Февраль 2016
Семен Песков
По скользкой дорожке

Всего лишь в двадцати странах мира можно наблюдать четкую смену времен года, и Россия – одна из тех стран-счастливиц, где представлены все четыре сезона. И где регулярно выпадает снег. Зачастую совершенно неожиданно даже для коммунальных служб. Эта зима, а точнее несколько дней обильных снегопадов, не стала приятным исключением. Видимо, учиться на своих ошибках не получается. Что уж говорить о том, чтобы перенимать опыт у других, более удачливых борцов с зимними неприятностями.

Для одних зима – любимое время года, а для других – головная боль. По статистике, около 40% всех ДТП в зимнее время вызвано гололедом и снегопадом, а количество уличных травм зимой увеличивается в два-три раза. Поэтому все силы, начиная от дорожных служб и заканчивая дворниками, бросаются на борьбу с этим небезопасным явлением. К слову, их самоотверженный труд в этом году был представлен как сводки с военных сражений с указанием количества техники, дворников и лопат. Последние стали предметом для гордости не только коммунальщиков, но и сознательных граждан, вышедших на субботники для расчистки дворов. Впрочем, это снежное объединяющее начало заложило кирпичики в построение солидарного общества, о котором так ратуют власти. Но речь пойдет не об уборке дворов от снега, а о борьбе с гололедицей.

Соль да песок…
В нашем любимом городе эту нелегкую и ответственную миссию выполняет управление Белгорблагоустройство. Говорят, зимой, когда мы спим или заняты повседневными заботами, работники управления несут круглосуточное дежурство. В случае неблагоприятных погодных условий они начинают патрулирование города, посыпают дороги противогололедными материалами и убирают снег с помощью коммунально-дорожных машин (КДМ).

В Белгороде и области основным противогололедным материалом является песчано-солевая смесь (ПСС). Согласно «Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», концентрация соли в ПСС составляет от 10 до 20%. В настоящее время в Белгороде и области применяют смесь с соотношением песка к соли – 3:1 и 1:1. Это соотношение контролирует центральная лаборатория Упрдора. К таким концентрациям пришли экспериментальным путем, убедившись, что более эффективно растапливает лед и снежный накат соль с песком, смешанные в равных пропорциях. В связи с этим на опасных участках ведется обработка покрытий смесью с соотношением компонентов 1:1, а на остальных участках – 3:1. Получается, что в среднем в Белгороде на 1м2 покрытия за зиму вносится 931 г соли, а на 1 погонный метр дороги – 30,3 кг песка. С начала этой зимы было израсходовано более 16 тысяч кубометров пескосоляной смеси. Кстати, в апреле дорожным службам приходится убирать этот песок, делая город чистым и красивым к майским праздникам.

Эффективность ПСС зависит от качества природного песка и соли, а также способа приготовления смеси. В соответствии с требованиями к противогололедным материалам (ОДН 218.2.027-2003), для борьбы с зимней скользкостью песок должен быть с модулем крупности* не менее 2, с содержанием пылевато-глинистых частиц не более 3%. Такого природного песка в Белгородской области нет. Местные пески обладают модулем крупности в интервале 0,9-1,4, а содержание пылевато-глинистых частиц в большинстве случаев превышает 3%. Но в целях экономии мы используем местные пески несоответствующего качества, и это ведет, во-первых, к снижению безопасности дорожного движения, а, во-вторых, к увеличению фактической потребности ПСС.

Теперь о соли. В соответствии всё с теми же отраслевыми дорожными нормами (ОДН), частицы соли должны быть размером от 1 до 5 мм, причем частиц мельче 1 мм должно быть менее 15%, а частиц крупнее 5 мм не больше 10%. Поставляемая же в регион техническая соль не удовлетворяет данным требованиям, так как изготавливается по ТУ с маркировкой «помол тип С», где нормируется только верхний предел – до 5 мм. В результате на дорогу попадает соль с размером частиц намного меньше 1 мм, что ведет к быстрому их растворению водой и смыву на обочину. Это приводит к значительному перерасходу в пересчете на техническую соль требуемого размера.

