Апрель 2015
Светлана Васильковская
Квестомания

Еще год назад о квест-комнатах в Белгороде почти никто ничего не знал. Пожалуй, лишь за исключением редких представителей любопытной молодежи, которые часто посещают обе столицы в поисках новых впечатлений. Зато сегодня популярность квест-комнат или эскейп-румов, как их еще называют на иностранный манер, бьет все рекорды.

История нового развлечения берет свое начало теперь уже в далеких 2000-х, когда в интернете широкое распространение получила онлайн-игра «Crimson Room» («Алая комната»). Вслед за ней появилась целая плеяда игр из жанра escape the room – «выберись из комнаты». В 2007-м игра вышла за пределы виртуальной реальности – и в Европе, и в Азии стали появляться настоящие комнаты, из которых команде игроков нужно выбраться за определенное время, обычно за 60 минут. Для этого, как и в компьютерной игре, нужно найти ключи и решить головоломки.

В Россию идея почему-то пришла с опозданием. Лишь в декабре 2013 года в Москве стартовал первый квест-проект «Клаустрофобия», и его тут же ждал ошеломительный успех. Организаторы «Клаустрофобии» признаются, что первые инвестиции в размере 1,2 млн рублей, потраченные на подготовку двух комнат, окупились в течение полутора месяцев! Продажа франшизы и восторженные отзывы посетителей сделали свое дело – новый формат развлечения семимильными шагами стал распространяться по стране. До Белгорода он добрался осенью 2014 года.

В ходе бесед с некоторыми участниками зарождающегося в Белгороде рынка выяснилось, что первые ростки местных квест-проектов стали прорастать параллельно и примерно в одно и то же время – летом прошлого года. Сразу несколько команд, независимо друг от друга, начали подготовку комнат и разработку сценариев игр. Примечательно, что самая первая квест-комната открылась даже не в Белгороде, а в Старом Осколе. Было это в сентябре. Но уже в октябре для белгородцев отворилась тяжелая дверь «Бункера» – первого проекта команды Escape. Затем комнаты стали открываться одна за другой. На момент подготовки статьи (в марте) мы насчитали семь компаний, организующих квест-румы, около десятка действующих комнат и еще несколько готовящихся к открытию.

Важность идеи
Неудивительно, что инициаторами квест-проектов становятся активные молодые люди, живущие играючи, открытые всему новому. Владлен Левин, один из организаторов квест-проекта Escape, рассказывает, что он со своими друзьями занимается проведением «живых» квестов и ролевых игр с 2006 года. До недавних пор это было хобби, направленное на узкий круг энтузиастов и не преследующее коммерческих целей, но с появлением первой квест-комнаты все изменилось. «Организация квеста – достаточно затратное дело, – рассказывает Владлен. – Начиная проект с комнатой, мы не были уверены в том, окупится ли эта затея. Все-таки Белгород – не очень большой город со своеобразным менталитетом. Но видя, что в Москве это направление набирает популярность, решили рискнуть».

Сначала появился «Бункер» как аллюзия на компьютерные игры Fallout и Stalker, которыми увлекались сами организаторы. Для этой комнаты ребята из Escape совместно с партнерами-программистами разработали уникальную автоматизированную систему, позволяющую управлять светом, вентиляцией, дверью и т.д. Спустя два месяца, в декабре, запустили вторую комнату. Идею для нее выбирали первые «узники» «Бункера», большинство из которых проголосовало за «Палату №8» – таинственное место в заброшенной психиатрической лечебнице.

Оригинальность идеи – ключевой момент в организации эскейп-румов. Особенность всех квестов в их «одноразовом употреблении» – второй раз проходить по знакомому маршруту уже неинтересно. Поэтому авторы игровых сюжетов стараются не повторять задумок коллег, хотя бы в пределах одного города, ибо дурная слава сегодня распространяется молниеносно, особенно в интернете. Вот и приходится организаторам квестов ломать голову и проявлять изобретательность.

Для Алексея Курганова, руководителя квест-проекта «Грань», работа в сфере развлечений также не нова – уже несколько лет он занимается организацией свадеб, юбилеев, корпоративов, сотрудничает с праздничными агентствами Белгорода. Создание квест-комнаты «Семь пороков» он рассматривает как новое направление своей деятельности. Впервые с форматом эскейп-рум Алексей столкнулся в прошлом году в Питере. Выбравшись из комнаты, он понял, что нечто подобное можно реализовать и в Белгороде.

