Июль 2017
Елена Песчаная
Неравнодушный гражданин

Агентство стратегических инициатив (АСИ) ежегодно составляет рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции. И Белгородская область в этом рейтинге занимает стабильно достойные места. В 2013-м году – 2 место, в 2014-м – 19, в 2015-м – 9. Исключением стал, пожалуй, 2016-й год, когда регион опустился на 24 позицию. Почему же в отчетах и рейтингах мы выглядим вполне привлекательно, а в так называемых предпринимательских «низах» раздается все больше тревожных звоночков и зреет недовольство? Что на самом деле происходит в регионе с защитой конкуренции? И есть ли она вообще? Эти вопросы мы задали руководителю регионального УФАС Сергею Петрову. Попросили ответить на них честно и откровенно.

 - Здоровая конкуренция – это всегда польза и для региона, и для бюджета. Развиваются товарные рынки, заходят инвесторы, пополняется казна. Как Вы оцениваете текущую ситуацию? «В Багдаде все спокойно» или, все же, есть опасные тенденции?

- Я так скажу: регион на хорошем счету в Москве, и рейтинги АСИ вовсе небезосновательны. Недавно на одном серьезном мероприятии это подтвердил и генеральный прокурор, назвав нашу область в числе тех немногих, где, действительно, налажен диалог власти и бизнеса. Так что с точки зрения статистики, у нас все не плохо.

- А в жизни?

- Ну, мы с вами не в безвоздушном пространстве живем. Кому-то соседи-предприниматели  жалуются, что их «закошмарили». Где-то фильм-расследование по картельному сговору в сфере медицины презентуют. Кому-то удается приобрести муниципальную собственность по бросовой цене. Вот эти все «подводные течения» свидетельствуют, что не все у нас так уж гладко. Но то, что имеются подобные сигналы – это даже радует. Значит, общество консолидируется, становится более осведомленным по части отстаивания своих прав, значит, люди перестают бояться называть нарушения, а, подчас, и, преступления, своими именами.

- Вы говорите о тех неравнодушных гражданах, которые обращают внимание на подозрительные конкурсные процедуры и пишут заявления в прокуратуру и антимонопольное ведомство?

- И о них тоже. Знаете, можно ведь к этим заявлениям подойти формально: придраться к недостатку информации,  положить под сукно, «случайно» дождаться окончания срока рассмотрения заявления по существу. А можно (и нужно) отнестись к таким сигналам профессионально, с полной отдачей, как это делает, к примеру, старший помощник прокурора Белгорода Наталья Федосеева. Человек не просто работает, а работает, засучив рукава. Она одна дает нам столько материалов, сколько не дают все прокуратуры региона вместе взятые. Профессионал с большой буквы. Это ведь она раскопала и довела «до ума» дело с «Оранжевыми островами», благодаря чему часть нарушителей уже оплатила приличные штрафы, будут оштрафованы и другие фигуранты дела. Сейчас занимается «Комодами».

 

- Уверена, после этих слов многим нашим читателям захотелось лично пожать руку этой принципиальной женщине-прокурору. К слову, как Вы оцениваете перспективы дела по «Комодам»?

- Это еще одна неприятная антиконкурентная история, которая будет рассматриваться в УФАС буквально на днях. Конечно, подобные истории не красят наш город. Мы подозреваем чиновников городской администрации в нарушении закона «О защите конкуренции» при продаже помещения бывшей детской библиотеки под кофейню. В случае благоприятного исхода дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующего соответствующего иска о реституции имущества, помещение кафе может вернуться в муниципальную собственность, а городской бюджет приобрести 23 млн рублей, которые стали достоянием предпринимательских структур при необъяснимой щедрости городских чиновников.

- Данное нарушение произошло при прежнем мэре Боженове или уже при нынешнем мэре Полежаеве?

- При  прежнем, еще в 2014-м году.

- По идее, Полежаев должен быть безмерно рад перспективе вернуть в бюджет «уплывшие» 23 миллиона, если он, конечно, искренне радеет за городскую казну.

