Июль 2017
Денис Ефремов
Чувство равенства

Плохое зрение у меня с рождения. До тридцати лет видел немного. Теперь – вижу только свет. Но это не помешало мне окончить сначала музыкальное училище, а затем университет. Учиться я всегда любил, это у меня получается хорошо. А вот с трудоустройством – другая ситуация. Работодатели почему-то не видят во мне специалиста. Видя белую трость, они выносят окончательный вердикт о моей недееспособности.

В 2009 году я закончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Восемь лет после окончания университета я пытался найти работу везде, где возможно. Участие в программе «Учитель для России» помогло получить небольшую практику в сельской школе. Но найти работу по специальности «преподаватель истории» мне так и не удалось. Иногда в сети получалось найти учеников для подготовки к ЕГЭ. Полноценной работой назвать это трудно. Это скорее практика, чтобы не потерять профессиональные навыки.

Однажды вечером я услышал по радио о проекте Everland, о помощи людям с ограниченными возможностями обрести достойную работу. И я подумал: «А вдруг это мой шанс? Если не попробую, буду себя грызть всю жизнь». Конечно, были сомнения, что это очередная акция для спасения обездоленных, но мне нужна была работа. И я решил в очередной раз попытать счастья. И стал участником проекта.

Много лет мне объясняли, что я – инвалид, а значит, ни на что не способный, ненужный. Объясняли доходчиво, раз за разом отказывая в трудоустройстве. Да и близкие люди почти с этим согласились, видя мои многочисленные бесплодные попытки найти себя в профессиональной деятельности.

 

В Everland – все иначе. Здесь человека оценивают по качеству выполненной им работы. Каждый участник проекта несет полную личную ответственность за результат. Сейчас я прохожу стажировку – пробую себя в написании текстов, чтобы стать сотрудником этого инклюзивного проекта. Компания дала мне возможность пройти обучение и стать специалистом на открытом рынке труда. И я не могу подвести людей, поверивших в меня. Это почти забытое чувство, как вернувшееся из бездонной глубины воспоминание, – ощущать себя полноценным членом общества.

Проект Everland нашел один из путей интеграции профессионалов в общество и начал работу в сентябре 2016 года. Здесь организуют обучение и стажировки для специалистов с инвалидностью из разных регионов России и стран СНГ. Цель проекта – создание возможностей для работы и самореализации людей с инвалидностью. Компания оказывает содействие бизнесу и НКО – предоставляет юридические, бухгалтерские и дизайнерские услуги. Среди сотрудников проекта есть PR-специалисты, журналисты, программисты.

Основатели проекта – Игорь Новиков и Елена Мартынова – успешные предприниматели. Игорь Новиков более десяти лет работает проектным юристом, преподает в нескольких вузах Москвы. Елена Мартынова двенадцать лет занимается КСО, PR и стратегическими коммуникациями.

Я разговариваю с другими участниками проекта. Их истории схожи. Каждый из них не мог смириться с положением иждивенца. Каждый из них – профессионал, но обычно собеседование с инвалидом ограничивается констатацией: «Мы не сможем обеспечить вам надлежащие условия» или просто «Вы нам не подходите». Если бы работодатель вначале видел специалиста, а потом его инвалидность, подход мог бы быть другим. В Everland стараются, прежде всего, разглядеть потенциал человека. 

Безграничные возможности

Айслу Асан, 35 лет, Казахстан

Контент-специалист и журналист

Еще до травмы я окончила университет по специальности «журналистика». Но поработать в профессии мне не довелось. Будучи колясочником, я большую часть своей жизни провожу в четырех стенах. С появлением интернета начала искать работу по написанию текстов на дому. Начинала с бирж фриланса. Занималась рерайтом, который оплачивался по 15 рублей за 1000 знаков. Этого едва хватало, чтобы пополнить баланс телефона. Но хотелось набить руку и быть увереннее в том, что я могу.

