Март 2020
Наталия Вивьерс
Контрольный – в голову

- Позвольте вас спросить: почему от вас так отвратительно пахнет?

- Ну что ж, пахнет. Известно, по специальности. 

Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили...

«Собачье сердце»

 

Мир охвачен паникой и страхом неминуемой смерти от коварного вируса. Никакие доводы экспертов и цифры статистики не могут убедить, что нынешний вирус не более опасен, чем десятки прочих. Итальянцы в обязательном карантине поют и аплодируют медикам на своих балконах, завешанных российскими флагами в знак благодарности гуманным военным вирусологам. Французы спешно покидают осадный Париж, а кто не успел заливает изоляцию вином. Голландцы переносят Евровидение и выбрасывают из-за отсутствия спроса миллионы тюльпанов. Россияне продолжают скупать гречку с туалетной бумагой, мастерят маски из подручных средств и тщательно обрабатывают руки дефицитными санитайзерами.

Мир, всего месяц назад такой глобальный, близкий и безграничный, строит стены, закрывает наглухо двери, обрубает торговые и прочие связи. После выступления нашего бессменного лидера, добровольно изолированные ненадолго застыли в недоумении и закрыли двери на цепочку. От тех, кто в свою выходную неделю решит прийти в гости. В Москве перестали действовать социальные карты, и старики со студентами покупают билеты, чтобы проехать в метро. Социальные сети возмущенно кричат «капсом», требуют масок и дефицитных санитайзеров.

Мир наполнился паническим гулом, способным перекрыть звук реактивного двигателя. Вот только двигатели тоже молчат. С 27 марта Россия полностью закрывает авиасообщение с другими странами. Исключения будут сделаны только для рейсов, которыми россиян вывозят из-за границы. Авиакомпании ждут господдержки, без которой значительная их часть будет просто разорена. Разорение ожидает многие сотни компаний. Вопреки всеобщей панике, этот вирус, не столько опасен для людей, сколько окажется смертельным для бизнеса.

Мир, охваченный паникой, не слышит этот коллективный призыв к разуму. Этот призыв напоминает глас вопиющего в пустыне, заваленной гречкой и туалетной бумагой. Предприниматели в нашей стране привыкли умирать тихо. Особо громкие сидят – и отнюдь не в самоизоляции. Их печальный пример позволил крепко усвоить оставшимся – деньги любят тишину. То, что не удалось задушить «правоохранителям», додушит вирус. Пока голоса еще звучат, я решила собрать их вместе. В надежде, что они будут услышаны.

Смертельный диагноз

Анастасия Татулова

Основательница сети семейных кафе «АндерСон»

Я предприниматель. Уже несколько лет я задумываюсь над тем, что это слово звучит как диагноз, а сегодня – практически как смертельный диагноз. Большинству из нас, неизлечимо больных, осталось жить несколько недель, а кому-то и дней. Мы столкнулись с фатальным кризисом. Пожалуй, самый большим и страшным в истории нашей страны после революции 1917-го.

Позавчера на банкротство подал мой конкурент, вчера – коллега по отрасли, тысячи сотрудников остались без рабочих мест и доходов. И это только начало.

Каждый день умирают бизнесы, которые много лет создавали комфортную среду в городах, развиваясь офлайн. Это те, кто не производит и не продает так нужные всем сейчас гречку, туалетную бумагу и санитайзеры. Это уютные кафе за углом, булочные с горячим хлебом, люди, которые устраивали дни рождения вашим детям, турагентства, которые отправляли вас в долгожданный отпуск. Выездной туризм умер полностью, ивент-индустрия бьется в агонии, рынка детских услуг и развлечений уже почти нет. Фактически умер весь и так мизерный пласт малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Косвенно это затрагивает нас всех – и предпринимателей, до которых железная рука кризиса еще не добралась, и потребителей. Просто пока что мало кто об этом задумывается. Со временем последствия коронавирусной паники доберутся даже до тех, у кого сейчас все хорошо, кто сидит дома на карантине и получает зарплату, воспринимая ситуацию как неожиданный бесплатный отпуск.

Обанкротившиеся предприниматели и их бывшие сотрудники больше не смогут тратить деньги на покупку товаров и услуг, на оплату кредитов, на обучение детей, на развлечения и путешествия. И бизнесы начнут складываться дальше как карточные домики.

Я закрыла уже пять кафе из 33 московских. Выручка по сети упала на 85%. 90% малых и средних предпринимателей – таких, как я, – не смогут оправиться от вируса. А вокруг масса нелепых шуток, мемов и обучающих курсов «как разобрать шкаф в карантине» и «как не убить мужа и ребенка, пока сидишь дома».

Пандемия пройдет, человечество выживет, большинство из нас все еще будут живы. Но жить мы будем в другом мире. Мы уже начали в нем жить. Не поменялось пока в нем только одно – наплевательское отношение к предпринимателям.

