Декабрь 2016
Наталия Чернышова
Куда приводят мечты

У меня зазвонил телефон. Мобильный, потому что он со мной, где бы я ни находилась. И благодаря которому я не только всегда на связи, но и могу узнать последние новости, поделиться информацией, мгновенно отправить и получить видео или фото в любую точку земного шара. Без мобильного телефона мы сегодня не представляем свою жизнь. А ведь менее чем двадцать лет назад, всё, что сегодня для нас привычно и обыденно, представлялось фантастикой. Первая базовая станция МТС была запущена в мае 1994 года в Москве на улице Яблочкова, в июле компания начала коммерческую деятельность, а в начале 1996 года обслуживала пять тысяч клиентов. И базовых станций было 14.

В регионы компания пришла только в 1997 году. Тогда сотовую связь могли позволить себе немногие, но начавшаяся экспансия была неудержимой. И сегодня нам кажется неправдоподобным тот факт, что всего-то в начале века мобильный телефон был роскошью, а о том, чтобы выйти с него в интернет, оплатить услуги и товары, передать любые объемы информации, снять показания счетчиков, отследить движение автотранспорта и местоположение человека, заставить работать бытовую технику, было фантастикой. И эта фантастика стала привычной реальностью благодаря мечтателям, для кого нет ничего невозможного. 

Новая реальность

Итак, у меня зазвонил телефон. Звонили из МТС с предложением отправиться в пресс-тур на Международный экономический форум в Санкт-Петербург. Сознание выхватило лишь название города, и все мое существо возликовало от очередного подтверждения того, каким причудливым образом порой сбываются мечты. А когда я поняла, что стану участником главного экономического события страны, пришла в восторг. К восторгу, однако, примешивался некий скепсис, мол, к чему такой грандиозный форум, если российская экономика вот уже не первый год находится в глубокой стагнации, периодически достигая очередного дна.

Так, охваченная гордостью и предубеждением, я с группой журналистов со всей России оказалась на Пулковских высотах, где специально для этого события был построен огромный выставочный комплекс с инфраструктурой – гостиницами, ресторанами, парковкой и всеми видами связи, включая почтовые отправления. Масштаб и организация пространства впечатляли. Еще больше поражало, с каким размахом были представлены ведущие российские компании и спонсоры форума – Роснефть и Газпром, Сбербанк и ВТБ, Роскосмос и Россети. Очевидно, живое участие государства положительно отразилось на возможностях, в том числе, и самого факта присутствия здесь на форуме. Довольно скромный стенд, к примеру, Тульской области обошелся порядка 5 млн рублей. Видимо, в целях экономии далеко не все регионы были представлены. Зато Крым представился, не скупясь, в целых трех ипостасях – сама республика, Ялтинский экономический форум и Крымский мост.

Этот форум стал самым дорогим за его двадцатилетнюю историю – бюджет увеличился с 1,5 млрд в прошлом году до 1,8 млрд рублей. По данным РБК порядка 1 млрд рублей составили спонсорские взносы, около трети (примерно 600 млн руб.) – регистрационные взносы, 40 млн рублей поступило из федерального бюджета, остальное – это услуги по организации выставок. Регистрационные взносы тоже подорожали. В прошлом году минимальная стартовая стоимость участия в мероприятии составила 177 тыс. рублей, в этом году на сайте форума пакет «Стандарт» стоил уже 236 тысяч, а пакет «Премиум» – 295 тыс. рублей. На грандиозной церемонии открытия председатель оргкомитета ПМЭФ Сергей Приходько заметил: «Сюда приехал тот, кто верит в развитие мировой экономики. Вы будете обсуждать проблемы в новой экономической реальности, вызовы, которые принимает Россия и мир». Впечатленные размахом события, мы еще не знали, что тема форума «На пороге новой экономической реальности» станет пророческой и для пригласившей нас компании МТС, и для всей отрасли телекоммуникаций.