…На глазок
Удивительно еще и то, что в Белгороде до сих пор нет специализированной лаборатории, которая на договорной основе могла бы определить эксплуатационные и экологические характеристики используемой технической соли. А таких параметров предостаточно: зерновой состав, массовая доля растворимых солей, температура кристаллизации, влажность, плавящая способность при трех температурах, коррозионная активность, показатель агрессивности для цементобетона и другие.

Ежегодно только из бюджета города тратится более 11 млн рублей на приобретение технической соли, качество и экологичность которой почему-то никого не интересуют. Стоит заметить, что соль в составе ПСС является довольно экологически небезопасным продуктом. Она может негативно влиять как на почвы, так и на коррозию автомобилей, подземные коммуникации, обувь и другие изделия из резины и кожи.

В нашей области до сих пор используют примитивный метод приготовления ПСС, который не позволяет сделать данную смесь однородной по составу, а именно: применяется смешение песка с солью ковшом экскаватора с последующим буртованием ПСС в конус.

Надо отметить, что отдельные организации уже перешли на приготовление ПСС более цивилизованным методом – с помощью объемного дозирования из расходных бункеров в требуемом соотношении, усреднением на ленте и последующим формированием конуса. Этот способ был позаимствован в Беларуси в 2012 году компанией «Белдорстрой». Но другие организации не торопятся внедрять данный опыт у себя. Действительно, а зачем, если этого не требует заказчик? В результате качество ПСС, которой мы ежегодно готовим более 34 тысяч кубометров, далеко от требуемого по действующим нормам РФ. Но на это почему-то все закрывают глаза. Почему не ведется работа над улучшением качества смеси? Ведь это приведет к снижению потребности в ней, а значит, и к экономии бюджетных средств. Или, может быть, кому-то это просто не выгодно?

А как у них?
Пока мы воюем с гололедицей дедовскими методами, в странах с не менее суровой зимой ищут наиболее эффективные и, что немаловажно, безопасные способы борьбы со скользкими дорогами. В Беларуси на федеральных трассах и улицах городов в качестве реагента используют чистую соль, которую хранят в специальных ангарах и во время россыпи с КДМ смачивают 15% солевым раствором, что увеличивает эффективность плавления реагента и на 10-15% снижает его расход.

Кроме того, там развита связь метеослужбы с коммунальными организациями, что позволяет использовать метод превентивной посыпки покрытия малым количеством реагента – в среднем 10-15 г/м2. В самом дорожном покрытии через определенное расстояние вмонтированы датчики, считывающие концентрацию соли, что позволяет своевременно повторить превентивную обработку покрытия на отдельных участках. Помня, что соль – экологически небезопасный продукт, эксплуатационники в Беларуси идут по пути его рационального использования, по принципу «не сыпать лишнего».

Дорожные службы Финляндии используют фрикционный метод, а именно: посыпают дороги каменной (гранитной или мраморной) крошкой. Данная технология экологична и экономична – есть возможность повторного использования. Весной крошку собирают специальными аппаратами и повторно используют на следующий год. Минус заключается в том, что каменную крошку с дорожного полотна быстро сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов. К тому же фрикционный метод не может быть применим при стекловидном льде.

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом: песок смешивают с горячей водой 90-950С в пропорции 7:3 и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Горячая вода мгновенно подтопляет лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу. Такой обработки хватает на 3-7 дней с ежедневным трафиком около 1500 автомобилей.
Этот метод эффективен, экологичен, имеет долгосрочный результат. Минус данного способа в том, что для его применения нужна специальная техника и стабильные минусовые температуры.

В Америке в качестве реагента используют техническую соль и отходы ликероводочного производства. Оказалось, что сахаристая субстанция, остающаяся после изготовления спиртного, значительно усиливает действие соли, которой коммунальные службы посыпают заледеневшие дороги. Если опрыскать соль сиропом, то она крепче прилипает к дорожной поверхности и до конца расходует свой потенциал. Производители утверждают, что такая смесь настолько экологична, что ее даже можно употреблять в пищу!

В Норвегии, несмотря на низкие зимние температуры, гололедицы нет – там тротуары и дороги «подогреваются». В этой стране теплокоммуникации прокладываются прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому снег на них сразу тает.