Полная версия здесь.

Глобальный кризис

Катя Иванова

Директор одного из тысяч турагентств

Не могу молчать, накипело. Потому что если наши доблестные СМИ таким образом, как сейчас говорят про организованный туризм, в частности, про турагентства, освещают и прочие сферы нашей жизни, то верить невозможно ничему – все полное вранье. Наглое и бесстыжее. Когда я читаю фразы, как мы ни черта не делаем и наживаемся на туристах, мне хочется ржать и рыдать одновременно, но больше второе.

Уже третью неделю, включая выходные, мы все как на линии фронта – каждый день сводки с поля боя: какая страна закрыта на карантин и по какое число, какая – нет, но скоро закроется. А туристы должны вылететь в ближайшее время и немало таких, которые это хотят сделать. И мы понимаем, что есть вероятность, что их быстро вернут, да они и сами это понимают, но надеются на лучшее, а также понимают, что деньги им не вернут, если страна не закрыта.

Понимаем это и мы. И сердце болит, и бессонные ночи. И за тех, кто улетел, и за тех, кто остается из-за обстоятельств непреодолимой силы. У нас вообще такая профессия, что мы понимаем всех. Туристов, которые не улетели и хотят вернуть свои заработанные деньги и обманутые мечты. Операторов, на которых свалилась вся эта катастрофа огромных масштабов – сразу по всем странам мира, и которые бессонными ночами пытаются решить все сразу.

Вывезти уже уехавших туристов – это переговоры с иностранными партнерами, отельерами, авиакомпаниями. Как разобраться с теми, кто вылететь уже не сможет, дать аннуляции по отелям, авиабилетам, страховым, придумать приемлемую форму взаиморасчетов, чтобы сохранить себя, разрулить конфликты, удовлетворить клиентов и работать дальше.

Мы понимаем всех, всю эту кухню, но также понимаем и то, что в приоритете – наши туристы. Потому что уже давно свои и любимые, потому что мы взяли за них ответственность, потому что мы хотим работать дальше с чистой душой. Поэтому не имея новых заказов, мы каждый день ходим на работу, и мозг дымится от обилия самых разнообразных проблем, от переговоров с нашими партнерами-туроператорами, от того количества писем, которые мы пишем, чтобы защитить интересы клиентов, от поиска лучшего решения.

При этом прекрасно понимая – начни сейчас операторы отдавать всем деньги, они прогорят сразу. Потому что это огромное количество людей и огромная денежная масса, ушедшая в оплату будущих услуг. Многим кажется, что это так легко. На деле все намного сложнее, к огромному сожалению. Компании, обслуживающие людей в сфере туризма, терпят огромные убытки и не в состоянии удовлетворить всех и сразу. И это не просто в полтора раза обрушился рубль – какой ужас! – и не просто кризис в отдельно взятой стране. Это глобальный кризис по всему миру, обстоятельства, обрушившиеся на нас всех, как снежная лавина по всем фронтам.

Это насчет «ничего не делаем». И еще пару слов насчет «наживаемся». Странно и даже дико звучит, но мы не получаем за такую свою работу ни-че-го. Мало того, 90 процентов из нас отдает все заработанное за последние три месяца – подчистую. То есть всю эту работу мы делаем бесплатно. То есть не то что мало заработали, а не заработали вообще. И даже более того – на данный момент потеряны собственные деньги. Это проплаченные за туристов депозиты. Да, настоящие бизнесмены так не делают. Так делают турагентства, радеющие за клиентов и их деньги.

И когда я слышу все это оголтелое наглое вранье с новостных каналов, у меня уши заворачиваются в трубочку, потому что я знаю всю подноготную и могу оценить достоверность скармливаемой нам/вам информации. И невольно закрадывается мысль: «А как дело обстоит в тех сферах, реальное положение в которых мы не знаем, а их вот точно также клеймят и обвиняют в наживе?»

Я сплю и скоро проснусь

Елена Ковалева

Руководитель Visa Travel, Белгород

Подобное чувство я помню из раннего детства, когда каждый прожитый день был, как жизнь, когда буйная фантазия заменяла жизненный опыт, и вот это: «А что если это все сон? И скоро я проснусь в другом мире, где спят днём, а ночью играют и гуляют, где вода сладкая, а трава розовая?» И вот это чувство вернулось.

Каждое утро просыпаясь, я вспоминаю, что мне незачем спешить в офис, потому что мое любимое дело, мой бизнес первым со всего маху врезался в закрытые границы. И мы всем туристическим сообществом уже схватились за голову, а кто-то еще снимает сливки на фоне обесценивающегося рубля и грядущего мирового кризиса.

Каждое утро я трясу головой в надежде прогнать морок о том, что в мире набирает обороты невидимый, как радиация, враг. В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ человечество под угрозой – конечно, это сон.