 

Логичные шаги

Для журналистов пресс-тура форум начался с подписания соглашения о сотрудничестве между МТС и шведской компанией Ericsson – производителем телекоммуникационного оборудования. Глава компании в Северной Европе Шарлотта Сунд и вице-президент МТС по закупкам и административным вопросам Валерий Шоржин под вспышки фотокамер поставили свои подписи и обменялись папками. Джефф Траверс – вице-президент по развитию бизнеса Ericsson – подчеркнул, что это был очередной логичный шаг на пути многолетнего сотрудничества. Валерий Шоржин отметил, что на фоне китайской экспансии МТС строит долгосрочную стратегию по работе с вендорами, сохраняя баланс. «В связи с падением курса рубля стоимость оборудования стала значительно выше. Путем точечных изменений и постепенной модернизации, мы стараемся сделать апгрейд сети незаметной для наших абонентов», – заверил Шоржин.

После подписания мы погрузились в атмосферу форума. Соглашения между компаниями подписывались каждые полчаса, о чем организаторы сообщали нам в смс. На различных информационных площадках обсуждались самые разные темы. На одной из них тележурналистка и ведущая Марианна Максимовская собрала представителей бизнеса для разговора о корпоративной социальной ответственности (КСО). По мнению спикеров, программа КСО должна быть четкой и органично встраиваться в активность бизнеса. И это активность не собственника бизнеса, а признак общей корпоративной культуры.

«Малая закваска все тесто красит. Никогда не поздно изменять будущее, – убежден основатель компании Zenden Андрей Павлов. – Тема церковной десятины – веками проверенный процент, позволяющий вносить плюсы в карму». В последние два года Павлов развивает активность в Крыму. Кроме строительства фабрики в Евпатории, он открыл в Симферополе клинику по лечению детей с ДЦП. Из ностальгии по СССР родился туристический проект «Мордашкой в грязь». На десять дней дети погружаются в естественную природную среду – настоящую школу выживания.

На другой площадке эксперты говорили еще об одном важном условии выживания – энергосбережении. Профессор экономики РАН Владимир Квинт заметил, что без государственной поддержки развитие в этом направлении невозможно. «Мы тратим на науку около 2 млрд долларов, Америка – 22. Есть разница? Для прорыва технологий нужна потребность. Мы живем в глобальном мире, но зависим от нефти и газа. И наше будущее – на трубах», – констатировал Квинт.

- Нужно использовать и развивать то, что имеем. Нужна стратегия. Стратегия требует определения приоритетов. Нужны специалисты. Здесь упоминалась Южная Корея. Так вот – там есть министерство стратегии, созданное на основе экономики знаний. В результате эта страна технологически обогнала даже Америку. В Китае еще в 70-х была разработана стратегия на 100 лет. Естественно, она постоянно корректируется. Недавно НАСА приняла стратегию на 200 лет. А у нас есть стратегия? – задал риторический вопрос профессор. – Бизнес, благотворительность, внедрение высоких технологий и их развитие, энергосбережение, – все это должно быть вписано в одну долгосрочную стратегию. А мы продолжаем «стратегически» надеяться, что подорожает нефть. «А вдруг нет?» – как поет Слепаков.

При этом Россия богата не только природными ресурсами, но и тоннами мусора, который никак не перерабатывается. Только в Москве его скапливается за год около30 млн тонн. Несмотря на инициативу бизнеса, власть пока никак не отзывается. По причине вышеназванных приоритетов, государство не дотирует зеленую энергетику, как это делается в Европе. Открывая панельную дискуссию о развитии «чистых» технологий, Сергей Иванов с восторгом рассказал, что в Стокгольме, где живет около 2 млн человек, а климат близок к нашему, в отопительный сезон не используются углеводороды. Только мусор! В России же на сегодня нет ни одного мусороперерабатывающего завода, где мусор превращался бы в энергию. А ведь утилизация мусора может стать не только экологическим, но эффективным экономическим решением.