- Мне о его реакции ничего не известно. Вообще-то администрация могла бы и сама обратить внимание на продажу муниципальной собственности по бросовой цене, сказать: «Как же так? Надо срочно вернуть помещение назад, в муниципальную собственность!»

- А кто, если не секрет, выступил в роли информатора по «Комодам»?

- Прокуратура города все это дело раскопала, но сигнал, опять-таки, поступил от неравнодушного гражданина, который написал председателю Следственного комитета России Бастрыкину большое письмо и по «Оранжевым островам», и по «Комодам». Он пенсионер по возрасту, возглавляет не очень известное в городе предприятие.

- Ну, а если окажется, что должностные лица, допустившие нарушение закона, уже в структуре администрации не работают, уволились или вышли на заслуженный отдых, им все великодушно простится?

- Нет, конечно. Мы можем наложить в отношении виновного должностного лица штраф в течение одного года с момента вынесения комиссией УФАС решения о признании факта нарушения антимонопольного законодательства. Уточню, что такое решение пока еще не вынесено, а дело только начинает рассматриваться. И не важно, работает правонарушитель по месту совершения правонарушения или уже нет, на пенсии он или уехал в другой регион.

 

- Прошлой осенью ФАС России оштрафовала ГК «Зеленая долина» и еще несколько местных агрохолдингов за так называемый антиконкурентный сговор. Участники антимонопольного дела оспорили решение ФАС через Московский арбитражный суд. Чем закончилась эта история?

- Дело вело центральное ведомство, поэтому подробности мне не известны. Но как следует из картотеки дел арбитражного суда Москвы, в удовлетворении заявления об отмене решения ФАС России о признании факта нарушения антимонопольного законодательства судом первой инстанции этим компаниям было отказано. Однако они обжаловали данное решение, подав апелляционную жалобу в 9-й арбитражный апелляционный суд. Апелляционная инстанция 6 июля отменила решение суда первой инстанции, признав решение ФАС России незаконным. Есть еще кассационная и надзорная судебные инстанции, думаю, их не избежать в этом споре. Так что точку в этой истории пока ставить рано, итоги судебного разбирательства непредсказуемы.

- То есть, исход в суде может быть непредсказуемым, даже если антимонопольным ведомством собрано достаточно доказательств?

- Суд может посчитать, что этих доказательств недостаточно, либо они не относимы к предмету разбирательства. Это обычная практика.

- Недавно еще один неравнодушный гражданин Сергей Лежнев представил общественности расследование про «картельный сговор» при госзакупках для белгородских больниц. Вам известная реакция ФАС на его фильм?

- Давайте я лучше расскажу о своей реакции, тем более что реакцию ФАС России я не вправе комментировать, иначе нарушу Этический кодекс. Фильм я посмотрел с интересом, зрелище увлекательное, сам зрительный ряд интересен и динамичен. Что касается правовой оценки распространенных в фильме сведений, то не все так однозначно, и выводы делать пока рано. Мы сейчас проводим большую и разноплановую проверку по фактам, озвученным в фильме, ведем совместную работу со следственным комитетом. Идет сбор доказательств. По прошествии времени с момента просмотра фильма могу сказать, что в нем показана небольшая вершина огромного айсберга. Возможно, айсберга злоупотреблений, правонарушений и преступлений. В общем, сейчас ведется большая, кропотливая работа. О ее результатах говорить пока преждевременно.

 

- Это правда, что медицинская сфера – одна из самых коррумпированных в сфере госзакупок? Еще ведь свежа в памяти белгородцев история с закупкой томографов по завышенным ценам. И снова резонанс.

- Белгородское УФАС проводило внеплановые проверки соблюдения законодательства о контрактной системе и возбуждало дело о нарушении антимонопольного законодательства при закупке магнитно-резонансного томографа. По их итогам не было выявлено нарушений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства. Правомерность таких выводов антимонопольного органа подтверждена судами. Так что по томографу у Белгородского УФАС претензий нет. В то же время, у меня также иногда создается ощущение, что главврачи по количеству нарушений в сфере закупок конкурируют с дорожными строителями. Если говорить в целом о сфере госзакупок, наш анализ показал, что около 50% нарушений вызваны избыточными требованиями к участникам закупок и поставляемым товарам, работам, услугам, которые зачастую выражаются в необъективном (неправильном) описании объектов закупок и запутанностью инструкций по заполнению заявок. Не берусь судить, слабая ли это компетентность заказчиков или прямой умысел. Скорее всего, и так, и так. Наибольшее количество нарушений, выявленных в первом полугодии региональным антимонопольным ведомством, совершено заказчиками Белгородского района области.

