Октябрь 2017
Наталия Вивьерс
Магнитик на память

Возобновление полетов в Турцию с одной стороны заметно сократило поток туристов на отечественные курорты, с другой – позволило россиянам получить достойное качество отдыха по доступной цене. По итогам сезона наша страна оказалась в абсолютных лидерах по числу посетивших турецкие курорты.

С почти двукратным отставанием от России на втором месте оказалась Германия, далее следуют Грузия, Великобритания и Болгария. Стоит отметить, что последние два года число европейских туристов на турецких берегах неуклонно снижается. Европейцы опасаются за свою безопасность и выбирают для отдыха родные курорты.

Россиян не испугали ни теракты, ни землетрясения, ни загадочный вирус. Только за январь-июнь 2017 года в Анталью, по данным местного аэропорта, прилетело 1,3 млн туристов из России. До конца сезона ожидается, что их число достигнет 3-3,5 млн человек. Одна из причин такой активности кроется в том, что Турция в этом сезоне максимально снизила цены для российских туристов. К примеру, в мае можно было отдохнуть неделю всего за 10 тысяч рублей на человека – с перелетом и в формате «все включено». О таких сказочных ценах на родных курортах остается только мечтать, когда только перелет туда и обратно в Сочи или Симферополь обойдется в среднем в 12-15 тысяч рублей на человека.

Заметно воспряли духом и турагентства, распродавая путевки как горячие пирожки. Только за лето из Белгорода в Турцию слетали 45,5 тысяч человек. Для обновленного аэропорта это рекордное число пассажиров, улетающих в одном направлении. Лететь до Антальи всего около трех часов. Оттуда туристы разъезжаются по всему Средиземноморскому побережью Турции: Кемер, Белек, Сиде, в саму Анталью и Аланью. Именно это побережье наиболее популярно у россиян: здесь большой выбор отелей, раньше, чем на Эгейском побережье, начинается и позже заканчивается купальный сезон, а также лучше развита туристическая инфраструктура.

Секрет цены и качества

Несмотря на хлынувший поток россиян, туриндустрия Турции по-прежнему несет убытки. По оценке Ассоциации туристических инвесторов Турции (TYD) только за 2016-2017 год сумма потерь составит порядка 22 млрд долларов. Главной проблемой туризма является «негативный образ Турции за рубежом», считает глава TYD Ойя Нарин. Еще в начале сезона она высказала мнение, что в этих условиях нужна специальная система финансовой поддержки туристического сектора.

Государство не заставило себя долго ждать – в начале и конце сезона выделило субсидии авиаперевозчикам – около 6 тысяч долларов за каждый борт. При этом турки готовы довольствоваться минимальным процентом прибыли с перевозок. И это всего лишь часть ответа на вопрос, почему перелет в Крым стоит как вся путевка в Турцию. В то время как в России за восемь лет было выделено на развитие туризма 8 млрд долларов, в туриндустрию Турции государство инвестирует порядка $35 млрд ежегодно.

Известно, что визиткой турецких курортов является система «all inclusive». Кстати, эта система появилась на волне другого кризиса, когда туристы хотели заранее планировать все свои траты на отдых. Тогда турки решили включить в стоимость тура питание и напитки, сделав систему повсеместной и доведя ее до идеала. При этом себестоимость предлагаемых блюд в среднем едва превышает 2 доллара. Как удалось этого добиться?

В первую очередь, это высокоразвитое и недорогое сельское хозяйство с грамотно выстроенной логистикой. Сельскохозяйственные комплексы располагаются рядом с отелями, куда ежедневно доставляются продукты, фрукты и овощи. Обратите внимание – на подлете к Анталии белеют сотни гектаров теплиц. Вот только в отличие от наших, требующих значительных затрат на освещение и обогрев, турецкие теплицы всего лишь защищают культуры от солнца.

Второй немаловажный фактор – относительно дешевая рабочая сила и довольно высокий уровень безработицы (12,7% по данным прошлого года). Отчасти это влияет на высокий уровень сервиса – персонал дорожит своей работой. По данным Института статистики Турции, месячная зарплата горничной, официанта или сотрудника на ресепшен составляет в среднем от 400 до 700 долларов в зависимости от отеля. Кроме того, весь персонал регулярно проходит обучение. Что касается топ-менеджеров, то большинство из них могут похвастать хорошим европейским образованием.

