Декабрь 2016
Наталия Вивьерс
Лесные братья

Помните, как поется в известной песне: «Если у вас нету дома, пожары ему не страшны»? А если дом у вас есть, да еще и у кромки леса, где так приятно вдохнуть полной грудью воздух, пропитанный хвойным духом, или выйти в прохладу утра и пройтись босиком по росе, попутно сорвать спелую малинку и ощутить ее пахучую сладость, то поспешите проверить статус вашего земельного участка. Однажды, по решению местного или областного чиновника, вы можете оказаться в незаконной постройке на земле, выведенной за пределы поселения и ставшей лесом. «Не может быть!» – возмутитесь вы, протягивая свидетельства о регистрации права собственности на землю и дом родной. К сожалению, может. И не только в столице, где предприниматели размахивали такими же «бумажками» в ночь длинных ковшей, но и на нашей солидарной Белгородчине.

 

Ни сном, ни духом

В живописном месте Белгородского района расположилось село Карнауховка. Ничем не примечательное село, входящее в Крутологское поселение. Во второй половине 1950-х в Крутологский сельсовет Шебекинского района входили два села: Крутой Лог и Нижний Ольшанец, а в начале 1970-х добавились еще два хутора: Гремячий и Корейская Дача. Вскоре сельсовет «вернулся» в Белгородский район. И до начала 1990-х село оставалось центром совхоза «Победа». После ликвидации колхоз передал земли администрации, выделив в паи землю в коллективно-долевой собственности.

В 1997 году в селе Крутой Лог насчитывалось 113 домовладений, поселение включало в себя также Карнауховку (57 домов) и Нижний Ольшанец (87 домов), расположенные на берегу Белгородского водохранилища. За последние десять лет эти села заметно разрослись. Люди из города потянулись обратно к земле, в области случился бум индивидуального жилищного строительства. Живописные места стали особенно привлекательны. Причем не только для частников, но и для более крупных инвесторов.

Карнауховка застраивалась по краям, подбираясь ближе к лесу. После внесения последних координат земельных участков по кадастровым номерам в 2011 году был утвержден генеральный план Крутологского сельского поселения, включающий все новые участки, переведенные под ИЖС. В 2014 году после обнаружения неточностей в утвержденном генплане, администрация района заказала Белгородземпроекту внесение уточнений.

Однако уточненный генплан в департаменте имущественных и земельных отношений не был согласован и отправился на доработку. Но никто даже в самом страшном сне не мог предположить, что границы Карнауховки в новом генплане 2016 года уменьшатся, оставив «за бортом» более чем 50 землевладений. Так сотни «новых селян» в одночасье стали «лесными братьями». Правда, многие из них об этом еще не знают.

Да и те, кому открылась правда, пришли к этому знанию случайно. Ольга Гончаренко, сама кадастровый инженер с многолетним стажем, решила заказать межевание своего участка. И узнала, что ее участок больше не входит в Крутологское сельское поселение, а является землей сельхозназначения. Для Вадима Орлова пришло время продления аренды участка, но, как вы уже догадались, договор с ним не продлили по той же причине. Алексей Серебров узнал о своей доле «лесного жителя» от односельчан и забил тревогу. Остальные, теперь уже бывшие жители Карнауховки, пока спят спокойно.

 

Рука руку моет

Жители соседнего села – Новый Ольшанец – лишились спокойного сна еще осенью 2013 года, когда в лесу застучали топоры. Там началось строительство коттеджного поселка «Сосновый бор». К слову, земельный участок под поселок площадью 39 га состоял в категории «земли сельскохозяйственного назначения». На тот момент Белгородский район возглавлял Андрей Савченко, который обратился в правительство области с ходатайством о переводе участка в «земли населенных пунктов».

30 января 2013 года распоряжением администрации Белгородского района данный земельный участок приобретает вид использования «для малоэтажного (индивидуального) жилищного строительства». И уже 22 февраля 2013 года комитетом имущественных и земельных отношений Белгородского района организован аукцион по продаже права аренды на него. Аукцион выигрывает некое ООО «Стин Инвест», и в апреле 2013 года администрация района подписывает договор аренды с победителем. Землю делят на 85 участков, часть из них находятся в водоохранной зоне.

В августе 2014 года в генеральный план Крутологского поселения вносят корректировки с целью изменения границ села Нижний Ольшанец в рамках «реализации приоритетной национальной программы «Обеспечение доступным, комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы». По поводу доступности участков в «элитном жилом поселке «Сосновый бор», одним из главных природных украшений которого стали живописные две реки, на которые открываются прекрасные виды из многих домов», можно только горько пошутить. Жители села шутить не стали, а решили бороться за лес, когда-то посаженный руками самих селян.