Потом начала искать работу в группах соцсетей, и мне сразу улыбнулась удача – предложили работу расшифровщика видеоинтервью на популярном казахстанском интернет-портале. Работа несложная, стабильная, неплохо оплачиваемая, премии по праздникам. Расшифровывала и понимала, что не хочу только стучать по клавиатуре. Хочу расти, заниматься творческой и полезной работой. И снова начала искать. Поскольку я немного путешествовала внутри страны и за ее границы, мне посчастливилось попасть на международную конференцию по социальному туризму. Там я познакомилась с интересными людьми. Они и направили меня в Everland.

А здесь все, конечно, не просто. Здесь ты – не инвалид, ты – специалист, от которого ждут качественного выполнения задач в установленные сроки. Есть заказчики, деньги и репутация. Самое сложное – выйти из зоны комфорта. Работать, когда хочется себя пожалеть и все бросить. Но когда делаешь этот шаг вперед, клиенты довольны твоей работой и в тебе видят профессионала, а не просто иждивенца и нытика, то понимаешь – это самая большая награда.

Писать, выражать свои мысли на бумаге я любила со школы. Так и выбирала профессию. Считаю, что работа должна приносить удовольствие. А теперь любимое занятие дает возможность зарабатывать и жить не на месячную продуктовую корзину, а позволить себе и своим трем детям гораздо больше. Я стала свободнее и увереннее, ведь я – конкурентоспособный на рынке специалист. А для этого мне пришлось перебороть все страхи, каждый день оттачивать навыки и просто относиться по-другому к обстоятельствам.

Но многие люди с инвалидностью предпочитают жить на пособия, не высовывая голову из скорлупы собственных проблем и ограничивая себя в прелестях этого мира. Не хотят работать, потому что работа – это стресс, ответственность и нагрузка. А еще нужно учиться, проявлять терпение. Конечно, есть виды инвалидности, когда работать просто невозможно. Но я говорю о тех, кто мог бы делать что-то руками, удаленно.

Технологии дали нам столько возможностей – получай образование дома, зарабатывай, ищи. Сегодня много говорят об инклюзии. Мне по большому счету не важно: работаю я в инклюзивной команде или в команде только инвалидов. Главное, этот проект дал мне возможность живого общения и работу в коллективе. Так мы меняем отношение к людям с инвалидностью, доказываем, что все ограничения только в головах.

Сила уверенности

Хас Анзоров, 26 лет, Москва

Юрист

По первому образованию я – юрист. Заканчивал государственную классическую академию им. Маймонида. Имею диплом магистра по педагогике. На третьем курсе у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. После академии трудоустроиться я не смог. Игорь Новиков был деканом и моим преподавателем в студенческие годы. Да и после мы поддерживали связь. Как-то речь зашла о проекте Everland, и я загорелся.

С тех пор я – участник проекта. Сотрудничаю с момента его основания. Прошел стажировку три месяца. Научился на практике работать с документами, представляю в суде интересы людей и компаний. Самым трудным было наверстать все, что изменилось за годы моего бездействия, обновить свои знания. Зато я получил достойную, хорошо оплачиваемую работу. Главное – она мне нравится. Сейчас я стал самостоятельным. У меня есть твердые позиции, потому что есть уверенность – я могу зарабатывать, помогать родным. Появляются новые желания, новые потребности, новые планы.

Многие люди с ограниченными возможностями здоровья сидят дома и ждут помощи. Инвалидам с детства вбивают в голову, что они немощные. Помимо препятствий физических перед ними появляются психологические барьеры. Человек привыкает к тому, что ему все должны, и он сам не пытается ничего сделать, чтобы изменить свою жизнь.

Инвалидов нужно просвещать. Важно показать на примерах реальных людей, добившихся высоких результатов, что жизнь не ограничивается пособием по инвалидности и любимым телевизором. Надо убирать барьеры, которые создавались годами. Трудности со здоровьем, конечно, сказываются. Бывают периоды как психологической, так и физической немощности. Но основная проблема вовне. Это общество, которое вбивает в голову человеку, что он ограничен.