- Взять того же главврача, депутата Сотникова. Вы ведь его уже неоднократно штрафовали? А он снова на слуху, теперь уже в фильме Лежнева. Какая-то стабильная безнаказанность. Никто его не порицает, никто с должности не снимает.

- За нарушение законодательства о контрактной системе Белгородское УФАС штрафовало главного врача первой городской больницы пять раз. Но дойдя до суда, все пять дел чудесным образом развалились. В трех случаях суд, подтвердив факты совершения главврачом правонарушений, заменил штрафы на устные замечания, в двух отменил по мотивам нарушения процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях. Вообще, отмена такого рода штрафов Белгородского УФАС судами крайне редкое, единичное явление. Тем удивительнее описанная ситуация.

- Я, как журналист, застала времена, когда не успевала писать о делах, заведенных на поставщиков ресурсов.  Сейчас же в этой сфере тишина. Сетевые организации больше не нарушают или на них просто не жалуются?

- Пик нарушений со стороны газовиков, энергетиков, водоканальщиков пришелся на 2009-2010 годы. Сейчас, действительно, на этом фронте наблюдается передышка. Во-первых, ужесточилось законодательство. Во-вторых, к руководству этих компаний пришли молодые вменяемые руководители. Они не хотят нарушать законодательство, не стремятся к этому. И даже когда такое случается, стараются все вопросы снять, добровольно исправить ситуацию, не доводить до возбуждения дел, до судов, что не может не радовать.

- Скажите, налажено ли у вашего ведомства взаимодействие с местным бизнесомбудсменом? Часто ли он подает сигналы об ущемлении прав предпринимателей, сколько дел по его инициативе инициировано?

- Мы с ним ни разу не пересекались. Хотя ошибаюсь. Один раз от бизнесомбудсмена пришла по почте официальная бумага из серии «к нам поступила жалоба, пусть УФАС разберется». Обычно прокуратура в таких официальных запросах пишет «просим сообщить о результатах». В данном же случае результаты нашей проверки бизнеомбудсмена, похоже, не интересовали. По крайней мере, такой приписки не было. Вынужден констатировать, взаимодействия, как такового, нет.

- Что случается чаще – нарушаются права белгородского бизнеса или он сам выступает в роли нарушителя?

- Чаще выступает сам бизнес в роли нарушителя – такова статистика рассматриваемых нами дел.

- Все чаще заявителями по антимонопольным делам у нас в регионе становятся журналисты и блогеры либо неравнодушные пенсионеры. Предприниматели предпочитают «не светиться», не обострять конфликт с чиновниками или крупными бизнес-структурами. Это сугубо белгородский феномен?

- Приведу хрестоматийный пример. Приходит в УФАС местный крупный производитель продуктов питания и, образно говоря, рыдает. Дескать, меня не пускают в крупный супермаркет на полки, требуют непосильную мзду. Помогите, спасите, накажите. Мы говорим, пишите официально заявление. Мало этому ритейлеру-вымогателю точно не покажется, влетит тысяч на 500 штрафов. А в ответ: «Нет, вы что, я боюсь. Уж лучше пусть все остается, как есть». И таких примеров уйма. А еще есть и другие, когда заявление предпринимателями пишется, а спустя несколько дней забирается. Я не знаю, белгородский это феномен или общероссийский, но наши предприниматели, все-таки, излишне осторожные, если говорить помягче. Наверное, чисто по-человечески их можно понять. Но пока они и дальше будут культивировать в себе подобное «рабское» мышление, к ним так и будут относиться. Я сейчас нелицеприятные вещи говорю, зато правдивые. У нас ведь откровенный разговор?


для комментариев используется HyperComments