К борьбе активно подключилась депутат Анастасия Байбикова. Но на все ее запросы приходят отписки. Нарушений не видят даже в департаменте природопользования и охраны окружающей среды. К слову, директор Белгородского водохранилища обращался в Росприроднадзор с жалобой на нарушения природоохранного законодательства еще в 2013 году. Но ему ответили, что все в порядке.

В документе о внесениях изменений в генплан поселения от 27 августа 2014 года также говорится, что включаемые земельные участки «являются землями сельхозназначения и заняты лесной растительностью. На проектируемом участке выявлены планировочные ограничения, связанные с расположенным неподалеку Белгородским водохранилищем и Государственным лесным фондом. Так, часть территории попадает в водоохранную зону, которая составляет 200 м от границы уреза воды».

Жители Нижнего Ольшанца продолжают борьбу. В июне Байбикову привлекают к суду за нарушение порядка проведения митинга*. Прокуратура заинтересовалась фактами передачи земли без проведения инвентаризации сосновых деревьев с последующей вырубкой, а также нашлись нарушения при переводе земли из одной категории в другую. Анастасия Байбикова добивается рассмотрения дела Генеральной прокуратурой. Областная прокуратура подает в суд иск о «признании распоряжения правительства Белгородской области об изменении категории земельного участка» недействующим. И в ноябре 2014 суд отказывает прокурору в удовлетворении требований.

«Порой мне кажется, что я живу одновременно в двух параллельных мирах: один мир – то, как должно быть, как правильно, другой, к сожалению, более реальный – как есть», – пишет Анастасия в своем блоге в декабре 2015 года. Пишет она уже после того, как 11 февраля того же года Верховный суд РФ удовлетворил заявление заместителя прокурора Белгородской области, признав недействующим распоряжение правительства Белгородской области №681-рп от 17.12.2012 года о переводе земли сельхозназначения в категорию земель населенных пунктов с разрешением использования под ИЖС. Через полгода после решения Верховного суда, 19 октября 2015 года, наконец-то выходит новое распоряжение правительства, отменяющее прежнее.

Тем временем строительство коттеджного поселка продолжается. Деревья вырубаются, а спиленный лес тут же используют как стройматериал, строят дороги, причал для лодок. В проекте поселка – фитнес-центр, детский сад, кафе и даже автомоечный комплекс. Благо, вода рядом. «С этого момента мы попадаем в другой, параллельный мир. Мир, в котором всё, что происходит, разнится с правом и законами, в котором, видимо, не существует и всех ветвей власти. Иначе они должны были бы остановить это беззаконие», – пишет Байбикова.**

За семью печатями

Говорят, если в одном месте убывает, то прибывает в другом. Измененный в 2016 году генплан Крутологского сельского поселения интересен тем, что за счет «выброшенных» за границы села Карнауховка более 50 домовладений, элитный коттеджный поселок в Нижнем Ольшанце приобрел форму аккуратного прямоугольника. Видимо, нарушить решение Верховного суда и постановление правительства области чиновники не решились, но и снести незаконные постройки в лесу рука не поднялась. А потому решили наказать ни о чем не подозревающих жителей Карнауховки.

Кроме того, подобное изменение границ поселения нарушает закон. В статье 84 Земельного кодекса РФ говорится, что «установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях)». То есть изменить границы можно, но только с целью расширения границ поселения, а никак не наоборот. Иначе каждый домовладелец, чья хата оказалась с краю, рискует потом долго доказывать в суде свое законное право собственности.

Люди приобрели эти участки, построили дома, платили все эти годы земельный и имущественный налоги. Как добросовестные приобретатели могли оказаться вне закона? Почему этот вопрос не обсуждался на публичных слушаниях? Кто вынес постановление о переносе границ поселения, заведомо зная, что лишает законных прав десятки людей? Все эти вопросы пока остаются тайной за семью печатями.

Один из «лесных братьев» рассказал, как в Индии ловят обезьян. В высушенной тыкве проделывают небольшое отверстие, насыпают в нее орехи. Обезьяна сует лапу в тыкву и нагребает полную горсть. Но обратно вытащить лапу с добычей не может – сжатый кулак в отверстие не проходит. А жадность не позволяет обезьяне разжать лапу даже тогда, когда вплотную приблизятся охотники. Ну не может она выпустить добычу! И становится легкой добычей охотника.

Может случиться, что незаконный дележ земли в Белгородском районе как раз и станет той самой тыквой с дыркой, если жадность бенефициаров окажется сильнее инстинкта самосохранения. О здравом смысле, совести и чести речи не идет.

 

*На полях бесправия, Белгородский Бизнес-Класс, Июль, 2014

http://www.bizclass.org/news/news/na-polyah-bespraviya/

**Лес рубят – щепки летят, Живой Журнал, BAIBICOVA

http://baibicova.livejournal.com/2015/12/04/

 

 

 


для комментариев используется HyperComments