Сейчас вышел федеральный закон о внедрении инклюзии в школах. Я положительно отношусь к этому – мир развивается. Много примеров можно привести, когда инвалид намного эффективнее и плодотворнее здорового человека. Процесс интеграции будет длительным и трудным. Но это должно стать обычным делом.

Уверен, многие люди с ограниченными возможностями здоровья способны работать, как я. На рынке труда, в первую очередь, оценивается качество продукта. Если человек конкурентоспособен, он будет востребован всегда.

 

Жажда развития

Яна Марышева, 28 лет, Москва

 Дизайнер

Я окончила математический колледж по специальности «дизайнер по отраслям». Потом в МГУТУ получила специальность дизайнера упаковочного производства. Параллельно с учебой я работала, сначала в типографии брошюровщицей, потом дизайнером наружной рекламы. Когда после декрета я потеряла прежнюю работу и была в поиске, случайно увидела в интернете объявление о возможности инвалидам пройти стажировку в Everland.

Мне очень нужен был опыт, его не хватало. Я откликнулась на объявление и попала в проект. Здесь я научилась делать качественный дизайнерский продукт – разрабатывать фирменный стиль, готовить презентации. Не все получалось сразу. Иногда хотелось бросить. Но сегодня я уверенно чувствую себя в своей профессии, портфолио пополняется работами. Я могу обеспечить себя и своего сына.

Когда-то преподаватель по менеджменту рассказывал про пирамиду потребностей по Маслоу. Его теория засела мне в голову. У каждого человека разные потребности. Мои заставляют меня развиваться, искать новые возможности для заработка, а не довольствоваться скромной пенсией слабослышащего инвалида.

Я двояко отношусь к инклюзии. С одной стороны, общество должно взаимодействовать с инвалидами, они не должны жить изолированно. С другой стороны, инклюзивные школы и детские сады не учитывают, что детям с нарушением слуха нужно особое внимание, особый подход в обучении. Таким детям некомфортно со слышащими людьми.

К каждому инвалиду, конечно, нужен особый подход. Хотелось бы видеть помощь от государства. Но все же главное – не сдаваться и рассчитывать на себя.

Сила в команде

Елена Мартынова

Директор по развитию Everland

Мы – социальный бизнес-стартап, и решаем сразу несколько задач. Предлагаем бизнесу несколько направлений услуг. Все заказы выполняются нашей инклюзивной командой специалистов. Кураторы набирают себе стажеров, повышают до необходимого уровня их квалификацию и затем принимают в сотрудники. Компания берет на работу людей с разной инвалидностью, сохранным интеллектом и уже имеющих образование и профессию.

Обучить человека с нуля мы не можем – у него должно быть профильное образование, высшее или среднее специальное. Стажер должен иметь мотивацию работать и расти. В нашем проекте есть профессионалы, которые просто могут выполнять свою работу. И есть те, у кого совсем небольшой опыт в профессии, но он хочет реализоваться и зарабатывать. Начинающим специалистам мы предлагаем прокачку – стажировку.

За стажировку Everland не платит, бесплатна она и для стажера. Длится она от одного до трех месяцев. Компания обучает и пытается понять, на что сотрудник способен с точки зрения качества работы, скорости, коммуникации и ответственности. Мы организовываем мастер-классы от профессионалов. Человек приобретает бесценный опыт. У него нарабатывается портфолио и понимание, что и как делать. После стажировки он всегда сможет найти работу. Но мы хотим, чтобы он оставался с нами. Работаем очно и дистанционно. Главное – качественно выполненная работа.

Мы учитываем ограничения человека и соответственно распределяем нагрузку. Если юрист на коляске по объективным причинам не может ездить в суд, то он все равно работает. Кто-то будет «ногами», а кто-то будет заниматься аналитикой у компьютера.  Главное – это качество, подход к клиенту и сроки. Everland – это бизнес, и мы работаем на репутацию.

 

 


для комментариев используется HyperComments