Январь 2020
Андрей Токов
Неуёмный нейминг

Чернышевского нельзя Георгиевская. Запятые уже расставлены.

В области белгородского урбанистического нейминга две новости – хорошая и плохая. Начнем с хорошей: название города пока никто менять не собирается. Ну, а плохая – у местной власти что-то где-то опять зачесалось, и унять этот зуд она может только после того, как по-быстрому что-нибудь переименует.

Что может быть приятней очередной переделки имени улицы? Это человеку или животному сменить имя сложно, а бессловесная старинная улица что сделает? Она уже умудрена вековым опытом, и лишь по-философски грустно смотрит печальными глазами старых окон на суетящихся муравьями людей, неуёмно снимающих одни таблички с названием и вешающих другие.

Таких табличек на исторических улицах в центре города сменилось уже немало. Вот только не в ладах те, кто решает, со своим непредсказуемым прошлым. Все время норовят поковыряться в нем и исправить на новый лад. И лишь очередное переименование лечит их души.

Бог с ними, с переименованиями революционного и постреволюционного периода. Эпоха пёрла изо всех щелей, и весь этот дестрой казался прекрасным ветром перемен. Но самое бестолковое перековыркивание белгородских улиц случилось в как бы стабильном 2004 году. Когда в июле здравый смысл потряс своим постановлением номер 149 товарищ Потрясаев, бывший в то время главой местного самоуправления.

Тогда в историческом центре города переименовали 11 улиц, 6 переулков и одну площадь. Причем, по заявлению самих потрясателей, руководствовались они концепцией «исторического подхода», чтобы «отразить в названиях улиц центральной части города многовековую его историю, возвратить улицам их былые, существовавшие на протяжении десятков, сотен лет названия, увековечить исторические события».

Несмотря на столь благие намерения, эти «хранители былого» не только не вернули НИ ОДНОГО исторического названия, но и низвергли одно реально старое, двухсотлетнее.  Это был даже не цирк, а хитрый театр абсурда, когда руками бывших коммунистов вершилась «декоммунизация» деловой части города. История, как таковая, неуёмных деятелей волновала меньше всего.

Улица Чернышевского в 60-е годы
Улица Чернышевского в 60-е годы

Для истории приведем фамилии и должности людей, входивших тогда в экспертный совет: Сергей Баженов, юрист, депутат городского совета; Елена Кудинова, секретарь экспертного совета, заместитель начальника управления культуры Белгорода; Александр Крупенков, краевед, член экспертного совета; Виктор Иванчихин, краевед; Елена Сердюк, заведующая отделением новой истории Белгородского государственного историко-краеведческого музея.

Удивление здесь вызывает только фамилия Крупенкова. Правда, он сам все разъяснил: «В свое время мною были представлены в письменном виде в экспертный совет по переименованию улиц при городской администрации, членом которого являлся и я, другие предложения по названию улиц с учетом исторических традиций, но они не были даже рассмотрены на совете». Более того, в приватной беседе с коллегами, Александр Николаевич печалился, что ему намекнули о проблемах с выходом книг, если он не согласится с уже принятыми кем-то новыми дурацкими названиями. Писателю-краеведу, переступив через себя, пришлось пойти на такую сделку.

Не удивительно, что это вызвало неприятие населения, а особенно тех, кто жил на попавших под антикоммунистическую раздачу улицах. На фото митинг тех времен перед городской администрацией. Кто же их тех демоннсстрантов знал, что через 16 лет все это опять станет актуальным? Белгородские верхи, руководствуясь перефразированным изречением одного уже исторического деятеля «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», вновь вступили в теплое и мягкое действо по переименованию.

Началось все, разумеется, с бессменного Хозяина, который в позапрошлом году внезапно высказался об улице 50-летия Белгородской области: «Не надоело такое длинное название улицы? Оно же устарело на следующий день, как только исполнилось 50 лет области. Если это не дорого для бюджета, и над этим давайте подумаем. Процесс переименования должен быть эволюционным».

В принципе, довольно дельные слова. Только что мешало сказать их Евгению Степановичу еще в том далеком 2004-м году, находясь на том же месте работы, что и сейчас? Или истина ему открылось только спустя годы?

Как бы там ни было, но городская администрация уже приняла решение переименовать улицу 50-летия Белгородской области в Георгиевскую. Публичные слушания по этому вопросу, равно как и депутатские запросы о необходимости очередного переименования – это всего лишь декорации, дабы играть свою роль не на пустой сцене.

