фильмы, обнявшись. Только потом отношения с отцами у всех трех героинь переросли в нечто иное. У каждой по-разному, но вспоминать мучительно. Казалось бы, зачем поднимать эту тему? Ведь все эти девушки рано или поздно устроят свою жизнь, у них родятся свои дети, они столкнутся с новыми испытаниями. Все мы родом из детства. И не отмотав пленку назад, бывает мучительно трудно разобраться в себе, в хитросплетениях наших отношений. Проживая вместе с актрисами их жизнь, мы, зрители, невольно заглядываем в такие дебри собственной души, где спрятаны самые запретные воспоминания. «Первый мужчина» – это спектакль-откровение, вызывающий мощную перезагрузку ощущений.

Оксана: В 2015 году я поступила на режиссерский факультет в ГИТИС в мастерскую Иосифа Райхельгауза – руководителя театра «Школа современной пьесы». Актерское мастерство у нас преподавал выдающийся актер Альберт Филозов. В прошлом году он умер во время нашей сессии, но год работы с ним останется в памяти навсегда. Эта новая страница жизни очень важна для меня. Учеба – это развитие, совершенствование, изменение. Есть возможность услышать критику и оценку своей режиссерской деятельности. Безумно люблю своего Мастера, чувствую от него поддержку и заботу. Он всегда интересуется, как обстоят дела в Белгороде, помогают ли нам, что мы ставим, как принимают нас зрители. Так получилось, что я учусь на одном курсе с другим белгородским режиссером независимого театра «Спичка» – Оксаной Половинкиной. Однажды по приглашению Мастера мы приняли участие в съемках программы «Ближний круг» на телеканале «Культура». Там были его знаменитые ученики, и мало кому известные, и совсем молодые – мы. Нам очень повезло.

Спектакль "Голубь мира" В. Зуев
Спектакль "Голубь мира" В. Зуев
Фото Ирина Зайцева

А нам, зрителям, повезло соприкасаться с творчеством этой удивительно тонкой, ранимой и трепетной девушки. Порой кажется, что на огромной стене жизни она внимательно и осторожно нащупывает заветную дверь. В счастье. Чтобы войти в нее непременно вместе с нами, своими зрителями. И порой кажется, что вот же она, та самая дверь, и цель наконец-то достигнута. Но мгновение неуловимо сменяется другим, и оказывается, что и дверь не та, и всё не так. И поиск начинается заново. «А как же хочется быть счастливым! Как мне нравится быть счастливым! И как же трудно это уметь! Как же трудно приобрести навыки, научиться, уметь быть счастливым. И не просто неожиданно счастливым, а планово счастливым, да еще какое-то продолжительное время оставаться счастливым. Может быть, нужно быть готовым к счастью? Но я к нему как-то всегда не готов. Может быть, я больше всего готов к неприятностям, к каким-то подвохам или огорчениям? А счастье приходит неожиданно и так ненадолго. Оно приходит и потом улетучивается, просачивается сквозь пальцы, если ты хочешь его удержать», – ищет заветную дверь и любимый драматург Оксаны – Евгений Гришковец.

Оксана: Все мое творчество строится на том, что ты проживаешь, что видишь, что чувствуешь. Через призму рожденных образов и создаются спектакли. Что меня делает счастливой? Репетиции, постоянный труд, усталость от работы. После спектаклей ощущения разные. Порой хочется спрятаться от всех, закрыться. Думаешь, как стыдно, ничего не получилось. А порой стоишь на середине сцены, вокруг тебя горят свечи, расставленные в форме сердца, и телефоны протянули к зрителям свои трубки на проводах. И так хочется передать им по этим проводам всю свою любовь, весь трепет души. Держите, люди, возьмите с собой! В мире так мало любви. И так много предательства.

Иногда Оксана играет в спектаклях сама. Но чаще внимательно следит за игрой друзей. Сейчас в постоянном составе театра десять актеров. Вместе они уже несколько лет. Среди них нет ни одного профессионала, но все они одинаково заражены и заряжены театром. Да и не играют они вовсе – они проживают свою роль, искренне, будто в последней молитве, так естественно, словно дышат. И Оксана проживает каждое мгновение вместе с актерами. Ей трудно быть просто зрителем, потому что она с самого начала знает, как правильно. И любое непопадание в образ отзывается легким уколом в груди. И так не только во время спектаклей, но и в жизни. Слишком обостренное восприятие того, на что другие не обратили бы внимания. А если «нарастить кожу», то тогда не получится творить, чувствовать этот мир каждой клеточкой, и по тонкому льду своей души нести этот дар зрителю.

 


для комментариев используется HyperComments