Для привлечения в туриндустрию частных инвесторов земля на побережье выделяется на льготных условиях, подключаются коммуникации, даже банки дают беспроцентные займы. Вложенные в проект средства частично возвращаются, для владельцев отелей введена специальная ставка НДС. В результате такой государственной заботы в Турции каждый сезон появляется несколько десятков крупных туристических комплексов. Благодаря довольно длинному сезону – с апреля по ноябрь – окупить вложения можно достаточно быстро.

 

Погружение в детали

К середине июля желание отправиться к морю стало неотвязным, и я закинула удочку в турагентство с посылом отправить двоих взрослых на две недели в безвизовую страну. Сравнив цены на туры в Черногорию, Тунис и Турцию, сомнений не осталось. По цене последняя оказалась самой соблазнительной. Тогда я сузила поиск до центра Кемера, скромной «трешки» не дальше 500 метров от моря и стоимости в пределах 1200 долларов за двоих.

Предложения посыпались одно за другим. Я все высматривала «родной» отель Bonn, где отдыхала трижды – в 2002, 2003 и в 2005 году. Не нашла. Выбор остановился на городском отеле Sefikbey Sity, расположенном на улице, где по вторникам собирается большой и шумный рынок. Решающим фактором стала цена – тысяча долларов за две недели беззаботной жизни в 250 метрах от моря. Пляжа своего у отеля нет, но переплачивать порядка 15-20 тысяч рублей за первую линию желания не было. Место под солнцем на публичных пляжах Кемера стоит всего один доллар в день.

В последний раз мы отдыхали в Кемере всей семьей. Тогда я осознала, что для семейного отдыха лучше выбирать уединенные отели не ниже четырех звезд, с детской анимацией и обширной территорией. Город, где жизнь начинает бурлить ближе к полуночи, больше подходит для активного отдыха, когда спать ложишься вместе с первым призывом муллы к утреннему намазу. Причем к завтраку просыпаешься бодро, аппетит отменный, а первый заплыв окончательно возвращает все краски жизни.

Кстати, о заплывах. Ближайший к отелю пляж в последний мой визит представлял собой груду камней. А затем бывший военный-контрактник Адил арендовал и благоустроил этот кусочек берега: разделил на две части – одну засыпал песком, вторую накрыл деревянным настилом, поставил кафе с кухней, высадил газон и декоративные кусты, на газоне расставил бескаркасную мебель и столики для любителей кальянов. Аренда пляжа обходилась ему в 120 тысяч долларов, но в прошлом году арендатору разрешили пляж выкупить за $500 тысяч – 50% суммы он заплатил сразу, а на вторую половину получил пятилетнюю рассрочку. Сейчас бизнесмен подумывает о покупке отеля поблизости.

Пляж примерно мест на триста обслуживают четыре человека: собирают плату, расставляют шезлонги, принимают заказы на еду и напитки, убирают и в конце дня обслуживают посетителей бара. Их рабочий день начинается в 8 утра и закачивается за полночь. В месяц зарабатывают 1000-1200 долларов. Менеджер этой команды Фико преподает английский язык в Стамбуле. Собственно, именно знание языков и позволило ему выбиться в руководители. В Кемер он приезжает работать уже семь лет. За сезон удается заработать порядка 10-12 тысяч долларов. Фико копит на свадьбу.

Практически все рестораны, кафе и магазины в Кемере арендуют приезжие. Выкупать не выгодно, потому что полгода вне сезона они проводят дома, а за недвижимостью в это время нужно кому-то следить. Проще заключить долгосрочный договор, заплатить годовую аренду и отработать сезон. Мустафа уже 9 лет арендует небольшое кафе на десять столиков за $25 тысяч в год. Расположено кафе по дороге в порт, в стороне от основных туристических потоков. Но добротная турецкая кухня привлекает соотечественников. На них и держится бизнес. Мустафа не говорит ни по-английски, ни по-русски, что не мешает ему стоять в любое время дня и ночи у тротуара и зазывать туристов отведать шаурму – самую вкусную в Кемере.