В отличие от потрясаевских, это название хотя бы историческое, что уже отрадно. Оно просуществовало 44 года – с 1882-го по 1926-й. В 1761 году в начале улицы, справа на углу, возвели Тихвинскую (Георгиевскую) церковь, давшую впоследствии имя улице. Правда, не менее историческое наименование и Чернышевского. Оно существовало целых 54 года – с 1950-го до разрушительного указа в 2004 году. Но это название даже не рассматривается как альтернатива. Наверное, потому, что новый мэр Юрий Галдун ранее высказался против него.

  • Тихвинская церковь

  • Панорама Тихвинской церкви и базарной площади 1918 год

Что тут можно сказать? Если смотреть с позиции здравого смысла, то переименовывать ничего не надо. Хотя бы для того, чтобы не тратить на это лишние народные деньги, а также финансы и время жителей многострадальной улицы. Ведь ренейминг – это не только смена табличек на домах, но и ненужные никому телодвижения по очередному изменению прописки в паспорте, в документах зарегистрированных здесь организаций и прочих прелестях замены одного имени на другое.

Название «50-летие Белгородской области» хоть высокопоставленным людям и кажется нелепым, но оно уже является своеобразным историческим артефактом, документом, наглядно характеризующим определенную эпоху. Никак эти вершители судеб не могут оставить историю в покое, им обязательно надо лезть и менять свое прошлое, не понимая, что таким образом они готовят о себе не лучшее воспоминания в будущем. Возьмите того же Потрясаева, ставшего локомотивом прошлого нелепого переименования. В этом контексте его имя в истории города уже вряд ли будет упоминаться положительно. Нужно ли это тому же Галдуну или Медведевой?

Если новое имя улицы из-за чьих-то капризов неизбежно, ей нужно вернуть имя Чернышевского. Хотя бы потому, что оно, возможно, даже более исторично. Его помнит и даже регулярно употребляет в разговоре большинство белгородцев. Георгиевской эту улицу в последние сто лет никто не звал, это имя населению, увы, чуждо. Церкви этой больше нет, и вряд ли ее восстановят во дворе угловой сталинской пятиэтажки номер 2, где до сих пор находятся склепы. А памятник Николаю Гавриловичу стоит, видный со всех четырех сторон.

Но это все чистая и разумная логика, которой чужды затеваемые местными властями процессы. То ли есть желание сделать очередной реверанс местному духовенству, то ли просто не хотят оставлять в центре города имя, напоминающее об отдельных страницах российской истории.

С такими раскладами хоть бы сам памятник не перенесли. Был он после первого переименования памятником 50-летию области, теперь станет памятником Георгиевским. Он сейчас изгой, ему не привыкать. Памятник писателю у нас теперь в компании таких же монументов, не имеющих своей улицы. Наряду с Князем Владимиром, Лениным и Марксом. Что ж, неплохая компания получается.

Мнения

Роман Сапелин,

прямой потомок одного из первопоселенцев

Это не переименование, это возвращение улице первоначально исторического названия. Что для истории Белгорода и исторической памяти белгородцев очень важно! У улиц в XVIII веке были как «официальные» названия, так и «народные». Насколько мне известно, как раз «Базарная» – это к народным относится. Более того, изучаю сейчас документы, где системно попадаются акты купли-продажи домов в Белгороде самого начала XVIII века, так там везде названия с церковными приходами связаны. Например, «в приходе Николаевской церкви» и т.п. Так что, надо родную историю не по Интернету изучать, а в архивах работать! Переименовывать нужно те улицы, где всякие малоосмысленные, одиозные и не имеющие отношения к Белгороду названия, особенно в культурном центре, чтобы повысить туристическую привлекательность города.

Сергей Лебедев,

социолог

Реальная, т.е. живая, историческая память населения города хранит название «Чернышевского». Конечно, «Георгиевская» – это лучше, чем от фонаря взятые названия прошлого переименования, и в этой связи есть шаг вперед, безусловно. Констатируем, что уже не глупость. Но пренебрежение мнением многих людей, прежде всего, живущих на этой улице – да и горожан в целом – к сожалению, пока остается фактом. И это неправильно. Все же такие вопросы – скорее, компетенция референдума.

Андрей Борзых,

юрист

Смена названия улицы влечет дополнительные расходы как для физических, так и для юридических лиц, такие как изменение уставных документов. Физлицам, помимо прописки, придется менять регистрацию транспорта с оплатой госпошлины. Кроме того, недействительными становятся ранее выданные доверенности. Стоимость одной доверенности – 1800 рублей. И немаловажно напомнить тем, у кого есть кредиты, что в договоре прописано условие о том, что заемщик обязан уведомить о смене персональных данных. Иначе договор может быть расторгнут в судебном порядке с последующими штрафными санкциями. Кроме новых табличек, надо поменять названия во всех картах и справочниках. А самое главное – зачем и кому это надо?

Использованы фото автора, сайта БелРу, а также Юрия Догаева.

 


для комментариев используется HyperComments