Июль 2015
Наталия Вивьерс
Дело в сумке

Если в Америке многие бизнес-истории берут начало в гаражах, то российский бизнес часто начинался в подвалах. При этом не все подвальные «новорожденные» явили себя миру. История этой компании удивительна еще и тем, что в далеком 1992 году в одном из белгородских подвалов было организовано швейное производство. Шили там сумки и чехлы для велосипедов. Впрочем, решение заняться именно легкой промышленностью было принято со свойственной основателю компании «МаксФил» рассудительностью. Оглядываясь на пройденный путь длиной почти в 23 года, Роберт Бут признается, что легкая промышленность – далеко не легкая. И здесь надо прилагать тяжелые усилия.

Признаюсь, познакомиться с этим производством хотелось давно. Но так исторически сложилось, что почти все клиенты «МаксФил» сосредоточены за пределами области, и потому местная пресса директору компании была неинтересна. Как это часто бывает, помогла случайная встреча. Хотя вся наша жизнь – это череда неслучайных случайностей, в которых сокрыта неведомая нам логика. И вот я на фабрике. Удивляет царящая тишина и покой. Кажется, что каждый здесь четко знает, что делать. Никакой суеты, все подчинено особому ритму. Ритму, год за годом создаваемому волей и принципами одного человека.

Деловая хватка
«Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть».
Джордж Элиот

Родился и вырос Роберт Бут в Белгороде. Уже подростком увлекся велоспортом и по окончании школы поступил в Харьковский институт физкультуры. Спорт многое дал, закалил характер. Выработалась привычка преодолевать себя. Когда кажется, что сил больше не осталось, и ты продолжаешь крутить педали, потому что надо ехать – впереди финиш. С будущей женой познакомился в Закарпатье на танцплощадке. Елена приехала из Новосибирска отдыхать, а Роберт был на спортивных сборах. Проговорили три часа, а через три года Роберт приехал в Новосибирск и женился.

Пока Роберт работал тренером-преподавателем по велосипедному спорту, друг детства Александр Заикин, с которым учились в одном классе, вместе поступали в институт, жили в одной комнате в общежитии, в 1986 году, как только были разрешены кооперативы, открыл в Харькове швейное производство. Достать ткани, фурнитуру, краски было делом непростым. И однажды случай открыл в Роберте предпринимательскую жилку.

Как-то он зашел в магазин в Новосибирске и увидел дефицитную ткань в свободной продаже. Впрочем, что тогда не было дефицитом? Он позвонил другу в Харьков, тот прислал деньги, и Роберт купил все, что было. А потом отправился в Кемерово на комбинат шелковых тканей. Перед этим взял письмо из комитета физкультуры о том, что требуется ткань для пошива чехлов на велосипеды. Тогда было очень проблематично купить что-то за деньги – это была эпоха бартера. Письмо подписали на покупку 500 метров ткани, Роберту же удалось купить 800. И не по семь, а по пять рублей! Так началась его профессиональная деятельность на поприще швейного производства в качестве снабженца. Правда, за работу Роберт ничего не получал. Просто помогал другу.

Зарплата тренера была 163,5 рубля. Перспектив ни на ее рост, ни на получение жилья в Новосибирске не было. И Роберт решил перевезти семью в Белгород. Вскоре Александр позвал друга работать вместе, предложив долю в компании. Материалы приходилось искать по всей России, но процесс был довольно увлекательным. Когда же Белгород с Харьковом разделила граница, ездить на работу стало несколько затруднительно. И 9 сентября 1992 года родилась компания «МаксФил», название которой придумалось в самолете по пути в Новосибирск, куда Роберт летел за детьми. Имена сыновей-погодок – Максима и Филиппа – слились вместе сами собой.

