Март 2021
Наталия Чернышова
Горе без ума

«Серьезное лицо – еще не признак ума.

Все глупости на земле делаются

именно с этим выражением.

Вы улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»

 

Технический прогресс – это заслуга ленивых. Посудите сами: рыть землю лопатой тяжело и медленно – ленивый изобрел экскаватор, трудно подниматься вверх по ступеням – вот вам эскалатор и лифт, складывать цифры в уме нелегко – возьмите калькулятор. Вот только вряд ли эти ленивцы были глупцами, согласитесь. И все они явно были профессионалами, знатоками своего дела.

За последние пару десятилетий отрицательного отбора во всех сферах деятельности уровень профессионализма катастрофически снизился. Нынче не нужны умные, нужны – лояльные. Неважно – к компании или власти. Зачастую ценится не результат, а умение имитировать бурную деятельность. Отчасти этому способствует и технический прогресс, обеспеченный ленивыми.

Однако, отсутствие необходимых компетенций у руководителей, их неспособность организовать рабочие процессы может привести к печальным последствиям. Речь идет о человеческих жизнях, а не только о недополученной акционерами прибыли. Хотя последнее часто становится приоритетом.

В шахте Яковлевского горно-обогатительного комбината произошло возгорание. Такое сообщение поступило в Единую диспетчерскую службу 21 марта в 10:17 утра. На место выехали экстренные службы. На тушении пожара работали более 50 спасателей и 16 единиц техники. По прибытии первых подразделений пожарно-спасательных частей было установлено, что произошло возгорание транспортировочной ленты проходческого комбайна.

Всего под землей на глубине 378 метров находилось 277 человек. Уже к полудню все были подняты на поверхность. К счастью, никто не пострадал. Пока спасатели прокладывали рукавную линию, определяли проходы, вели подготовительные работы для тушения пожара, ситуацию взял под контроль ВРИО губернатора Вячеслав Гладков. Он традиционно сообщил об этом в социальных сетях и отправил на место происшествия главу Яковлевского района Андрея Чеснокова.

В менеджменте «Северстали» традиционно комментировать происшествие не стали. От местного руководства выступил руководитель пресс-службы Виталий Цымбалов. Он заверил, что «каждый инцидент подробно разбирается, в этом случае будет создана специальная комиссия, которая будет расследовать все причины и обстоятельства происшествия».

Кроме обещанной комиссии, ситуацию на руднике под свой контроль возьмет и прокуратура. «В ходе надзорных мероприятий с привлечением контролирующих органов будет дана оценка законности действий должностных лиц в части соблюдения ими требований промышленной безопасности», – заверила старший помощник прокурора области Ольга Моисейкина.

Случайность или закономерность?

Прошлой осенью мне довелось ближе познакомиться с менеджментом Яковлевского ГОКа. В основном по документам и аудиозаписям, предоставленным одним из подрядчиков – ООО «КУБАЗ». Результатом этого знакомства стала статья о том, как сотрудничество с АО  «Северсталь» может привести к банкротству. 

В марте 2018 года Яковлевский ГОК пригласил КУБАЗ на строительство ряда объектов, а затем на разработку карьера по добыче песка. В результате систематического невыполнения условий договора со стороны Северсталь уже весной прошлого года подрядчик оказался на грани банкротства: счета были заблокированы налоговой, трудовая инспекции и прокуратура завалила проверками и штрафами, приставы описывали технику.

Переговоры с менеджментом рудника зашли в тупик. Компания «КУБАЗ» подала иски в суд на общую сумму порядка 120 млн рублей. В компании полагают, что удовлетворение этих требований сможет спасти от возможного банкротства. В ответ на иски Яковлевский ГОК отказался принимать все выполненные подрядчиком работы.

При этом за время сотрудничества бывший директор Яковлевского ГОКа Егор Ренёв не раз награждал КУБАЗ благодарственными письмами «за выполнение поставленных задач по строительству, ремонтам объектов, а также подготовке сырья для производственных целей». Новый руководитель – Денис Голубничий – предпочел держать глухую оборону.