- Мы запустили свою комнату первого февраля, но до этого очень долго ее разрабатывали, – говорит Алексей. – Нам хотелось реализовать совершенно уникальную идею, которой больше нигде нет, не только в Белгороде, но и в других городах. Мы решили соединить традиционные элементы квеста – задания на внимательность, решение логических задач – с философией, чтобы, выйдя из комнаты, человек задумался о необходимости самосовершенствования. Наш квест построен на противостоянии семи смертным грехам, лишь преодолев которые, можно выбраться из заточения.

Не стоит думать, что только опытным представителям индустрии развлечений под силу организация комнатных квестов. Сергей Луговской, один из основателей квест-проекта «Выход», пришел в этот бизнес из банковской сферы, но прошлое экономиста не помешало им с партнером сделать одну из самых технологичных комнат в городе. На общем фоне этот проект выделяется местоположением – он единственный из всех расположен в торгово-развлекательном центре, что накладывает на предпринимателей определенные обязательства.

- Будучи перфекционистами, мы с самого начала хотели сделать всё идеально, – говорит Сергей. – Но пока мы тщательно и вдумчиво, в течение полугода, готовили свой кабинет коллекционера, в Белгороде уже открылось несколько комнат. Чтобы не повторяться с коллегами, нам пришлось отказаться от некоторых первоначальных задумок. Проект стартовал слегка запоздало – в середине января, зато всё получилось именно так, как мы хотели. Помимо собственных убеждений, качественной реализации идеи требовало от нас местоположение – в МегаГринне полно интересных высокотехнологичных развлечений, которым мы не должны уступать. Разрабатывая «Комнату коллекционера», мы ориентировались не столько на молодежную, сколько на более взрослую аудиторию, на корпоративных заказчиков, поэтому сделали упор на эстетику оформления и сюжета, оригинальные и довольно сложные задания, технологическое оснащение игры.

Другие белгородские квест-проекты также заслуживают внимания, но в рамках одной статьи невозможно охватить всё многообразие идей. Поэтому мы расскажем лишь об основных особенностях нового бизнеса, а сравнительный анализ квестов предоставим каждому провести самостоятельно.

Обороты растут
Осваивать новую нишу и легко, и сложно одновременно. С одной стороны, еще нет конкуренции, с другой – сложно приучить потребителя к неизвестному ранее продукту. Через это прошли и основатели первых белгородских квест-комнат. Для продвижения новой услуги им пришлось подключить всемогущий интернет, и в частности, социальные сети. Но если первые приглашения поучаствовать в игре инициировались самими владельцами квест-комнат, то очень скоро увлекательную игру пользователи стали рекомендовать друг другу. Алексей Курганов отмечает, что в первый месяц после открытия комнаты «Семь пороков» подавляющее большинство посетителей было опытными игроками, но уже в следующем месяце превалировало количество новичков.

Все белгородские квест-проекты, о которых нам стало известно, не намерены останавливаться на одной комнате, некоторые уже запустили вторую и готовят к запуску третью. Так, Владлен Левин из проекта Escape обнаружил, что открытие второй комнаты дало удвоение трафика в первой. Объясняется это тем, что пройдя одну комнату, люди хотят проверить свои силы и испытать новые эмоции уже в другой обстановке. Открытие командой Escape третьей комнаты «Ограбление банка» намечено на апрель. «Расширяться» планируют и остальные наши собеседники. Ребята из квест-проекта «Выход» готовят «Хранилище 31», а Алексей Курганов («Грани») скоро презентует «Чердак».

Участие в квесте для команды из 2-4 человек в Белгороде в среднем обходится от 800 до 1500 рублей. Почти всегда поиграть в выходные стоит дороже, чем в будни, вечерние часы тоже могут идти с наценкой. Вырученными средствами организаторы должны окупить оборудование и реквизит (которые, благодаря усилиям игроков, бывает, выходят из строя), аренду помещения (включая месяцы подготовки), зарплату менеджера, рекламу, и желательно, чтобы осталось на развитие следующих проектов, потому как все участники рынка понимают, что одна и та же комната не будет пользоваться спросом вечно. В лучшем случае она будет востребована около полугода.

Правда, на растущем рынке инвестиции окупаются быстро. Владлен Левин первоначально рассчитывал на окупаемость проекта в течение года, но реальные результаты превзошли все ожидания, и уже по прошествии четырех месяцев затраты на создание первой комнаты были компенсированы. Кроме того, ребята из Escape пытаются дополнительно монетизировать комнатные квесты за счет продажи франшизы в другие регионы. В пакет за 100 тысяч рублей входит два сюжета на выбор, сайт с системой промокодов, возможностями онлайн-бронирования и оплаты, уникальная автоматизированная система для управления комнатами, рекламная и информационная поддержка. Ежемесячных отчислений договором не предусмотрено. Первого партнера Escape нашел в Воронеже.