Опережая время
«Я не боюсь ошибиться, я боюсь не пробовать».
Джей-Зи

Где взять сырье, Роберт уже знал. А вот технологию производства пришлось осваивать с азов. Выходить с сумками на розничный рынок было неинтересно. Решили предлагать продукцию корпоративным клиентам. С первыми отшитыми образцами Роберт отправился в Москву на переговоры с товарной биржей «Алиса», одним из учредителей которой был небезызвестный Герман Стерлигов. Второй компанией для сотрудничества наметили ЛогоВАЗ, где хозяином тогда был Борис Березовский. В «Алисе» идея понравилась, а вот над качеством посоветовали еще поработать. Ткани и краски для нанесения логотипов были отечественные, и качество действительно оставляло желать лучшего. Увидев же у ЛогоВАЗа серьезных мужчин, приехавших на дорогих иномарках на совещание к боссу, после часа томительного ожидания войти так и не решились. Не пустила неуверенность. И вернулись обратно в Белгород. Улучшать качество.

Шесть долгих лет в МаксФиле работал над повышением качества, отшивали и отправляли товар оптом во все магазины страны – от Калининграда до Хабаровска. Бизнес рос вполне успешно. Идея работать на рынке корпоративной сувенирки с новой силой овладела Робертом в 1998 году, когда после дефолта далеко не все торговые компании уцелели. В довесок ко всему на плечи давил сырьевой кредит на 40 тысяч долларов, который пришлось выплачивать два года. Первым крупным клиентом стала компания «БизнесКар» – официальный дилер Toyota.

Первый вопрос на предложение изготовить сумки с фирменным логотипом был: «А зачем?» Роберт терпеливо объяснил, что это нужно для имиджа компании. И что такой нужный подарок, как дорожная сумка, будет приятен клиентам. Убедил, и вскоре с образцами продукции, которую не стыдно было бы показать и в ЛогоВАЗе, успешно провел переговоры. Затем были другие известные компании, для которых имидж значит очень много. Так что с уверенностью можно сказать, что МаксФил стал первой российской производственной компанией, которая не только предложила свою продукцию на рекламном рынке, но отчасти его сформировала.

К слову, рынок этот был практически пустой. Китай тогда еще не занял все производственные ниши. И количество клиентов МаксФил росло в геометрической прогрессии. К 2000-му году Роберт не только расплатился с кредитом, но и всерьез задумался о значительном расширении производства и о возможной покупке собственного здания под него.

Новый виток
«Успех ничему не учит. Он только убеждает умных людей,
что они не могут проиграть».
Билл Гейтс

И снова помог случай. На выставке в Москве главный инженер швейной фабрики «Наяда» рассказал, что дела совсем плохи, и здание фабрики выставлено на продажу. Обратно в Белгород Роберт летел как на крыльях. Сразу по возращению он отправился на переговоры и заключил договор о покупке здания на вполне выгодных условиях – 50 тысяч долларов с рассрочкой платежа на год. Пришлось, правда, вложить почти столько же в капитальный ремонт. Для Роберта всегда было важным, даже в «подвальные» времена, чтобы его сотрудники трудились в комфортных условиях. В новом здании была создана современная система вентиляции и кондиционирования не только в административной части, но и в цехах, производство пополнили современным оборудованием, а для работников был открыт массажный кабинет.

В 2002 году по приглашению ТПП в рамках обмена опытом на МаксФил приезжал специалист из Англии. Неделю он консультировал команду по организации производства: от оформления заказа до проверки качества готовой продукции. Он был приятно удивлен и условиями, и самой культурой труда. К слову, на МаксФил люди работают не столько за деньги, сколько за идею. Репутация компании здесь ценится очень высоко. В это трудно поверить, но за все годы работы клиента не подвели ни разу. Даже если приходилось трудиться в авральном режиме.

Однажды после проведенных переговоров с банком на заказ кожаных портфелей с тиснением, после согласования образцов и условий, клиент вдруг замолчал. Уже было решили, что заказ будет размещен в другом месте, как звонит представитель и говорит, что продукция нужна через неделю. «Даже если работать очень быстро, то нам было необходимо не менее двух недель, – вспоминает Роберт. – Я пришел в цех и просто объяснил, что значит для всех нас этот заказ. Люди работали без выходных по 12 часов, и мы уложились в эти нереальные сроки». Конечно, работники получили сверхурочные и премии. Но мотивацией служили не столько деньги, сколько честь фабрики. Ведь многие в буквальном смысле связали с ней жизнь. Кстати, оба сына Роберта также трудятся в компании – Максим менеджером в отделе продаж, а Филипп – дизайнером.