Новость о пожаре на руднике заставила задуматься. В первую очередь – о непрофессионализме руководства. Дело в том, что в этом бессмысленном противостоянии с подрядчиком была заморожена приемка насосной станции пожаротушения третьего ствола шахты. Видимо, эффективных менеджеров безопасность рабочих заботит гораздо меньше собственных глупых амбиций. Стоит ли удивляться, что пожар удалось потушить только через два дня? Да и ответ на вопрос «Случайность это или закономерность?» вполне очевиден.

Мышиная возня

На сегодняшний день КУБАЗ погасила все долги по заработной плате. Счета и имущество  по-прежнему остаются под арестом. Налоговая приняла решение пока не инициировать процедуру банкротства. Арбитражный суд Белгородской области рассматривает три иска – два по договорам по добыче песка и один – по грохочению руды. В ответ Северсталь заявила обеспечительные меры на долг по ГСМ, а арбитражный суд их удовлетворил.

Результатом решения суда стал арест имущества ООО «КУБАЗ» на сумму более 17 млн рублей. Однако уже в следующем судебном заседание представитель АО «Северсталь» Павел Максимов признал, что сумма задолженности в два раза меньше, но при этом возражал против снятия обеспечительных мер, введенных на заведомо большую сумму. До настоящего момента обеспечительные меры так и не были уменьшены и отменены.

Если подрядчику терять нечего, кроме как биться до победного конца, поведение менеджмента Северстали удивляет. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров и избежать финансовых и репутационных рисков, «эффективные менеджеры» развили бурную мышиную возню.

Года два назад к директору КУБАЗ Кириллу Маркелову обратился директор по обеспечению бизнеса Алексей Алексеев с просьбой сделать отделку дома. Затем и менеджер Ринат Шамсутдинов попросил отремонтировать квартиру и залить фундамент под дом. Оговорили сумму работ, стройматериалы закупили, работу выполнили. Вот только в свете последних событий Алексеев и Шамсутдинов решили последовать примеру руководства и отказались заплатить почти три миллиона рублей. Маркелов в декабре написал заявление в полицию.

В ответ Алексеев подал заявление, что якобы Маркелов расписал краской автомобиль. Вслед за этим поступило анонимное заявление о невыплате заработной платы. Кирилл лишь развел руками: «Кому же мне её выплатить, если заявление анонимное?» Да и с росписью автомобиля вышло неловко: краска легко отмылась, а камеры наблюдения ничего не показали.

Затем в офис КУБАЗ нагрянули сотрудники ОБЭП с проверкой по подозрению о выводе денежных средств с расчетного счета организации. Им терпеливо объяснили, что счет почти год как арестован, а все поступающие средства списываются в счет погашения заработной платы и налогов. Впрочем, сотрудники полиции всех уровней чаще всего сочувствуют Маркелову, но беспомощно разводят руками: «Мы всего лишь исполнители».

Может, как в случае с пожаром, ВРИО губернатора Вячеслав Гладков возьмет на личный контрольи эту ситуацию? Глядишь, и насосную станцию пожаротушения третьего ствола шахты примут и введут в эксплуатацию, обеспечив безопасность работников шахты. Впрочем, в структуре Северстали есть комитет по этике, на который компания «КУБАЗ» возлагала надежды в разрешении спора с менеджментом Яковлевского ГОКа.

Стандарты поведения

Обращение в комитет по этике Северстали было отправлено в начале октября 2020 года. В нем подробно были указаны нарушения договорных обязательств со стороны менеджмента Яковлевского рудника, повлекших за собой предбанкротное состояние подрядчика. В день поступления от имени секретаря комитета по этике Роман Рябов ответил, что «обращение получено и передано для проведения проверки в целях подготовки информации для заседания Комитета по этике. Информация о решении Комитета по этике будет направлена на исходящий электронный адрес после проведения очередного заседания».