Турок-месхетинец Хамид больше десяти лет продает туры. При стандартном наборе во всех агентствах конкуренция среди них жесткая. Офис Хамида находится в самом конце улицы. Застать его там можно с раннего утра до позднего вечера. «Горячего» клиента легко определить по отсутствию загара. На этих «белых людей» глаз Хамида наметан и начинает призывно гореть. И стоит лишь попасть в его орбиту, как волна обаяния в сочетании с чувством юмора смывает всякие сомнения, и ты отправляешься на рафтинг, джип-сафари и прогулку на яхте. А ночную дискотеку на яхте Хамид дарит – просто в богатом на развлечения Кемере мало кто добровольно ее купит.

Яхты агентства приобретают в собственность, но чаще арендуют. Всего в порту Кемера порядка 10 яхт вместимостью 250-300 человек. Каждый день они отчаливают под музыку из «Пиратов Карибского моря» или «Титаника». Каждый день команда из 10-12 человек развлекает гостей, кормит обедом, смешивает коктейли. Бар, кстати, тоже чаще в субаренде. Часть команды живет прямо на яхте. Полгода. А в межсезонье все возвращаются домой и продолжают работать: на стройке, в барах, ресторанах, магазинах. К примеру, Джан – прекрасный мастер-отделочник. Причем дизайн-проект он тоже выполняет сам. А летом работает аниматором, помогает на кухне и в баре, а заодно драит яхту, ставшую на полгода его домом.

 

Лучистые муравьи

Можно долго рассказывать об этих невероятно трудолюбивых и целеустремленных людях. За две недели я пообщалась с продавцами, официантами, администраторами, владельцами баров и ресторанов, риэлтором и организатором рафтинга. Пожалуй, на последнем все же остановлюсь отдельно.

Наш инструктор Мустафа десятый ребенок в семье – у него четыре сестры и пять братьев. Мама учительница, отец – строитель. Семья переехала в Анталию из небольшого горного селения вблизи реки Кюпрю-чай. Вот на эту реку в сезон и привозят ежедневно сотни туристов со всего побережья. Агентства всего лишь продают туры, а дальше любители экстрима попадают к организаторам сплава на местах. Мустафа занимается этим бизнесом восемь лет. Старшие братья с семьями в сезон перебираются в родительский дом в горах и помогают – готовят обед и подвозят к точке прибытия группы. На одной из стоянок, где одни туристы развлекались переправой через реку на троллее, другие лакомились лепешками с сыром и зеленью. Семья одного из братьев делает их прямо здесь в тандыре – жена печет лепешки, старшая дочь накладывает сыр, младшая смазывает маслом, а отец разливает освежающий айран. Бизнес Мустафы дает возможность заработать не только братьям, но еще трем инструкторам, фотографу и видеографу, водителям и турагентам.

Кстати, деловые связи в Турции очень прочные. Люди работают вместе годами, при этом отношений «начальник-подчиненный» практически незаметно, если все идет своим чередом. И надо признать, что сбоев почти не бывает. В отеле, независимо от звездности, все вопросы решаются четко и оперативно, в ресторане приносят именно то, что заказал, продавцы сладостей готовы каждый день кормить тебя лукумом в надежде увидеть снова и продать-таки несколько коробок в качестве сувениров. Именно это отношение отпечатывается в сердце лучше любого магнитика на память. И заставляет возвращаться в Турцию снова и снова.

Я могу еще много говорить об этих неутомимых трудягах с неизменно лучистыми улыбками на загорелых лицах. Они напоминают муравьев: все время в движении, каждый четко знает свои функции и старается их выполнять хорошо, проявляя порой невероятную выдержку. Потому как, поверьте, с хамством они сталкиваются ежедневно. Но постулат «турист всегда прав» незыблем, и потому улыбка не сходит с лица ни при каких обстоятельствах. На мой восхищенный взгляд, именно в этих лучистых муравьях и заключается секрет турецкого туристического чуда. Это самый надежный фундамент, без которого любая поддержка государства может оказаться бессмысленной. 


для комментариев используется HyperComments