Поиск альтернативы
Почти два года назад – весной 2014 года – Евгений Савченко дал задание найти и внедрить технологию борьбы с зимней скользкостью в Белгороде, исключающую использование природного песка, поскольку песчано-солевая смесь уже давно морально устарела. Аналогичные задания были даны МУПам и в районных центрах области. Поручение губернатор дал своевременно – весной, но на сегодня сделаны незначительные шаги в поисках и по внедрению альтернативных технологий, способных заменить традиционную смесь соли с песком. Пока же коммунальные службы упорно игнорируют мировой опыт, из бюджета области на борьбу с гололедицей выделяются десятки миллионов рублей. По информации МУП «Белгородблагоустройство», только на закупку песчано-соляной смеси в 2015 году потрачено 18,5 млн рублей. Получить оперативно актуальную информацию о бюджете уборки дорог от песка в весенний период и других сопутствующих тратах, к сожалению, не удалось.

В парке города имеется 121 единицы спецтехники, в том числе 43 коммунально-дорожных машины, которые способны распределять ПСС с минимальным расходом 100-120 г/м2, а средний фактический расход составляет около 300 г/м2. Получается, даже самая грузоподъемная КДМ объемом 9 кубометров способна обработать около 6 км дороги шириной 7 м, а КДМ объемом 6 м3 – всего лишь 4 км. В Белгороде имеется одна основная база ПСС, что никаким образом не позволит при такой норме россыпи минимизировать затраты на эксплуатацию машин.

Чем же можно заменить ПСС? Предположим, чистой технической солью, снизив ее россыпь до возможностей парка существующих КДМ. При этом техническую соль возьмем ту же, что и закупали раньше, с большим количеством мелких частиц. В результате в техническом плане получим провал, поскольку мелкая соль быстро растворяется, не держится на дороге и в виде водного соляного раствора стекает по поперечному уклону покрытия, образуя еще и наледи снега на обочинах.

В экономическом плане – тоже провал, поскольку минимальный расход КДМ составит 100-120 г/м2, а расстояние россыпи увеличится не более чем в 2,5-3 раза. При этом имеющимся парком КДМ не получится провести, например, превентивную россыпь соли в количестве 10-15 г/м2 по банальной причине – минимальный расход КДМ ограничен 100 г/м2. По этой же причине не получится выполнить цикл уборки снега отвалом, россыпи 30-45 г/м2 с последующей выдержкой 1-3 часа и снова уборки снега отвалом. Для этого просто не хватит техники, которая будет вынуждена делать «холостые ходки» на базу ПСС.

Но если рассмотреть данную задачу в комплексе и поменять всю технологию борьбы с гололедом, то альтернативу найти можно. В экономическом плане стоит идти по пути снижения затрат на эксплуатацию КДМ, уменьшая расход смеси и увеличивая количество обрабатываемых километров.

Если снизить расход реагентов в средним до 30 г/м2, использовать как современную технику с возможностью точного дозирования реагентов, так и превентивную россыпь, одна машина объемом 9 м3 сможет обрабатывать около 53 км дороги шириной 7 м за одну загрузку. То есть в 8,8 раз больше, чем на сегодняшний день. Это позволит снизить затраты на 30-40%, сократив общие затраты бюджета до 7,5-10 млн рублей в год. При этом в разы увеличится скорость очистки и уменьшится требуемый парк техники, повысится безопасность дорожного движения.

Отказавшись от использования пескосоли, можно сэкономить средства на весенней уборке города от песка. За счет этой экономии можно позволить себе применять экологически безопасные реагенты. Почему бы и нет? Неужели тратить деньги налогоплательщиков на уборку песка весной целесообразно, а потратить их на сохранение экологии власти считают роскошью?

Справка: В Белгороде 9112,9 тысяч м² дорог, требующих зимнего содержания. Их обслуживает парк коммунально-дорожных машин в количестве 121 единицы, в том числе 43 КДМ. При этом плановый расход песчано-соляной смеси на зиму составляет более 34 тысяч м3. Из бюджета в 2015 году только на песчано-соляную смесь потрачено 18,5 млн рублей. Средний расход посыпки ПСС у КДМ составляет 300 г/м2, минимальный – не меньше 100 г/м2.

*Модуль крупности песка – это безразмерная условная величина, обобщающая характеристика крупности песка, определяемая как частное от деления суммы всех полных остатков на стандартных ситах, деленных на 100.


для комментариев используется HyperComments