Вслед за Ивановым министр экологии Сергей Донской подробно поведал о планах и объемах необходимых инвестиций в области зеленых инноваций. «Сейчас на развитие ВИЭ только Китай, Европа и США тратят 270 млрд долларов. В России затраты составляют 100 млрд рублей», – посетовал он. До 2025 года министр предполагает привлечь до 1,5 триллионов рублей в зеленую энергетику. Правда, планировать еще не значит сделать. Но отчего же и министру не помечтать?

На панельной сессии с участием президента МТС Андрея Дубовскова международные эксперты решали, какая страна станет локомотивом мирового роста, за кем будущее, как предугадать лидера и не упустить благоприятный шанс. Все эти люди ведут бизнес с Россией в области высоких технологий и, похоже, реальную картину в нашей экономике представляют себе слабо. Впрочем, зачем им представлять, если операторы сотовой связи уже второе десятилетние только прирастают и качественно, и количественно.

Удивило и порадовало четкое понимание экспертами того, что в глобальном мире достаточно ресурсов для обеспечения высокого качества жизни каждого жителя планеты. Вопрос только в распределении. «Представьте, что в этой комнате находится тысяча человек, – предложил модератор сессии генеральный директор Конфедерации индийской промышленности Чандраит Банерджи. – И для каждого из них вдоволь воздуха, пищи, денег. Но все эти ресурсы в руках одного человека, который не может с ними расстаться. В этом и заключается основная проблема развития человечества».

Андрей Дубовсков уверен, что будущие драйверы экономики находятся в сфере высоких технологий. «Людьми нас делает наше естественное обитание в нашей оболочке. И освоение космоса – это вопрос выживания. Если ты хочешь заниматься чем-то интересным, то надо не мясо производить, а смотреть далеко в будущее. Развитие биотехнологий и фармацевтики позволит значительно улучшить качество нашей жизни, – заметил Дубовсков. – Человеку нужен человек, общение, и задача телеком-оператора создавать условия для комфортного общения. И не за горами тот день, когда связь для абонентов не будет ничего стоить. А зарабатывать мы будем на интернете вещей, на дополнительных сервисах». 

Нас не догонят

Второй день форума для нас начался  пресс-завтраком с руководством МТС. Прежде чем ответить на вопросы журналистов, Андрей Дубовсков рассказал о ближайших планах развития компании. Кроме повышения качества связи и развития сервисов на основе мобильного интернета, одним из интересных направлений станет развитием оператором спутникового телевидения. Сейчас в РФ этот рынок практически монополизирован, превалирующая доля у компании «Триколор», соответственно, и система сбыта построена во многом в ее интересах. МТС предлагает инновационный сервис: есть функции паузы, записи, перемотки и интерактивные сервисы. Компания рассчитывает на двухзначную долю рынка уже через 3-5 лет.

«Мы в полной мере осознаем, что инновационный продукт всегда дороже, чем линейный. И теперь, когда доллар не 30, а нефть – не сто, экономика проекта внедрения спутникового ТВ значительно ухудшилась. Но мы также понимаем, что монополию надо разрушить и намерены работать в этом направлении, поскольку смотрим вдолгую. Наша идеология изменилась, теперь мы продаем обычные недорогие линейные приставки наряду с интерактивными, понизив входную планку», – заверил президент МТС.

Что же касается активного строительства новых LTE-сетей, то здесь компания решила пока взять тайм-аут. «Мы забрались на холм и увидели горы еще выше, но это не значит, что надо немедленно их штурмовать. В ближайшие 2-4 года ожидаем замедление инвестиционного цикла, а на рубеже 2020-2022 – следующий технологический скачок, когда появятся коммерческие аппараты 5G, – привел образный пример Андрей Дубовсков. – А пока мы продолжим путь сотрудничества с нашими конкурентами, в том числе в области шеринга сетей LTE. От шеринга сети всегда выигрывает коалиция. Мировой опыт тоже говорит о том, что операторы постепенно объединяют сети. К сожалению, в России мы начали это делать слишком поздно. Поэтому сейчас видим памятники несговорчивости – четыре башни рядом».

