Май 2016
Светлана Васильковская
Нетривиальные маршруты

Идея водить туристические экскурсии на производство зародилась в Соединенных Штатах. Говорят, впервые двери для посетителей открыла вискокурня Jack Daniel’s в 1866 году. С тех пор и по сей день туда приглашают всех желающих узнать, как готовят один из самых известных алкогольных напитков в мире. К слову, сегодня и в США, и в Европе многие предприятия предлагают экскурсии на свои производственные площадки – это считается признаком открытости и просто хорошим тоном.

К сожалению, российский бизнес такой открытостью похвастаться не может. Промышленный туризм в нашей стране все еще относится к разряду экзотики, а компании, готовые делиться производственными секретами со своими потребителями, можно пересчитать по пальцам. Радует, что в Белгородской области такие предприятия есть, и они продолжают появляться. Мы постарались выяснить, что движет их руководителями, и помогает ли такая открытость в конкурентной борьбе.

Дело тонкое
Понятное дело, что организация экскурсий на производство требует определенных затрат, как минимум – отвлечения некоторых ресурсов от решения непосредственных задач бизнеса. Поэтому далеко не все предприниматели хотят «заморачиваться» с непрофильным направлением, а те, кто все-таки решился, в основном проводят экскурсии для организованных групп – случайному туристу, проходящему мимо завода, вряд ли удастся туда попасть. Как говорится, оптом дешевле. Не столько для туриста, сколько для самого предприятия.

Чаще всего поток экскурсантов обеспечивают учебные заведения разных рангов, а также туристические агентства. Как рассказала нам президент Белгородской ассоциации туристических организаций, директор агентства «Туристическая фирма Ильиной» Наталья Волкова, подавляющее большинство посетителей промышленных экскурсий – это дети и подростки. Разговаривая с руководителями предприятий, мы в этом убедились. Детская аудитория составляет от 70 до 90% посетителей. Почему так происходит? Ответ лежит на поверхности – детские группы легче организовать. К тому же дети более любопытны и не задаются вопросом «сколько это стоит?»

Несмотря на то, что стоимость экскурсии, как правило, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен рублей, взрослые, бывает, отказываются от соответствующих предложений турагентов – говорят «дорого». Люди не всегда понимают, за что им предлагают заплатить деньги – неужели просто за возможность пройти по цехам? О том, во сколько обходится компании эта возможность, они редко задумываются. Поэтому приходится турагентствам составлять туры таким образом, чтобы затраты выглядели оправданными. «Мы поняли, что нужно нашим туристам, – делится профессиональными секретами Наталья Волкова. – Им нужно узнать, как делается тот или иной продукт, желательно поучаствовать в мастер-классе, то есть сделать что-то своими руками, и обязательно продегустировать продукцию, если речь идет о пищевом производстве. Как правило, мы не везем туристов на отдельное предприятие, а включаем посещение нескольких объектов в рамки гастрономического тура».

Надо сказать, что подавляющее большинство предприятий, приглашающих к себе на экскурсии, как раз относится к сфере пищевого производства, поэтому с дегустацией вопросов не возникает. Есть другая сложность, которую отмечает Волкова: обычно в субботу-воскресенье предприятия не работают, а взрослые экскурсанты, как правило, готовы путешествовать как раз в выходные. Туристам вне группы – например, отдельно взятой семье – будет сложно попасть на тот или иной завод. Пока, к сожалению, найти компромисс не удается.

Родом из детства
В поисках героев публикации мы нашли несколько организаций, которые проводят экскурсии достаточно давно, и поэтому на слуху. Для многих из них – это традиция, пришедшая из советского прошлого и возрожденная в последние годы. К таким, например, относится Белгородский хладокомбинат.