И снова хочется стать маленькой, «спрятаться в домике». Но нет, это наше поколение 70-80-х сейчас несёт ответственность за своих беспечных родителей и беззащитных еще детей. Наши родители ничего не боятся, они пережили крах страны, в которой они родились. Их мир однажды уже был разрушен, что им эти нефтяные войны и вирусы? Их поколение ничем не запугать.

А дети? Какая реальность ждёт нас и их после преодоления эпидемии? Какой дурной сон я смотрю и никак не могу проснуться? Бегу изо всех сил, и стою на месте. Чувствую свою никчемность, осознаю, что от меня ничего не зависит. Как Скарлетт О'Хара говорю, что подумаю об этом завтра, и не могу уснуть почти до утра.

Вот такие мысли. Злюсь, что не могу с наскока найти другой источник дохода. Тревожусь, потому что молчит интуиция. Боюсь неизвестности, потому что я мать. И предприниматель. И все летит в тартарары. А о чем думаете вы? Давайте поддержим друг друга. 

Паника заразна

Игорь Чернов

Директор компании «ИнБиТек»

Ребята, вы не устали причитать? Паника заразна. И легко переходит в безумие. Давайте мыслить рационально. По щелчку пальцев на дистанционную работу и самоизоляцию не перестроится ни одна отрасль. Особенно когда речь идет о физическом ритейле, в формате «сделай сам». И в особенности на производстве любой продукции, в том числе, стальных конструкций, серийных изделий.

Предложения чиновников понятны – они на панике забывают, что предпринимателям смс-ка два раза в месяц от государства не прилетает. Что любой бизнес может исполнять социальные обязательства только имея выручку и прибыль. А это значит, что если сворачивается привычная структура потребления, то надо искать и реализовывать новые схемы работы, загрузки производств, эффективной логистики.

Поменьше читайте истеричных новостей, поменьше слушайте паникеров, поменьше общайтесь со «знатоками» и «чиновниками». Давайте просто работать. Да, тяжело, особо помогать никто не будет. Ну, так и что теперь? Если кто-то хочет оставаться в жопе – его личное дело. А я работать привык, так что я дальше пошел. Всем удачи!

Заключительный аккорд

Из голосов разумных людей

Закончится вся эта игрушка в фильм ужасов тогда, когда большинство поймёт, что работы, а, следовательно, и денег – нет. Людям надоест сидеть по домам, они наиграются, наконец, в настольные игры и в прогулки с собакой. Те, кто сейчас пишут «главное, чтобы было коту во что срать» при таком раскладе скоро и будут есть этот наполнитель с котом на пару.

У кого-то есть многолетние подушки безопасности, но большинство не имеет по сути ничего. Машину, которую будет не на что заправить, дачу, до которой не доехать, квартиру, за которую нечем платить. Да ещё и в придачу ипотеку, детей, пожилых родственников.

Мы уже всем миром ничего не делаем месяц. Если ещё два, так всем будет всё равно на вирус. Потому что причина будет не важна, если следствие от контрольного выстрела в голову – одинаково. В итоге, уже через пару месяцев мы получим армию безработных и разоренных, и это уже будет совсем другая реальность, пострашнее коронавируса.

А еще через несколько лет политологи будут изучать в учебниках, как можно управлять массами на мировом уровне, используя основной человеческий инстинкт – страх, срабатывающий как у собачек Павлова.

 

Лучи надежды

Для тех, кто перестал пускать слюну на мерцающий монитор со страшными новостями, вот ссылки с мнениями экспертов.

Дмитрий Львов – легенда советской вирусологии, эксперт ВОЗ по гриппу и респираторным инфекциям с 1987 года, человек, который обнаружил десятки новых неизвестных вирусов на территории СССР и изучил механизмы возникновения пандемий. Здесь  он рассказывает о том, как возник вирус в Ухане, каковы его симптомы, зачем нужны маски и как бороться с коронавирусом в России.

Владимир Никифоров – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней Пироговского медицинского университета, эксперт ООН по биотерроризму и один из самых опытных инфекционистов в нашей стране, дал подробное интервью  о том, что паника необъяснима и контрпродуктивна

Александр Евсин – бывший военный разведчик и математик. Сегодня – начальник ситуационного центра, заместитель руководителя ЦОДД (Центра организации дорожного движения правительства Москвы). В данный момент дежурная смена задействована в масштабных противоэпидемиологических мероприятиях в городе – в частности, обеспечивает организацию движения в районе строительства новой инфекционной больницы. Здесь  он разложил ситуацию с пандемией по полочкам.

Для тех, кто по-прежнему уверен, что мы все умрем, будет полезен обзор  ритуальных агентств нашего славного городка. Говорят, что они приходят сами. Вот как раз те, кто приходят сами, с нами говорить отказались. Эти ангелы смерти – вне конкуренции.  


для комментариев используется HyperComments