До конца января информация о решении так и не поступила. Пришлось задать вопрос Роману Рябову «Не нарушает ли это принципов корпоративного управления, принятых в АО «Северсталь?» И далее по пунктам разъяснить, какие именно принципы были нарушены:

  1. Опора на надежную команду опытных и профессиональных управленцев.
  2. Применение лучших практик раскрытия информации и прозрачной системы корпоративной отчетности.
  3. Обеспечение прибыли для акционеров.

Чтобы Роману стало еще понятней, пришлось раскрыть, как именно были нарушены данные принципы:

  1. Поведение менеджмента во взаимоотношениях с подрядчиком сложно назвать профессиональным. В подтверждение этого в приложении к обращению направлены записи разговоров.
  2. Прошло уже более трех месяцев с момента поступления обращения, а информация о проведенной проверке и проведенном заседании Комитета так и не раскрыта. Ни с применением лучших практик. Ни без них.
  3. Вряд ли судебное разбирательство с последующими издержками, а также негатив в информационном поле позволят обеспечить прибыль акционерам.

Роман Рябов хранил молчание. По телефону он сообщил, что сведения о решениях комитета по этике третьим лицам не разглашаются. Пришлось писать секретарю комитета по этике – Екатерине Сыроватской. Она оказалась персоной довольно публичной: в сети нашлись ее интервью, которые вселяли надежду на адекватный ответ.

В одном из интервью Екатерина рассказала, что в «Северстали» действует Стандарт поведения сотрудников, обновленная версия которого утверждена в 2017 году. Документ определяет ключевые правила поведения и ответственность, которую сотрудники компании несут по отношению друг к другу, к компании и к деловым партнерам. Тогда как комитет по этике реагирует на любые обращения, связанные с несоблюдением ценностей компании, злоупотреблениями, нарушениями стандартов поведения.

Отправив ссылку на статью о взаимоотношениях деловых партнеров, я добавила: «Если после прочтения Вы решите, что здесь нет злоупотреблений и нарушений принятых стандартов поведения, а напротив соблюдены все ценности компании, то так и ответьте. Если же увидите то, что увидела я при подготовке и написании материала, а также во время общения с менеджментом Яковлевского рудника, то прошу Вас подойти неформально к данному вопросу и дать более развернутый ответ». Ответа от секретаря комитета по этике Северстали так и не поступило. Вот такие стандарты поведения.

Искорка надежды

Я много лет пишу о бизнесе. Я искренне радуюсь успехам и переживаю за неудачи предпринимателей. Я всегда верила, что список Forbes возглавляют исключительно умные люди и настоящие профессионалы своего дела. Но глядя на эту ситуацию, я начинаю сомневаться. Прежде всего в том, что владелец Северстали Алексей Мордашов в курсе, что творится на одном из его предприятий. Надеюсь, хотя бы про пожар в шахте ему сообщили.

Тем временем работы ка карьере до сих пор не ведутся. Яковлевский ГОК закупает песок на соседнем карьере «Гремучий» в два раза дороже, чем поставляла КУБАЗ. Зато бодро рапортуют в почти советских передовицах о поступлении новой техники «в связи с увеличением объема производства руды». Все тот же рупор Виталий Цымбалов сообщает в заметке «Новобранцы песчаных карьеров», что «ранее услуги по добыче песка выполняла подрядная организация, но для повышения эффективности производства было принято решение создать собственный участок».

Возникают вопросы: сообщили ли эти «новобранцы» собственнику и акционерам, во сколько обойдется комплектация штата, закупка техники, проведение вскрышных работ? И как они объяснили повышение эффективности при растущих затратах? Боюсь, что на эти вопросы менеджмент рудника ответов привычно не даст.

Непрофессионализм может не только разрушить бизнес, лишить прибыли акционеров, нанести вред репутации и снизить стоимость акций, но и забрать жизни людей. А если не забрать, то ощутимо отравить, как в случае с КУБАЗ. Я верю в правило шести рукопожатий и всепроникающую силу интернета. Поэтому сохраняю искорку надежды на то, что удастся достучаться до собственника. Потому как «эффективные менеджеры» с серьезными лицами явно впали в горе без ума.

 


для комментариев используется HyperComments