– Экскурсии на хладокомбинате проводятся еще с 1974 года, – рассказывает специалист по связям с общественностью хладокомбината Татьяна Ченцова, которая и сама была одной из самых первых экскурсанток. – В 2012 году экскурсии возобновились, когда по инициативе генерального директора на предприятии был открыт проект «Промышленный туризм» и разработаны две программы приема гостей. Первая, так называемая «короткая» экскурсия включает посещение музея, осмотр экспозиции, рассказ экскурсовода об истории мороженого и предприятия, просмотр учебного фильма, снятого на производстве, а также проведение викторины на знание мороженого торговой марки «Бодрая корова» с обязательными призами-сувенирами с логотипом бренда. Кроме того, каждый экскурсант получает по две порции мороженого.

Вторая, «длинная», помимо всего вышеперечисленного подразумевает посещение производства – вафельного цеха, фризеро-фасовочного отделения, камеры дозакаливания и лаборатории по контролю качества. Разумеется, экскурсия проводится с соблюдением всех санитарных норм и техники безопасности. Заканчивается путешествие посещением дегустационного зала, где каждый может попробовать мягкое, только что отсаженное из-под фризера мороженое, которое можно есть столько, сколько влезет.

Экскурсии проводятся для организованных групп: на «короткую» экскурсию – от 20 до 50 человек, на «длинную» – от 10 до 25 человек. Ограничения по возрасту существуют для «длинных» экскурсий – их не предлагают учащимся начальных классов, поскольку рабочие поверхности линий по производству мороженого находятся выше уровня их зрения, и им почти ничего не будет видно.

Татьяна Ченцова сама выступает в роли проводника в «святая святых». Именно с ней связываются желающие посетить хладокомбинат. Телефон ее доступен на сайте компании и передается из рук в руки. По ее словам, иногда он просто раскаляется от звонков. Также заявку можно оставить через специальную форму на сайте. Но нужно учесть, что в «высокие сезоны» (с марта по июнь и с сентября по ноябрь) записываться нужно заранее – ожидание может составить месяц, а то и больше. Большинство посетителей – школьники, но и взрослые интересуются тем, как работает производство мороженого. Татьяна отмечает, что с каждым годом увеличивается количество иногородних экскурсантов, а в текущем году оно может даже превысить число белгородцев. Всего за прошлый год предприятие посетило 8,5 тысяч человек. Вероятно, в этом году их будет не меньше.

Что побудило хладокомбинат возродить традицию? Ведь можно было без этого обойтись. Татьяна Ченцова уверяет, что экскурсии стали ответом на общественный запрос – многим действительно интересно, как делается мороженое. Кроме того, когда люди оказываются в цехах фабрики, видят современное оборудование, труд работников, они лично убеждаются, что выпускаемая продукция разнообразна и имеет высокое качество. А это значит, что из множества предложенных на рынке вариантов мороженого потребитель предпочтет именно белгородское.

 

Воспитание вкуса
Еще одно пищевое производство, о котором хотелось бы рассказать, – ЗАО «Томмолоко» со своим музеем сыра. В данном случае организация промышленного туризма преследовала стратегическую цель. О ней нам рассказала генеральный директор предприятия Ольга Ткаченко, долгое время сама проводившая экскурсии в музее.

– Началось все с того, что еще в начале 2000-х годов мы решили заняться производством сыра с благородной плесенью, в частности камамбера. Россиянам этот сыр и сейчас знаком мало, а в то время о нем вообще редко кто слышал, – вспоминает Ольга. – Тогда директором завода была Надежда Мирошникова – человек активный и любознательный. Она часто бывала на других предприятиях, и однажды на заводе в Германии посетила музей сыра. Идея ей понравилась, и она решила воплотить ее здесь. Наш музей развивался параллельно с производством камамбера, и в первую очередь мы преследовали цель – познакомить местных жителей с необычным продуктом.

Поначалу, как только первые партии камамбера стали продаваться в фирменном магазине Томмолоко в Томаровке, случались и недоразумения. Местные жители, купив сыр с плесенью, уже через полчаса возвращались с обвинениями в продаже некачественного товара. Продавцам приходилось объяснять, что это за сыр и какая от него польза. Сейчас в Томаровке камамбером уже никого не удивишь. Да и в области тоже. Успех в масштабах страны к белгородскому продукту пришел после введения антисанкций, когда аналогичный импортный сыр исчез с прилавков магазинов. Ольга Ткаченко сообщает, что если до санкций завод делал и продавал не больше тонны сыра в месяц, то сегодня реализуется порядка 15 тонн за тот же период.