Сейчас организаторы белгородских комнатных квестов обсуждают идею совместного продвижения и готовят проект «Чековая книжка». Суть его в том, что впервые попадая в любую из комнат участников проекта, посетитель получает брошюру с информацией обо всех квестах в Белгороде, а вместе с ней – скидку на их посещение. Принцип «оптом дешевле» всегда интересен и поставщикам, и потребителям услуг, и если проект удастся реализовать должным образом, выиграют все.

Общие интересы
Консолидация этому рынку необходима, и многие это понимают. «Нам, организаторам квестов, нужно дружить. Чем больше комнат, тем лучше для нас же», – убежден Алексей Курганов. Действительно, среди квест-проектов нет конкуренции в традиционном понимании этого слова. Человек не придет дважды в одну и ту же комнату, но если ему понравилось в первый раз, он становится «квестоманом» – у него появляется азарт, желание пройти все возможные испытания, установить собственный рекорд. Это наша редакция в полном составе проверила на собственном опыте и готова подтвердить.

Но всем участникам этого рынка могут навредить откровенно слабые комнаты, повторяющиеся идеи, скопированные друг у друга задания. Участники рынка боятся, что потребитель может разочароваться в самом формате квеста, и, как уже было сказано, стараются быть настолько оригинальными, насколько это возможно.

«В нашем деле главный риск – выбрать неудачную идею или плохо ее реализовать, – говорит Алексей Курганов. – Многие квестоманы и новички читают отзывы в интернете, прежде чем пойти в комнату. Этот бизнес работает на рекомендациях. Репутация для комнаты очень важна, и ее роль будет увеличиваться по мере роста предложения». Пока сложно оценить емкость этого рынка – он еще находится на стадии формирования, и где тот порог насыщения, за которым начнется реальная конкуренция, а может, и вовсе станет затухать интерес публики, инициаторы квест-проектов сказать затрудняются.

Если идея первична для этого бизнеса, то выбор помещения, как это ни странно, играет второстепенную роль. Как правило, для организации квест-комнат арендуются недорогие площади с довольно большим метражом. Исключение составляет лишь проект «Выход». Как признался Сергей Луговской, аренда площадей в ТРЦ, конечно же, обходится ему дороже, чем его коллегам, которые в основном располагают свои комнаты в цокольных этажах зданий. Но ребята из «Выхода» рассчитывают на трафик развлекательного центра, хотя пока о том, оправдались ли их ожидания, сказать они не готовы: мало времени прошло после открытия, да и основные мероприятия по «раскрутке» они только запустили. «В условиях становления рынка мы видим, что местоположение особой роли не играет, – говорит Сергей. – Люди готовы ехать даже в другие города, чтобы пройти новое испытание. Но пока неизвестно, как будут вести себя потребители, когда комнат будет в два раза больше, чем сейчас. Я думаю, местоположение будет влиять на посещаемость, но позже».

Еще один фактор риска для всех организаторов квестов – появление спойлеров, то есть размещение в публичном пространстве описания сюжета игры, решений головоломок, рекомендаций по прохождению квеста. С этим зачастую непреднамеренным «вредительством» участники рынка собираются бороться сообща, но пока, слава богу, таких случаев в Белгороде не было. Организаторы квестов надеются на сознательность тех, кто уже прошел комнату, и, как показывает практика, не напрасно. Ведь настоящее удовольствие от игры можно получить лишь тогда, когда приложил максимум усилий для достижения цели и понял, на что ты способен.

Не только возможность «пошевелить мозгами» привлекательна в комнатных квестах. Необычная атмосфера способна пробудить неожиданные эмоции. В условиях стрессовых факторов, таких как замкнутое пространство, ограниченное время и т.д., люди нередко проявляют себя необычным образом. Другими словами, прохождение квест-комнат – это не только отличный способ узнать самого себя, но и оценить умение работать в команде. Именно поэтому прохождение квестов рекомендуется бизнесу в качестве командообразующего мероприятия (тимбилдинга), а также для выявления и решения каких-либо проблем с коммуникацией внутри коллектива. Организаторы квестов отмечают, что корпоративных заказчиков в числе их клиентов становится все больше. Кроме того, прохождение квест-комнаты – это отличный подарок на любой праздник, что показали прошедшие февраль и март. А вообще не нужно искать повода. Хоть раз выбраться из комнаты стоит попробовать всем. Яркие эмоции и неожиданные открытия гарантированы!


для комментариев используется HyperComments