Люди приходили и уходили, с кем-то приходилось расставаться по объективным обстоятельствам, как, например, во время кризиса 2008-го. Но большинство работников МаксФил отличаются постоянством. Роберт признается, что в сотрудниках ценит, прежде всего, человеческие качества. Специальности можно обучить, а вот характер изменить невозможно. В кабинет директора каждый может свободно зайти с любым вопросом. Это чувствуется и в спокойном достоинстве самих работников, в их непринужденном обращении к директору – «РобСаныч».

Роберт Бут отмечает, что за 23 года работы нынешний кризис – самый тяжелый. Особенно было угнетающим начало года – до марта не было отгружено ни одной единицы продукции. Потом рынок начал немного оживать. На вопрос об импортозамещении директор МаксФил лишь иронично улыбается. Почти все ткани, фурнитура и оборудование – импортные, да к тому же многие крупные госзаказы продолжают размещать в Китае. Хотя для белгородцев китайцы не являются прямыми конкурентами. Если заказ нужно сделать менее чем за три месяца, то дорога одна – в более гибкий и мобильный МаксФил.

Несмотря на осознание глубины нынешнего кризиса, а, возможно, именно благодаря ему, было принято решение расширить ассортимент предлагаемой продукции. Уже закуплено оборудование для пошива футболок, толстовок и других текстильных изделий. «Даже имея самую большую базу корпоративных клиентов в России, не стоит быть самонадеянными и оставаться на месте, – замечает Роберт Бут. – Мы также развиваем линейку эксклюзивных изделий».

Индивидуальный подход к каждому клиенту, новые креативные разработки, такие как рюкзаки в виде телефона, батарейки или компьютерной мышки, знание корпоративных стандартов и четкое следование им. Прибавьте к этому стремление предугадать желание клиента, при этом сильно рискуя. Например, для компании «Балтика» была изготовлена сумка-термос в виде пивной банки. Креативный подход оценили и разместили крупный заказ. Конечно, такой индивидуальный подход может значительно отразиться на стоимости изделия. Поэтому тендеры МаксФил часто проигрывает. Но это не единственная причина: здесь полностью прозрачная бухгалтерия и принципиальная позиция в отношении откатов.

- Клиенты становятся нашими друзьями, – подчеркивает Роберт. – Они уверены, что мы сделаем вовремя, качественно и точно в утвержденном дизайне. Мы не просто продаем сумку, мы продаем целый комплекс услуг.

Отправляясь в путешествие, мы тщательно собираем сумку. Как бы хотелось точно знать, что положить в нее, отправляясь в рисковый путь по просторам российского бизнеса. Но компоненты успеха невозможно уместить в готовый рецепт. Это тысячи проб и ошибок, смесь разочарований с удачами, выстраивание шаг за шагом отношений с каждым клиентом, непрерывное самообучение. А в случае с Робертом – это еще и жесткое следование однажды установленным принципам. Иначе он просто не умеет жить.

Пять принципов Роберта Бута

  1. Налоги не надо любить, их надо платить. И спать спокойно. Я плачу все налоги. Это большие суммы, поверьте. Я мог бы ежемесячно покупать автомобиль бизнес-класса. 
  2. Я никогда не ставил самоцелью деньги. Главное – идея, а деньги – это уже следствие. 
  3. Я соблюдаю все законы страны, в которой живу и работаю. Это дает мне ощущение уверенности.
  4. Мы не работаем ни за какие деньги, и ни на каких условиях с табачными компаниями, с военно-промышленным комплексом и с политическими организациями. 
  5. «Золотое правило» – мой основополагающий принцип. Я всегда поступаю с другими так, как хотел бы, чтобы поступали со мной.

для комментариев используется HyperComments