Со дня основания музея поток туристов постоянно рос, но последние пару лет он достаточно стабилен – в год проходит около 10 тысяч человек. В «высокий сезон» (весна и осень) случается до четырех экскурсий в день. Как и в истории с хладокомбинатом, большинство посетителей – это школьники. Но здесь есть отличительный нюанс – в основном группы в музей привозят туристические агентства.

Сейчас экскурсии в музее проводят технологи Томмолоко – они не просто рассказывают о производстве сыра, но и вместе с помощником демонстрируют описываемый процесс. При этом рассказ экскурсовода изобилует интересными, но малоизвестными фактами, как о самом продукте, так и об истории его производства, и час экскурсионной программы пролетает незаметно. По завершении экскурсии каждый посетитель получает презент от музея – головку приготовленного во время экскурсии сыра, чтобы этот продукт окончательно занял свое место в рационе потребителя.

– У нас не было задачи зарабатывать на музее, – говорит Ольга Ткаченко. – Мы посчитали примерную себестоимость экскурсии с учетом продуктов, рабочего времени экскурсовода и работника, который готовит сыр. В стоимость посещения также входит сыр, который мы дарим каждому посетителю. Как я уже отмечала, главной нашей целью было подготовить потребителя к сырам с плесенью, и я считаю, мы ее достигли. Магазин при музее лидирует по объемам продаж камамбера, стало быть, успешно работает на продвижение продукции.

На все времена
Фабрика по производству керамических изделий «Борисовская керамика» – одно из редких предприятий непищевого сектора, куда открыт доступ любознательным. Директор компании Константин Хлебников хоть и не может похвастаться исходившей от него инициативой (фабрика в советское время тоже принимала гостей), однако традицию подхватил и продолжил, когда 10 лет назад стал новым владельцем предприятия. И не просто продолжил, а старается развивать, придумывать новые подходы, которые способны привлечь посетителей, не жалея на это средств.

Так, на территории фабрики появился комплекс «Горшечное царство» – оформленное в сказочном стиле пространство, в котором гости с удовольствием фотографируются. Там же, на территории, находится единственный в стране памятник гончару – профессии, к сожалению, вымирающей. На подъезде к заводу Константин Хлебников решил установить стелу, которая также должна привлекать внимание к предприятию.

– Главным образом, это мы делаем для популяризации нашего нелегкого дела, для создания позитивного образа предприятия, – говорит предприниматель. – Экскурсия стоит 70 рублей. Как вы понимаете, речь о зарабатывании денег на этом направлении не идет. Но многие гости после экскурсии покупают себе сувениры и, надеюсь, становятся постоянными покупателями нашей продукции. В нашем розничном магазине при предприятии продажи растут, и мы это связываем именно с проведением экскурсий.

В скором времени при фабрике планируется создание музея керамики, а кроме того, Константин мечтает сделать витринную студию для гончара, чтобы завораживающим зрелищем древнейшего промысла можно было любоваться в режиме реального времени.

Конечно, присутствие на фабрике гончара, который все изделия делает вручную, – это скорее маркетинговый ход. Предприятие оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, способным производить 200 тысяч керамических изделий в месяц. Причем, это производство полного цикла – от подготовки глиняной массы до упаковки готовых изделий. Подобных заводов в стране почти не осталось. Неудивительно, что продукция Борисовской керамики известна далеко за пределами Белгородской области.

– На нашем производстве можно посмотреть, как делалась глиняная посуда тысячу лет назад и как она изготавливается сейчас, – не без гордости замечает Хлебников. – Уникальность нашей фабрики в том, что на одной площадке можно увидеть сразу два направления в керамике – это производство толстостенной майоликовой посуды (жаропрочная посуда) и производство посуды полуфарфоровой (сервировочная посуда).