Конечно, не обошлось без обсуждения законопроекта известного как «антитеррористический пакет Яровой». Среди документов пакета и те, которые обязывают интернет-провайдеров и операторов сотовой связи хранить резервные копии данных, передаваемых абонентами, до трех лет. Ведущие игроки отрасли посчитали, что только на создание центров хранения информации нужно затратить более 2 триллионов рублей. Даже если взять всю консолидированную годовую выручку операторов, такой суммы просто нет. Андрей Дубовсков отметил, что обработка массива данных будет стоить столько же, сколько его хранение.

Этот законопроект – удар по отрасли, надгробный камень на планах развития. К тому же, борьба с терроризмом – это задача государства, а не проблема операторов. Тогда почему расходы должны брать на себя они?

В конце июня, вопреки всем доводам разума, этот пакет был принят, и рынок телекома оказался на пороге новой экономической реальности. Впрочем, на этом пороге оказались все мы. Поскольку создание центров хранения информации оплатит каждый из нас из собственного кармана. Абсурдность ситуации заключается в том, что государство, пытаясь грубо нарушить тайну переписки, неприкосновенность личной жизни граждан, обязывает нас самим за это заплатить. Давайте представим принятие такого «ярового пакета» лет двадцать назад. Тогда бы «Почту России» обязали вскрывать все почтовые отправления, снимать с них копии и хранить три года в архивах. На фоне этого бреда «лихие 90-е» кажутся самым правовым периодом за последние сто лет.

Сразу после принятия «пакета» акции лидеров отрасли – МТС и Мегафона – упали в цене в среднем на 3%. Компании, конечно, предложили компромиссное решение. Операторы сотовой связи готовы отчислять один процент годовой выручки на выполнение «закона Яровой» в виде дополнительного налога. Эти средства будет аккумулировать государство, а затем самостоятельно создавать необходимые центры обработки и хранения информации. Сейчас ведутся пути разрешения разногласий. Так, советник президента по интернету Герман Клименко предлагает исключить видеофайлы и медийный контент из списка обязательных для хранения. По словам Клименко, чтобы обеспечить хранение всего потока, придется потратить весь золотовалютный резерв. Да и технически эта миссия трудновыполнима.

Сама же автор «пакета» Ирина Яровая в своих довольно расплывчатых комментариях отметила, что в принятом сейчас законе не говорится конкретно про видеоматериалы. «Закон не носит даже рекомендательный характер. Он носит характер установления полномочий правительства в этом вопросе, а правительство в течение двух лет как раз на основе работы с отраслью, будет рассматривать вопросы развития тех технологий на территории РФ, которые помогут нам не зависеть от иностранных государств в защите своих интересов», – говорит Яровая. Я перечитала эту фразу много раз и не поняла ее смысла. Интересно, автор понимает, о чем говорит? У бизнеса есть два года до того, как «пакет Яровой» заработает.

Утешает одно – мы живем в мире, в котором все так стремительно меняется. И развитие отрасли телекоммуникаций – яркое тому подтверждение. Андрей Дубовсков, кстати, верит, что лет через двадцать информация будет проецироваться на сетчатке глаза, а все гаджеты исчезнут, поскольку люди будут общаться телепатически. Смешно? А разве тридцать лет назад мы не стали бы потешаться над тем, кто бы попробовал рассказывать о мобильном интернете или смартфонах, без которых сегодня сложно представить нашу жизнь?

Будущее создают мечтатели. Здесь и сейчас. Просто однажды они поселили надежду в своем сердце и осмелились реализовать свои мечты. А потом смогли преодолеть все сомнения в том, что можно преодолеть все трудности, которые только встретятся на пути. И продолжали идти вперед. И потому неизменно оказывались на шаг впереди.

 

 

 


для комментариев используется HyperComments