Экскурсию по предприятию проводят мастера участков или технологи. Популярностью у туристов пользуется мастер-класс гончарного ремесла, его надо заказывать заранее. Константин Хлебников признается, что основной турпоток обеспечивают турагентства, которые привозят организованные группы, но отмечает, что за дополнительную плату на фабрике готовы проводить и индивидуальные экскурсии.

 

У всех на виду
Следующий проект выделяется на фоне предыдущих тем, что относится к сфере общественного питания, поэтому термин «промышленный туризм» здесь не совсем уместен. Но поскольку суть его та же, только масштабы производства меньше, он прекрасно дополняет поднятую тему.

Этим летом сеть «Шоколадница» в Белгороде запускает проект «Открытая кухня», где любопытствующие смогут не только воочию наблюдать процесс приготовления блюд, подаваемых в кофейне, но и продегустировать некоторые из них. Как пояснил управляющий сети Николай Бинчуров, эта идея не уникальна – в мире много заведений, работающих открытым способом. Таким образом они демонстрируют свою прозрачность, что повышает лояльность потребителей. Тем более, в последнее время стало появляться все больше телевизионных передач о здоровой пище, о правилах работы общепита – людям это интересно.

Кухня будет находиться в отдельном здании в центре города. Руководители местной «Шоколадницы» хотели бы, чтобы любой человек смог посмотреть на работу поваров. Для этого рабочие зоны будут отделены от маршрута туристов стеклом. При наличии санитарной книжки любой желающий сможет зайти в цех, посмотреть, как хранятся продукты, как они промаркированы, почувствовать себя ведущим передачи «Ревизорро».

– Шоколадница – федеральная сеть, у нас очень жесткие требования к качеству блюд и обслуживания. Всё, что мы подаем в своих заведениях, готовим сами. Нет ничего замороженного, никаких полуфабрикатов. Пельмени и вареники, которые у нас недавно появились в меню, повара лепят сами. Все кондитерские изделия готовим на фабрике кухни, всё остальное, что должно «выходить из-под ножа», повара делают непосредственно в кофейнях, – уверяет Николай.

Этот проект, прежде всего, носит просветительский характер и, по замыслу инициаторов, должен работать на позитивный имидж предприятия. Руководители «Шоколадницы» хотят объяснить белгородцам, что их продукция не может стоить слишком дешево именно потому, что полностью состоит из качественных натуральных ингредиентов, подавляющее большинство из которых произведено в Белгородской области.

Шоколадница планирует привлекать гостей на свою фабрику кухни, в том числе и с помощью туристических агентств. Николай надеется, что в недалеком будущем проект займет достойное место среди достопримечательностей города. Стоимость посещения будет около 150 рублей. В эту цену войдет не только экскурсия, проводимая шеф-поваром, но и последующая дегустация блюд в кофейне.

Для всей российской Шоколадницы этот проект – пилотный. Такого еще не делал никто. Поэтому потенциальный экономический эффект от нововведения сейчас оценить сложно. Зарабатывать на экскурсиях не получится. Но, конечно, организаторы проекта рассчитывают на то, что поток клиентов в заведениях после запуска фабрики кухни будет расти. Кроме того, рассчитывают они и на интерес со стороны студентов – технологов общественного питания, поваров, в надежде на то, что кто-то из них придет потом работать в Шоколадницу. «Конечно, основная задача бизнеса – заработать деньги. Но помимо этого есть социальная составляющая, от которой на душе становится теплее», – подытожил Николай Бинчуров.

Вход разрешен
Промышленный туризм для предприятий – это, прежде всего, маркетинговый ход, демонстрация прозрачности управления и честности по отношению к потребителю. К тому же превращение производства в туристический объект положительно сказывается на корпоративной культуре, стимулирует персонал выполнять свою работу качественно, а оборот сувенирной продукции в местах окончания экскурсий на тридцать процентов выше. Всё это – весомые поводы для того, чтобы предприятия становились более открытыми. А доверие потребителей, которое, несомненно, вырастет в результате такой открытости, в наше время просто бесценно.

 


для комментариев используется HyperComments